Пояснительная записка Основной целью программы является развитие функциональной грамотности учащихся 5 классов как индикатора качества и эффективности образования, равенства доступа к образованию. Уровень изучения предмета – базовый. Изучение курса рассчитано на 17 часов. Данная программа рассчитана на преподавание в 5 классе из расчета 1 час в неделю. Основные виды деятельности обучающихся: самостоятельное чтение и обсуждение полученной информации с помощью вопросов (беседа, дискуссия, диспут); выполнение практических заданий; поиск и обсуждение материалов в сети Интернет; решение ситуационных и практико-ориентированных задач. В целях развития познавательной активности обучающихся на занятиях можно использовать дидактические игры и опыты, разрабатывать и реализовывать мини-проекты, организовывать турниры и конкурсы. Планируемые результаты освоения учебного предмета Личностные результаты ученик научится: • формировать понятие о целостном мировоззрении, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практике, учитывающее социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира; • знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий; • формировать готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания; • формировать ценности здорового и безопасного образа жизни. ученик получит возможность научиться: критическому отношению к информации и избирательности её восприятия; формировать познавательные интересы и мотивы, направленные на изучение живой природы; интеллектуальные умения (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); формировать ответственное отношение к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учетом устойчивых познавательных интересов; формировать основы экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде; формировать эстетическое отношение к живым объектам. Метапредметные результаты ученик научится: находить проблему исследования, ставить вопросы, выдвигать гипотезу, предлагать альтернативные способы решения проблемы и выбирать из них наиболее эффективный, классифицировать объекты исследования, структурировать изучаемый материал, аргументировать свою позицию, формулировать выводы и заключения; самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности извлекать информацию из различных источников (включая средства массовой информации и интернет-ресурсы); готовить сообщения и презентации с использованием материалов, полученных из Интернета и других источников; владению основами самоконтроля, самооценки, принятию решений и осуществлению осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности. ученик получит возможность научиться: оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения; критически оценивать информацию, добытую из различных источников; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью, своему и окружающих; адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию. Содержание учебного предмета с указанием форм ее организации и видов деятельности Модуль «Основы естественнонаучной грамотности» 5 класс Содержание Формы организации Виды деятельности учащихся Беседа, учебный Находит и извлекает эксперимент. информацию из Введение различных текстов Звуковые явления Строение и свойства вещества Вода Земля как часть Вселенной. Уникальность планеты Земля. Наблюдение физических явлений Находит и извлекает информацию из различных текстов Презентация. Учебный эксперимент. Наблюдение физических явлений Находит и извлекает информацию из различных текстов, моделирует. Презентация. Учебный эксперимент. Наблюдение физических явлений Беседа. Презентация Находит и извлекает информацию из различных текстов Находит и извлекает информацию из различных текстов, интерпретирует. Календарно - тематическое планирование № Название темы Раздел 1. Введение – 3 часа. 1. Знакомство с предметом. 2. Различные способы описания мира. Наблюдение и поиск закономерностей. 3. Научный подход к изучению мира. Способы постановки экспериментов. Раздел 2. Звуковые явления – 1 час. 4. Слышимые и неслышимые звуки. Шум и его воздействие на человека. Раздел 3. Строение и свойства вещества – 2 часа. 5. Движение и взаимодействие частиц. Признаки химических реакций. 6. Решение заданий. Раздел 4. Вода – 2 часа. 7. Уникальность воды. Три состояния воды. 8. Тепловое расширение воды. Вода – растворитель. Раздел 5. Земля как часть Вселенной. Уникальность 9. Звезды на небе. Земля – наш дом. 10. Солнце. Солнечная система. 11. Земля, ее внутреннее строение. 12. Знакомство с минералами, горной породой и рудой. 13. Атмосфера Земли. 14. Уникальность планеты Земля. 15. Условия для существования на Земле. Дата План Факт Примечание 14.09 11.09 18.09 25.09 2.10 9.10 16.10 23.10 планеты Земля. – 7 часов. 13.11 20.11 27.11 4.12 11.12 18.12 25.12