ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа внеурочной деятельности «Математическая грамотность» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования с учётом и современных мировых требований, предъявляемых к математическому образованию, и традиций российского образования, которые обеспечивают овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу для непрерывного образования и саморазвития, а также целостность общекультурного, личностного и познавательного развития обучающихся. В рабочей программе учтены идеи и положения Концепции развития математического образования в Российской Федерации. Программа внеурочной деятельности «Математическая грамотность» ориентирована на учащихся 5 класса. Занятия рассчитаны на 1 час в неделю в течение 1 полугодия, всего 17 учебных часов. Курс «Математической грамотности» является одним из модулей программы «Развитие функциональной грамотности». Программа нацелена на развитие способности человека формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах. «Математическая грамотность – это способность индивидуума проводить математические рассуждения и формулировать, применять, интерпретировать математику для решения проблем в разнообразных контекстах реального мира. Она включает использование математических понятий, процедур, фактов и инструментов, чтобы описать, объяснить и предсказать явления. Она помогает людям понять роль математики в мире, высказывать хорошо обоснованные суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему гражданину. В настоящее время существует объективная необходимость практической ориентации школьного курса математики. Выбор продиктован противоречием между требованиями к развитию личности школьников и уровнем подготовки математической грамотности учащихся. Математическая грамотность включает в себя навыки поиска и интерпретации математической информации, решения математических задач в различных жизненных ситуациях. Информация может быть представлена в виде рисунков, цифр, математических символов, формул, диаграмм, карт, таблиц, текста, а также может быть показана с помощью технических способов визуализации материала. Существуют три составляющих математической грамотности: 1. Умение находить и отбирать информацию Практически в любой ситуации человек должен уметь найти и отобрать необходимую информацию, отвечающую заданным требованиям. Эти навыки тесно связаны с пониманием информации и умением осуществлять простые арифметические действия. 2. Производить арифметические действия и применять их для решения конкретных задач В некоторых ситуациях человек должен быть знаком с математическими методами, процедурами и правилами. Использование информации предполагает умение производить различные вычисления и подсчеты, отбирать и упорядочивать информацию, использовать измерительные приборы, а также применять формулы. 3. Интерпретировать, оценивать и анализировать данные Интерпретация включает в себя понимание значения информации, умение делать выводы на основе математических или статистических данных. Это также необходимо для оценки информации и формирования своего мнения. Например, при распознавании тенденций, изменений и различий в графиках. Навыки интерпретации могут быть связаны не только с численной информацией (цифрами и статистическими данными), но и с более широкими математическими и статистическими понятиями такими, как темп изменений, пропорции, расчет дивидендов, выборка, ошибка, корреляция, возможные риски и причинные связи. 2 Навыки оценки и анализа данных могут понадобиться при решении конкретных проблем в условиях технически насыщенной среды. Например, при обработке первичной количественной информации, извлечении и объединении данных из многочисленных источников после оценки их соответствия текущим задачам (в том числе сравнение информации из различных источников). В реальной жизни все три группы навыков могут быть задействованы одновременно. Важной характеристикой математической грамотности являются коммуникативные навыки. Человек должен уметь представлять и разъяснять математическую информацию, описывать результаты своих действий, интерпретировать, обосновывать логику своего анализа или оценки. Делать это как устно, так и письменно (от простых чисел и слов до развернутых детальных объяснений), а также с помощью рисунков (диаграмм, карт, графиков) и различных компьютерных средств. Вместе с тем базовый уровень является недостаточным для реализации данного положения, что и определяет актуальность решения прикладных задач в дополнительном учебном курсе. Наряду с принципами научности, непрерывности, интегрированности и дифференцированности, образование в настоящий момент акцентируется на развитии обучающихся, упирающемся на личностно-ориентированном обучении, гармонизацию и гуманизацию образовательного процесса. Межпредметная связь повышает научность обучения, доступность. Цели: формирование математической грамотности учащихся, в том числе в интеграции с другими предметами, развитие интеллектуального уровня учащихся на основе общечеловеческих ценностей и лучших традиций национальной культуры. Задачи: 1. распознавать проблемы, возникающие в окружающей действительности, которые могут быть решены средствами математики; 2. формулировать эти проблемы на языке математики; 3. решать эти проблемы, используя математические факты и методы; 4. анализировать использованные методы решения; 5. интерпретировать полученные результаты с учетом поставленной проблемы. Математическая грамотность как компонент предметной функциональной грамотности включает следующие характеристики: 1. Понимание обучающимися необходимости математических знаний для решения учебных и жизненных задач; оценка разнообразных учебных ситуаций (контекстов), которые требуют применения математических знаний, умений. 2. Способность устанавливать математические отношения и зависимости, работать с математической информацией: применять умственные операции, математические методы. 3. Владение математическими фактами (принадлежность, истинность, контрпример), использование математического языка для решения учебных задач, построения математических суждений. Составляющая математической функциональной грамотности — понимание учеником необходимости математических знаний для решения учебных и жизненных задач; оценка разнообразных учебных ситуаций (контекстов), которые требуют применения математических знаний, умений. Реализацию этой составляющей в программе обеспечивает комплекс из шести групп математических заданий: 1. Учебные задачи показывающие перспективу их практического использования в повседневной жизни. 2. Упражнения, связанные с решением при помощи арифметических знаний проблем, возникающих в повседневной жизни. 3. Упражнения на решение проблем и ситуаций, связанных с ориентацией на плоскости и в пространстве на основе знаний о геометрических фигурах, их измерении. 3 4. Упражнения на решение разнообразных задач, связанных с бытовыми жизненными ситуациями (покупка, измерение, взвешивание и др.) 5. Задачи и упражнения на оценку правильности решения на основе житейских представлений 6. Задания на распознавание, выявление, формулирование проблем, которые возникают в окружающей действительности и могут быть решены средствами математики. Вторая составляющая математической функциональной грамотности — способность устанавливать математические отношения и зависимости, работать с математической информацией: применять умственные операции, математические методы. 1. Упражнения на понимание и интерпретацию различных отношений между математическими понятиями — работа с математическими объектами. 2. Упражнения на сравнение, соотнесение, преобразование и обобщение информации о математических объектах — числах, величинах, геометрических фигурах. 3. Упражнения на выполнение вычислений, расчетов, прикидок, оценки величин, на овладение математическими методами для решения учебных задач. Третья составляющая математической функциональной грамотности младших школьников — овладение математическим языком, применение его для решения учебных задач, построение математических суждений, работа с математическими фактами. Реализацию этой составляющей могут обеспечить следующие группы математических заданий. 1. Задания на понимание и применение математической символики и терминологии. 2. Задания, направленные на построение математических суждений ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА Метапредметные и предметные: уметь работать на уровне узнавания и понимания, на уровне понимания и применения; уметь находить и извлекать математическую информацию в различном контексте; уметь применять математические знания для решения разного рода проблем распознавать проблемы, которые возникают в окружающей действительности и могут быть решены средствами математики; формулировать эти проблемы на языке математики; решать проблемы, используя математические факты и методы; анализировать использованные методы решения; интерпретировать полученные результаты с учетом поставленной проблемы; формулировать и записывать результаты решения. Личностные: Уметь: объяснять гражданскую позицию в конкретных ситуациях общественной жизни на основе математических знаний с позиции норм морали и общечеловеческих ценностей строить монологическую письменную речь, участвовать в дискуссиях; создавать команду и работать в команде при осуществлении мини-проектов; формировать портфель достижений школьника, принимая участие в олимпиадах, викторинах 4 СОДЕРЖАНИЕ КУРСА 1. Числа (2ч). Как люди научились считать. Из науки о числах. Из истории развития арифметики. Почему нашу запись называют десятичной. Составление числовых выражений. Действия над натуральными числами. Как свойства действий помогают вычислять. Приёмы рациональных вычислений. Логические и традиционные головоломки. Числовые ребусы. 2. Четность (2ч). Свойства четных и нечетных чисел. Использование свойств четности в решении олимпиадных задач. Изображение фигур, не отрывая карандаша от бумаги и четность. Использование четности при прохождении лабиринтов. 3. Олимпиадные задачи (3ч). Решение олимпиадных задач различных конкурсов 4. Геометрия в пространстве (2ч). Задачи со спичками. Куб. Параллелепипед. Развертки фигур. Узлы на веревке. 5. Переливание. Взвешивание (2ч). Задачи на переливание. Задачи на взвешивание. Оплата без сдачи и размена монет. 6. Логические задачи (2ч). Верные и неверные утверждения. Логические задачи. Задачи- шутки. Математические фокусы. Математические игры. 7. Элементы комбинаторики (1ч). Формулы комбинаторики. Решение комбинаторных задач. 8. Геометрия на клетчатой бумаге (2ч). Рисование фигур на клетчатой бумаге Разрезание фигур на равные части. Игры с пентамино. 9. Повторение (1ч). Защита мини-проектов КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № урока 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 Кол-во часов Тема раздела, урока Числа (2ч) Числа Четность (2ч) Четность Олимпиадные задачи (3ч) Олимпиадные задачи Олимпиадные задачи Геометрия в пространстве (2ч) Геометрия в пространстве Переливание. Взвешивание (2ч) Переливание. Взвешивание Логические задачи (2ч) Логические задачи Элементы комбинаторики (1ч) Геометрия на клетчатой бумаге (2ч) Геометрия на клетчатой бумаге 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 5 Дата проведения план факт 01.09 08.09 15.09 22.09 29.09 06.10 13.10 20.10 27.10 10.11 17.11 24.11 01.12 08.12 15.12 22.12 Примечание № урока 17 Кол-во часов Тема раздела, урока Повторение. Защита мини-проектов. Итоговое занятие 1 Дата проведения план факт 29.12 Примечание Используемая литература: 1. И.Ф.Шарыгин, А.В. Шевкин «Задачи на смекалку». 2. Н.К. Антонович «Как научиться решать занимательные задачи». 3. Е.В. Смыкалова «Математика (дополнительные главы) 5 класс». 4. Н.П. Кострикина «Задачи повышенной трудности в курсе математики 5-6 классов». 5. Ю.М. Колягина «Поисковые задачи по математике (5-6 классы)». 6. Г.И. Григорьева «Подготовка школьников к олимпиадам по математике: 5-6 классы». Используемые ресурсы: 1. https://fg .resh.edu.ru/ 2. https://etudes.ru/ 3. http://free-math.ru/ 4. http://www.zaba.ru/ 5. https://mathus.ru/math/ 6. https://skysmart.ru/ 7. https://uchi.ru/ 6