Рабочая программа внеурочной деятельности Функциональная грамотность модуль Креативное мышление 7 2023

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная программа разработана с учетом возрастных особенностей детей и
актуальности тематики курса. Обучение школьников по этой программе дает учащимся
возможность активизировать творческие способности и находить оригинальные решения
учебных и жизненных проблем, быстро и эффективно справляться с поставленными
задачами.
Творчество в широком смысле рассматривается как деятельность в ситуации
неопределенности, направленная на получение результатов, обладающих объективной
или субъективной новизной. В этом плане творчество не обязательно связано с такими
видами деятельности, традиционно относимыми к творческим, как рисование, сочинение
музыки или стихов, игра на сцене т.п. Оно имеет место во всех тех случаях, когда
приходится действовать в ситуациях неопределенности, отсутствия четких алгоритмов,
неизвестности сути и способов решения встающих перед человеком проблем,
непредсказуемо меняющихся условий.
Креативность включает в себя:
1) интеллектуальные предпосылки творческой деятельности, позволяющей
создавать нечто новое, ранее неизвестное, а также предварительный набор знаний и
умений, необходимых для того, чтобы это новое создать;
2) личностные качества, позволяющие продуктивно действовать в ситуациях
неопределенности, выходить за рамки предсказуемого,требует проявлять спонтанность;
3) «метатворчество» - жизненную позицию человека, подразумевающую отказ от
шаблонности, стереотипности в суждениях и действиях, желание воспринимать и
создавать нечто новое, изменяться самому и изменять мир вокруг себя, высокую ценность
свободы, активности и развития.
Очевидно, что далеко не все реальные жизненные и профессиональные задачи и
проблемы, с которыми сталкивается человек, соответствуют следующим допущениям:
имеется четко ограниченный круг решений, алгоритм решения и полные исходные
данные. Значительная часть ситуаций отвечает им не полностью или не отвечает вообще,
особенно если приходится действовать в быстро изменяющихся условиях. Таким образом,
традиционный интеллект отнюдь не гарантирует, что проблема будет решена адекватно,
даже если мы точно знаем, как именно ее решать. Между тем, большинство учебных
задач, которые человек тренируется решать в школе, а потом в вузе, выстроены таким
образом, что решаются в соответствии с конвергентной стратегией интеллектуального
поиска. Может быть, именно в этом состоит одно из объяснений того факта, что многие
отличники, прекрасно справляющиеся с учебными задачами, оказываются беспомощными
при попытках решить реальные проблемы, подстерегающие их как на работе, так и в
других жизненных ситуациях.
При традиционном мышлении требуются верность, правильность каждого шага в
решении проблемы. В качестве примера можно привести решение математических и
физических задач. В творческом же мышлении ошибочность какого-то конкретного шага
необязательно ведет к некорректности общего результата. Так происходит потому, что это
мышление протекает сразу по нескольким направлениям, представляет собой своего рода
«сетевой поиск» решения проблемы.
В основу данной программы положены следующие принципы обучения:
1. Принцип активности. На занятиях обучающиеся вовлекаются в специально
разработанные действия. Особенно эффективными в достижении целей занятий через
осознание, апробирование и тренировку приемов, способов поведения, идей,
предложенных педагогом, являются те ситуации и упражнения, которые позволяют
активно участвовать в них всей группе одновременно.
2. Принцип исследовательской (творческой) позиции. Суть этого принципа заключается
в том, что в ходе занятий подростки осознают, обнаруживают, открывают идеи,
закономерности, а также свои личные ресурсы, возможности, особенности. На занятиях

создается креативная среда, основными характеристиками которой являются
проблемность, неопределенность, безоценочность.
3. Принцип постоянной обратной связи. Необходимо создавать условия для
эффективной обратной связи в группе. Обратная связь в группе, задаваемая и
отслеживаемая педагогом - спонтанная, без оценочная.
4. Принцип партнерского (субъект - субъектного) общения. Реализация этого принципа
создает в группе атмосферу безопасности, доверия, открытости, которая позволяет
обучающимся экспериментировать, не стесняясь ошибок.
5. Принцип добровольного участия. Каждый учащиеся самостоятельно принимает
решение об участии, как во всей программе, так и в его отдельных упражнениях.
Данный курс представляет собой обучение посредством приобретения и осмысливания
жизненного опыта, моделируемого в групповом взаимодействии людей. Такое
моделирование осуществляется с помощью игровых методов и групповых дискуссий.
Занятия не сводятся к передаче знаний и умений в неизменном виде, а направлены на
создание возможности прямого соприкосновения с изучаемой реальностью, обучения на
собственном опыте.
Предлагаемая программа рассчитана на старшеклассников. Оптимальный размер группы
8-16 человек. Тренинговые упражнения объединены в 16 занятий. Описание каждого
занятия начинается с небольшого пояснения, далее представлены подробные описания
входящих в его состав упражнений, его психологический смысл, обсуждение, в некоторых
случаях – примеры выполнения. Последовательность занятий и упражнений внутри
каждого из них выстроена исходя из принципа системности в представлении материала и
правил организации социально-психологических тренингов.
Методы воздействия и техники, применяемые в данной подпрограмме:
1) ролевые и имитационные игры («ролевые разминки», ролевые ситуации) –
предполагают «примеривание» на себя разнообразных по статусу и содержанию ролей и
их проигрывание;
2) коммуникативные и «командные» игры – направлены на обучение детей навыкам
эффективного взаимодействия, сотрудничества;
3) методы, развивающие воображение (визуализация, вербальные и невербальные игры);
4) когнитивные методы – развивают представление о многогранности и неоднозначности
окружающего мира;
5) групповые дискуссии (импровизированная конференция по какой-либо проблеме);
6) упражнения, развивающие исследовательскую деятельность детей – развивает
познавательную активность и креативность, творческие способности ребенка;
7) методы релаксации – это достижение общего состояния покоя, отдыха,
расслабленности, которое характеризуется уменьшением нервного напряжения.
Цель: развитие структур креативного мышления у учащихся подросткового возраста
путем создания условий для формирования и развития у обучающихся:
- возможности продуктивно действовать в ситуациях новизны и неопределенности, когда
нет заранее известных способов действий, гарантированно ведущих к положительному
результату;
- возможности создавать что-либо, обладающее новизной и оригинальностью.
Задачи:
1. Развитие интеллектуальных качеств, входящих в состав креативности: беглости,
гибкости, и оригинальности мышления, воображения, умения находить неожиданные
ассоциации.
2. Демонстрация возможностей использования креативности при решении жизненных
проблем, а также достижение личных и профессиональных целей.
3. Формирование навыков командной творческой работы.

Результаты освоения программы
1. Предметные результаты
учащиеся будут иметь представление /знать:
 методы развития креативного мышления;
 техники генерирования идей и принятия индивидуальных и командных решений;
будут уметь:
 использовать инструменты и тренажёры развития интеллектуальных функций
2. Метапредметные результаты
учащиеся будут иметь представление /знать:
 возможности применения креативного мышления для решения актуальных
жизненных задач;
 способы работы с информацией и её усвоения;
будут уметь: правильно использовать идеи, информацию и знания.
3. Личностные результаты
будут иметь представление /знать: коммуникативные техники
будут уметь: организовывать собственное поведение в командном взаимодействии.
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9

Темы программы

Введение
Креативщик – какой он?
Ментальные карты
Развиваем воображение
Как развить креативность
Как мы мыслим
Креативное мышление
Возможности развития
креативного мышления
Итоговые занятия

ВСЕГО
1
1
4
2
2
2
2
2
1

Количество часов
теория практика
1
1
1
3
2
1
1
1
1
1
1
2
1

Содержание обучения
Тема 1. Введение.
Теория: Введение в курс. Цели и задачи курса. План работы. Креативность – спутник
инновационного мышления. Что такое «мышление» и как оно связано с креативностью?
Нужно ли и возможно ли развивать мышление.
Практика: Введение в понятие «креатив». История изучения.
Тема 2. Креативщик – какой он?
Теория: «Невероятно, но факт!». Кто такой креативный человек? Для чего нужны
творческие способности?
Практика: «Мои силы – мои возможности». Барьеры в проявлении креативности.
Диагностика основных показателей креативности.
Тема 3. Ментальные карты.
Теория: Определение, отличие от традиционной системы записи, применение, алгоритм
создания. Как создать ментальную карту.
Практика: Упражнения на создание ментальных карт.
Тема 4. Развиваем воображение.
Теория: Управление воображением. Приемы развития воображения. Практика:
Упражнения по развитию воображения.
Тема 5. Как развить креативность.

Теория: Методы настройки на творческую работу. Стереотипы мышления.
Практика: Рекомендации по развитию креативности. Упражнения на развитие творческого
мышления. Учимся нестандартно мыслить.
Тема 6. Как мы мыслим.
Теория: Процесс и результат мышления. Виды и типы мышления. Что влияет на
мышление.
Понятие интеллекта. Можно ли измерить интеллект? IQ-тест. Виды интеллекта.
Практика: Тренируем интеллектуальные способности. Создаѐм головоломки.
Тема 7. Креативное мышление.
Теория: Креативное мышление: определение и основные показатели.
Развитие креативности. Быть адаптором или инноватором – твой выбор.
Практика Работа с тренажѐрами интеллекта. Отчѐт о результатах тренировки. Составление
индивидуальной программы тренировок Определение сильных и не очень сторон
собственного мышления (тестирование, отчѐт). Особенности мыслительных процессов в
группе. Отчѐт о тренировке. Интеллектуальные головоломки и игры. Определи свой
сильный способ мышления.
Тема 8. Возможности развития креативного мышления.
Теория: Возможности развития креативного мышления.
Практика: Работа со «спутниками» интеллекта. Условия эффективного мышления.
Тема 1. Итоговые занятия.
Теория: Перспективы.
Практика: Итоговое тестирование по разделу. Самоанализ.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».