Рабочая программа по биологии 10-11 кл

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа соответствует положениям Федерального государственного
образовательного стандарта среднего общего образования, в том числе требованиям к
результатам освоения основной образовательной программы, фундаментальному ядру
содержания общего образования. Рабочая программа составлена на основе «Биология.
Методические рекомендации. Примерные рабочие программы. 10-11 классы: учебное
пособие для общеобразовательных организаций: базовый уровень/ В.И.Сивоглазов. – М:
Просвещение, 2017.-82с.
Цели:
 социализация обучающихся как вхождение в мир культуры и социальных
отношений, обеспечивающее включение учащихся в ту или иную группу или
общность - носителя её норм, ценностей, ориентаций, осваиваемых в процессе
знакомства с миром живой природы
 приобщение к познавательной культуре как системе познавательных (научных
ценностей, накопленных обществом в сфере биологической науки)
 развитие познавательных качеств личности, в том числе познавательных
интересов к изучению общих биологических закономерностей и самому процессу
научного познания
 овладение учебно-познавательными и ценностно- смысловыми компетентностями
для формирования познавательной и нравственной культуры, научного
мировоззрения, а также методологией биологического эксперимента и
элементарными методами биологических исследований
 формирование экологического сознания, ценностного отношения к живой природе и
человеку.
Задачи:










овладение умениями характеризовать современные научные открытия в области
биологии; устанавливать связь между развитием биологии и социально-этическими,
экологическими проблемами человечества;
самостоятельно проводить биологические исследования (наблюдение, измерение,
эксперимент, моделирование) и грамотно оформлять полученные результаты;
анализировать и использовать биологическую информацию; пользоваться
биологической терминологией и символикой;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в
процессе изучения проблем современной биологической науки; проведения
экспериментальных исследований, решения биологических задач, моделирования
биологических объектов и процессов;
воспитание убеждённости в возможности познания закономерностей живой
природы, необходимости бережного отношения к ней, соблюдения этических
норм при проведении биологических исследований;
использование приобретённых знаний и умений в повседневной жизни для оценки
последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, собственному
здоровью; выработки навыков экологической культуры; обоснования и соблюдения
мер профилактики заболеваний и ВИЧ-инфекции.
Место курса биологии в учебном плане

Программа разработана в соответствии с базисным учебным планом для ступени
среднего общего образования. Биология в средней школе изучается в 10 -11 классах. Общее
число учебных часов за 2 года обучения — 102 часа, из них 70 ч (2 ч в неделю) в 10 классе (1
2

час добавлен за счет части, формируемой участниками образовательных отношений) и 34ч
(1 ч в неделю) в 11 классе
Курсу биологии на ступени среднего общего образования предшествует курс биологии,
включающий элементарные сведения об основных биологических объектах. Содержание курса
биологии в основной школе, служит основой для изучения общих биологических закономерностей,
теорий, законов, гипотез в старшей школе, где особое значение приобретают мировоззренческие,
теоретические понятия. Таким образом, содержание курса биологии в старшей школе, более полно
раскрывает общие биологические закономерности, проявляющиеся на разных уровнях организации

Программа реализована в учебниках биологии, выпущенных Издательским центром
« Просвещение»: А.А. Каменская, Е.К Касперская, В.И. Сивоглазов. Биология. 10 класс
(базовый уровень).- Москва, «Просвещение», 2020. А.А. Каменская, Е.К Касперская, В.И.
Сивоглазов. Биология. 11 класс (базовый уровень).- Москва, «Просвещение», 2020.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА
Личностные результаты освоения основной образовательной программы должны
отражать:
 российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу,
чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину,
прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение
государственных символов (герб, флаг, гимн);
 гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского общества,
осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и
правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно
принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические
и демократические ценности;
 готовность к служению Отечеству, его защите;
 сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также
различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном
мире;
 сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с
общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и
способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
 толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и
способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания,
находить общие цели и сотрудничать для их достижения, способность
противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации
по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим
негативным социальным явлениям;
 навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в
образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и
других видах деятельности;
 нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих
ценностей;
 готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на
протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как
3























условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического
творчества, спорта, общественных отношений;
принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни,
потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивнооздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек: курения,
употребления алкоголя, наркотиков;
бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и
психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение
оказывать первую помощь;
осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных
жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности
участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных
проблем;
сформированность экологического мышления, понимания влияния социальноэкономических процессов на состояние природной и социальной среды;
приобретение опыта эколого-направленной деятельности;
ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия
ценностей семейной жизни.
Метапредметные результаты
1) Познавательные УУД
умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы
деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать
деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных
целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в
различных ситуациях;
умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной
деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно
разрешать конфликты;
владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной
деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к
самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению
различных методов познания;
готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной
деятельности, владение навыками получения необходимой информации из словарей
разных типов, умение ориентироваться в различных источниках информации,
критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных
источников;
умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий
(далее - ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач
с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены,
ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной
безопасности;
умение определять назначение и функции различных социальных институтов;
умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию
поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;
владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать свою
точку зрения, использовать адекватные языковые средства;
4

 владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий
и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и
незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.
2)Регулятивные УУД
 самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым
можно определить, что цель достигнута;
 оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности,
собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях
этики и морали;
 ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и
жизненных ситуациях;
 оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы,
необходимые для достижения поставленной цели;
 выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач,
оптимизируя материальные и нематериальные затраты;
 организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения
поставленной цели;
 сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.
3)Коммуникативные УУД
 осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как
внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров
для деловой коммуникации исходя из соображений результативности
взаимодействия, а не личных симпатий;
 при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом
команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий,
эксперт и т.д.);
 координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и
комбинированного взаимодействия;
 развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием
адекватных (устных и письменных) языковых средств;
 распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их
активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая
личностных оценочных суждений.
Планируемые предметные результаты освоения основной образовательной программы
Выпускник на базовом уровне научится:








раскрывать на примерах роль биологии в формировании современной научной
картины мира и в практической деятельности людей;
понимать и описывать взаимосвязь между естественными науками: биологией,
физикой, химией; устанавливать взаимосвязь природных явлений;
понимать
смысл,
различать
и
описывать
системную
связь
между
основополагающими биологическими понятиями: клетка, организм, вид, экосистема,
биосфера;
использовать основные методы научного познания в учебных биологических
исследованиях, проводить эксперименты по изучению биологических объектов и
явлений, объяснять результаты экспериментов, анализировать их, формулировать
выводы;
формулировать гипотезы на основании предложенной биологической информации и
предлагать варианты проверки гипотез;
5





















сравнивать биологические объекты между собой по заданным критериям, делать
выводы и умозаключения на основе сравнения;
обосновывать единство живой и неживой природы, родство живых организмов,
взаимосвязи организмов и окружающей среды на основе биологических теорий;
приводить примеры веществ основных групп органических соединений клетки
(белков, жиров, углеводов, нуклеиновых кислот);
распознавать клетки (прокариот и эукариот, растений и животных) по описанию, на
схематических изображениях; устанавливать связь строения и функций компонентов
клетки, обосновывать многообразие клеток;
распознавать популяцию и биологический вид по основным признакам;
описывать фенотип многоклеточных растений и животных по морфологическому
критерию;
объяснять многообразие организмов, применяя эволюционную теорию;
классифицировать биологические объекты на основании одного или нескольких
существенных признаков (типы питания, способы дыхания и размножения,
особенности развития);
объяснять причины наследственных заболеваний;
выявлять изменчивость у организмов; объяснять проявление видов изменчивости,
используя закономерности изменчивости; сравнивать наследственную и
ненаследственную изменчивость;
выявлять морфологические, физиологические, поведенческие адаптации организмов
к среде обитания и действию экологических факторов;
составлять схемы переноса веществ и энергии в экосистеме (цепи питания);
приводить доказательства необходимости сохранения биоразнообразия для
устойчивого развития и охраны окружающей среды;
оценивать достоверность биологической информации, полученной из разных
источников, выделять необходимую информацию для использования ее в учебной
деятельности и решении практических задач;
представлять биологическую информацию в виде текста, таблицы, графика,
диаграммы и делать выводы на основании представленных данных;
оценивать роль достижений генетики, селекции, биотехнологии в практической
деятельности человека и в собственной жизни;
объяснять негативное влияние веществ (алкоголя, никотина, наркотических веществ)
на зародышевое развитие человека;
объяснять последствия влияния мутагенов;
объяснять возможные причины наследственных заболеваний.

Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
 давать научное объяснение биологическим фактам, процессам, явлениям,
закономерностям, используя биологические теории (клеточную, эволюционную),
учение о биосфере, законы наследственности, закономерности изменчивости;
 характеризовать современные направления в развитии биологии; описывать их
возможное использование в практической деятельности;
 сравнивать способы деления клетки (митоз и мейоз);
 решать задачи на построение фрагмента второй цепи ДНК по предложенному
фрагменту первой, иРНК (мРНК) по участку ДНК;
 решать задачи на определение количества хромосом в соматических и половых
клетках, а также в клетках перед началом деления (мейоза или митоза) и по его
окончании (для многоклеточных организмов);
6

 решать генетические задачи на моногибридное скрещивание, составлять схемы
моногибридного скрещивания, применяя законы наследственности и используя
биологическую терминологию и символику;
 устанавливать тип наследования и характер проявления признака по заданной схеме
родословной, применяя законы наследственности;
 оценивать
результаты взаимодействия человека и окружающей среды,
прогнозировать возможные последствия деятельности человека для существования
отдельных биологических объектов и целых природных сообществ

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
10 класс.
1. Биология как комплекс наук о живой природе
Объект изучения биологии – живая природа. Отличительные признаки живой природы:
уровневая организация и эволюция. Основные уровни организации живой природы.
Биологические системы. Современная естественнонаучная картина мира. Роль
биологических теорий, идей, гипотез в формировании современной естественнонаучной
картины мира. Методы познания живой природы.
Лабораторные работы:
№1 «Изучение строения живых клеток кожицы лука, клеток листьев».
2. Клетка
Развитие знаний о клетке (Р.Гук, Р.Вирхов, К.Бэр, М.Шлейден и Т.Шванн). Клеточная
теория. Роль клеточной теории в становлении современной естественнонаучной картины
мира. Химический состав клетки. Роль неорганических и органических веществ в клетке и
организме человека. Строение клетки. Основные части и органоиды клетки, их функции;
доядерные и ядерные клетки. Вирусы. Меры профилактики распространения вирусных
заболеваний. Профилактика СПИДа. Строение и функции хромосом. ДНК – носитель
наследственной информации. Удвоение молекулы ДНК в клетке. Значение постоянства
числа и формы хромосом в клетках. Ген. Генетический код. Роль генов в биосинтезе белка.
Лабораторные работы:
№2 «Изучение плазмолиза и деплазмолиза в клетке чешуи лука».
№3 «Решение элементарных задач в молекулярной биологии»
№4 «Сравнение строения клеток растений, животных и грибов».
3. Организм.
Организм – единое целое. Многообразие организмов. Обмен веществ и превращения
энергии – свойство живых организмов. Особенности обмена веществ у растений,
животных, бактерий. Размножение – свойство организмов. Деление клетки – основа роста,
развития и размножения организмов. Половое и бесполое размножение. Оплодотворение,
его значение. Искусственное опыление у растений и оплодотворение у животных.
Индивидуальное развитие организма (онтогенез). Причины нарушений развития
организмов. Индивидуальное развитие человека. Репродуктивное здоровье. Последствия
влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека.
7

Наследственность и изменчивость – свойства организмов. Генетика – наука о
закономерностях наследственности и изменчивости. Г.Мендель – основоположник
генетики. Генетическая терминология и символика. Закономерности наследования,
установленные Г.Менделем. Хромосомная теория наследственности. Современные
представления о гене и геноме. Наследственная и ненаследственная изменчивость. Влияние
мутагенов на организм человека. Значение генетики для медицины и селекции.
Наследование признаков у человека. Половые хромосомы. Сцепленное с полом
наследование. Наследственные болезни человека, их причины и профилактика. Генетика –
теоретическая основа селекции. Селекция. Учение Н.И.Вавилова о центрах многообразия и
происхождения культурных растений. Основные методы селекции: гибридизация,
искусственный отбор. Биотехнология, ее достижения, перспективы развития. Этические
аспекты развития некоторых исследований в биотехнологии (клонирование человека).
Лабораторные работы:
№5 Решение элементарных генетических задач.
№6 Изучение модификационной изменчивости.
11-Й КЛАСС
1. Теория эволюции
Эволюционные идеи античности. Теория Аристотеля. Взгляды на природу в эпоху
средневековья. Креационизм. Развитие эволюционных идей в эпоху Возрождения. Система
цветковых растений К. Линнея. Эволюционные взгляды Ламарка. Зарождение
эволюционной теории Ч. Дарвина. Экспедиция на корабле «Бигль» для становления его
эволюционных взглядов. Основные положения эволюционной теории. Развитие
дарвинизма. Достижения генетики и экологии. Синтетическая теория эволюции, её
основные положения и значение. Развитие представлений о виде. Работа Э. Майра
«Систематика и происхождение видов». Критерии вида (морфологический,
физиологический, биохимический, экологический, этологический, цитологический,
генетический). Структура вида.
Лабораторная работа
№1 «Описание вида по морфологическому критерию»
Популяция — структурная единица вида. Основные показатели популяции (рождаемость,
смертность, прирост, темп роста, численность, плотность, состав и структура). Популяция
— единица эволюции. Основные факторы эволюции. Факторы изменения генофонда.
Наследственная изменчивость. Мутации. Популяционные волны. Дрейф генов. Миграции.
Изоляция. Типы изоляций: географическая, биологическая. Виды биологической изоляции
(морфофункциональная, поведенческая, генетическая) Естественный отбор. Предпосылки
естественного отбора. Механизм действия естественного отбора. Борьба за существование
(внутривидовая, межвидовая, борьба с неблагоприятными факторами внешней среды)
Формы естественного отбора. Движущая форма отбора. Стабилизирующая форма отбора.
Дизруптивная форма отбора. Адаптация. Причины адаптаций. Основные группы
адаптаций(морфологическая адаптация, покровительственная окраска, маскировка,
предостерегающая окраска, физиологическая адаптация, биохимическая адаптация,
поведенческая адаптация). Относительный характер адаптаций.
Лабораторная работа
№2 «Описание приспособленности организмов и её относительный характер.
8

Многообразие живых организмов. Становление систематики. Систематика К. Линнея.
Современная систематика — отражение эволюции живых организмов. Систематические
единицы современной систематики.
2. Развитие жизни на Земле
Основные гипотезы происхождения жизни на Земле (креационизм, самопроизвольное
(спонтанное) зарождение жизни, панспермия). Опыты Реди, Спалланцани, Пастера.
Современные. Теория биохимической эволюции (А. И. Опарин, Дж. Холдейн). Теория
биопоэза Дж.Бернала: абиотический синтез органических мономеров, образование
полимеров из мономеров, формирование мембран и возникновение пробионтов. Первые
организмы. Гипотеза симбиогенеза Л. Маргулиса Эры, периоды, эпохи в истории Земли.
Геохронологическая шкала. Эпоха биологической эволюции: архейская, протерозойская.
Развитие жизни в палеозойскую эру. Мезозойская эра. Развитие жизни, основные
ароморфозы животных и растений. Кайнозойская эра (палеоген, неоген, антропоген.
Развитие жизни. Основные ароморфозы. Оледенение. Движущие силы антропогенеза.
Эволюция человека (антропогенез) Расы человека, их происхождение и единство.
3. Организм и окружающая среда
Экология: история и современность. Становление экологии как науки. А. Гумбольдт, К.
Рулье. Современная экология — комплексная наука. Экологические факторы(абиотические,
биотические, антропогенные, периодические непериодические факторы). Действие
экологических факторов. Лимитирующие факторы Жизненные формы организмов как
результат морфологических адаптаций организма к основным факторам среды. Жизненные
формы животных. Жизненные формы растений. Приспособления организмов к
температуре.
Холоднокровные,
теплокровные
животные.
Поведенческие
и
физиологические адаптации. Правила Бергмана и Аллена. Приспособления растений к
температурным изменениям. Приспособления организмов к световому режиму. Состав
солнечного луча. Приспособления растений к использованию света (светолюбивые,
тенелюбивые, теневыносливые). Приспособления животных к свету. Экологические группы
(дневные, сумеречные, ночные). Фотопериодизм. Биологические ритмы. Приспособления
организмов к поддержанию водного баланса Экосистема. Биогеоценоз. Учение о
биогеоценозах В. И. Сукачёва. Компоненты экосистемы (экотон, продуценты, консументы,
редуценты). Круговорот веществ и поток энергии в экосистеме. Трофические уровни
экосистемы. Цепи питания (пастбищная, детритная). Экологическая пирамида Биотические
факторы. Формы взаимоотношений между организмами (нейтральные, вреднонейтральные, полезнонейтральные, взаимополезные, вредно-полезные, взаимовредные).
Многообразие экосистем. Природные и искусственные экосистемы. Экосистема дубравы.
Искусственные экосистемы (агроэкосистемы, урбоэкосистемы). Биоразнообразие — основа
устойчивости экосистемы. Характеристика биоразнообразия экосистем (целостность,
устойчивость, самовоспроизводство, саморегуляция). Динамика экосистем. Циклические
изменения. Поступательные изменения: первичные и вторичные сукцессии. Значение
знаний о смене природных сообществ. Биосфера — глобальная экосистема. Учение В. И.
Вернадского о биосфере. Состав биосферы (живое, биогенное, косное, биокосное,
радиоактивное, космогенное, рассеянные атомы элементов). Структура биосферы и её
границы. Функции живого вещества в биосфере. Влияние деятельности человека на
биосферу в периоды своего исторического развития. Концепция устойчивого развития.
9

Экологические проблемы и пути их решения (рост численности населения, истощение
природных ресурсов, загрязнение окружающей среды, сокращение биоразнообразия).
Решение экологических проблем Взаимоотношения организмов и их адаптации к
абиотическим (свет, температура, влажность, субстрат), биотическим (конкуренция,
хищничество и паразитизм, мутуализм, комменсализм, нейтрализм) и антропогенным
факторам среды. Роль внешних и внутренних факторов в регуляции проявления
индивидуальных адаптаций: сезонные наряды, линька, сезонный цикл жизни, сезон
размножения. Особенности жизни в водной, наземно-воздушной, почвенной средах.
Организм как среда обитания. Понятие об экологической нише и жизненной форме.
Современный экологический кризис и активный ответ биосферы. Проблемы загрязнения,
исчерпания ресурсов и разорения земель, вымирания ключевых звеньев биосферного
круговорота, перенаселения, голода. Как предотвратить дальнейшее развитие
экологического кризиса. Два пути человечества (самоограничение или поиски путей
устойчивого развития).
Необходимость объединения усилий всего человечества в решении проблем
экологического кризиса. Роль биологии в жизни людей. Осознание исключительной роли
жизни на Земле в создании и поддержании благоприятных условий жизни человечества.
Роль экологических и биосферных знаний в установлении пределов безопасной активности
людей. Роль медицины, сельского и лесного хозяйства, биотехнологии в решении проблем,
стоящих перед человечеством.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
10 класс
№
п/п
1.
2.
3.
4.

№
п/п
1
2
3
4

Наименование раздела, тема урока.

Итого

количество часов
всего
из них л/р
5
1
28
3
31
1
6
70

Итого.

количество часов
всего
из них л/р
14
2
8
11
1
34
2

Биология как комплекс наук о живой природе
Клетка.
Организм
Резерв.

11 класс
Наименование раздела, тема урока.
Теория эволюции
Развитие жизни на земле
Организм и окружающая среда
Резерв

10


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».