ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа разработана на основе примерной программы среднего (полного) общего образования по информатике (базовый уровень) и «Программы для образовательных организаций.2-11 классы / сост.М.Н. Бородин.– М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015.– 576 с.: ил. – (Программы и планирование). Программа рассчитана на изучение базового курса информатики и ИКТ учащимися 10-11 классов в течение 69 часов (в том числе в X классе -35 учебных часа из расчета 1ч в неделю и в XI – 34 учебных часа из расчета 1ч в неделю). Цель изучения учебного предмета «Информатика» на базовом уровне среднего общего образования – обеспечение дальнейшего развития информационных компетенций выпускника, готового к работе в условиях развивающегося информационного общества и возрастающей конкуренции на рынке труда. УМК Семакин И.Г., Хеннер Е.К., Шеина Т.Ю. Информатика 10, 11 класс: 1. «Информатика. Базовый уровень: учебник для 10 класса (авторы: Семакин И.Г., Хеннер Е.К., Шеина Т.Ю.) 2018г. 2. «Информатика. Базовый уровень: учебник для 11 класса (авторы: Семакин И.Г., Хеннер Е.К., Шеина Т.Ю.) 2018г. Общая характеристика учебного предмета. Информатика – самый современный, самый интересный, самый необходимый для успешной профессиональной деятельности учебный предмет. Информатика – предмет, который формирует общекультурные качества человека, помогающие ему успешно развиваться в информационном обществе. Предмет в большей мере имеет прикладной характер. Основные задачи программы Программа составлена с учётом индивидуальных особенностей обучающихся 10 -11 классов и специфики классного коллектива: учетом индивидуальных интеллектуальных различий учащихся в образовательном процессе через сочетания типологически ориентированных форм представления содержания учебных материалов во всех компонентах УМК; оптимальным сочетанием вербального (словесно-семантического), образного (визуально-пространственного) и формального (символического) способов изложения учебных материалов без нарушения единства и целостности представления учебной темы; учетом разнообразия познавательных стилей учащихся через обеспечение необходимым учебным материалом всех возможных видов учебной деятельности. Кроме того, соответствие возрастным особенностям учащихся достигалось через развитие операционно-деятельностного компонента учебников, включающих в себя задания, формирующие исследовательские и проектные умения. Так, в частности, осуществляется формирование и развитие умений: наблюдать и описывать объекты; анализировать данные об объектах (предметах, процессах и явлениях); выделять свойства объектов; обобщать необходимые данные; формулировать проблему; выдвигать и проверять гипотезу; синтезировать получаемые знания в форме математических и информационных моделей; самостоятельно осуществлять планирование и прогнозирование своих практических действий и др. В работе с этими детьми будет применяться индивидуальный подход как при отборе учебного содержания, адаптируя его к интеллектуальным особенностям детей, так и при выборе форм и методов его освоения, которые должны соответствовать их личностных и индивидуальным особенностям. Чтобы включить учащихся класса в работу на уроке, будут использованы нетрадиционные формы организации их деятельности. Частые смены видов работы также будут способствовать повышению эффективности учебного процесса. Цели: – освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах; – овладение умениями применять , анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом информационные и коммуникационные технологии; – воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности; СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА 10 -11 КЛАСС I. Информация. Информационные системы и базы данных – 21(11 +10) часов Основные подходы к определению понятия «информация». Виды и свойства информации. Количество информации как мера уменьшения неопределенности знаний. Алфавитный подход к определению количества информации. Содержательный подход к измерению информации. Классификация информационных процессов. Кодирование информации. Языки кодирования. Формализованные и неформализованные языки. Выбор способа представления информации в соответствии с поставленной задачей. Системы, образованные взаимодействующими элементами, состояния элементов, обмен информацией между элементами, сигналы. Дискретные и непрерывные сигналы. Носители информации. Поиск и отбор информации. Методы поиска. Критерии отбора. Хранение информации; выбор способа хранения информации. Передача информации. Канал связи и его характеристики. Примеры передачи информации в социальных, биологических и технических системах. Обработка информации. Систематизация информации. Изменение формы представления информации. Преобразование информации на основе формальных правил. Алгоритмизация как необходимое условие автоматизации. Возможность, преимущества и недостатки автоматизированной обработки данных. Хранение информации. Защита информации. Методы защиты. Особенности запоминания, обработки и передачи информации человеком. Управление системой как информационный процесс. Использование основных методов информатики и средств ИКТ при анализе процессов в обществе, природе и технике. Организация личной информационной среды. Роль информации и связанных с ней процессов в окружающем мире. Различия в представлении данных, предназначенных для хранения и обработки в автоматизированных компьютерных системах, и данных, предназначенных для восприятия человеком. Системы. Компоненты системы и их взаимодействие. Универсальность дискретного представления информации. II. Информационные процессы. Интернет. – 15(5+10) часов Хранение информации. Передача информации. Модель передачи информации К. Шеннона. Пропускная способность канала и скорость передачи информации. Обработка информации. Виды обработки информации. Алгоритм, свойства алгоритма. Модели алгоритмических машин в теории алгоритмов. Автоматическая обработка информации. Свойства алгоритмической машины. Алгоритмическая машина Поста. Информационные процессы в компьютере. Архитектура компьютера. Эволюция поколений ЭВМ. Математические основы информатики. Тексты и кодирование. Равномерные и неравномерные коды. Условие Фано. Системы счисления. Сравнение чисел, записанных в двоичной, восьмерич3 ной и шестнадцатеричной системах счисления. Сложение и вычитание чисел, записанных в этих системах счисления. Информационные сервисы сети Интернет: электронная почта, телеконференции, Всемирная паутина, файловые архивы и т.д. Поисковые информационные системы. Организация поиска информации. Описание объекта для его последующего поиска. Инструментальные средства создания Web-сайтов. Средства и технологии обмена информацией с помощью компьютерных сетей (сетевые технологии).Каналы связи и их основные характеристики. Помехи, шумы, искажение передаваемой информации. Избыточность информации как средство повышения надежности ее передачи. Использование кодов с обнаружением и исправлением ошибок. Возможности и преимущества сетевых технологий. Локальные сети. Топологии локальных сетей. Глобальная сеть. Адресация в Интернете. Протоколы обмена. Протокол передачи данных TCP/IP. Аппаратные и программные средства организации компьютерных сетей. III. Программирование обработки информации. Информационное моделирование. – 30(18+12) часов Понятие алгоритма как формального описания последовательности действий исполнителя при заданных начальных данных. Свойства алгоритмов. Способы записи алгоритмов. Язык программирования. Основные правила процедурных языков программирования (Паскаль): правила представления данных; правила записи основных операторов (ввод, вывод, присваивание, ветвление, цикл) и вызова вспомогательных алгоритмов; правила записи программы. Использование массивов, выбор из них данных, нахождение суммы, минимального и максимального элемента, сортировка. Этапы решения задачи на компьютере: моделирование – разработка алгоритма – кодирование – отладка – тестирование. Элементы комбинаторики, теории множеств и математической логики Операции «импликация», «эквивалентность». Примеры законов алгебры логики. Эквивалентные преобразования логических выражений. Построение логического выражения с данной таблицей истинности. Решение простейших логических уравнений. Нормальные формы: дизъюнктивная и конъюнктивная нормальная форма. Дискретные объекты. Решение алгоритмических задач, связанных с анализом графов (примеры: построения оптимального пути между вершинами ориентированного ациклического графа; определения количества различных путей между вершинами). Использование графов, деревьев, списков при описании объектов и процессов окружающего мира. Бинарное дерево. Алгоритмы и элементы программирования Алгоритмические конструкции Подпрограммы. Рекурсивные алгоритмы. Табличные величины (массивы). Запись алгоритмических конструкций в выбранном языке программирования. Составление алгоритмов и их программная реализация Этапы решения задач на компьютере. Операторы языка программирования, основные конструкции языка программирования. Типы и структуры данных. Кодирование базовых алгоритмических конструкций на выбранном языке программирования. Интегрированная среда разработки программ на выбранном языке программирования. Интерфейс выбранной среды. Составление алгоритмов и программ в выбранной среде программирования. Приемы отладки программ. Проверка работоспособности программ с использованием трассировочных таблиц. Разработка и программная реализация алгоритмов решения типовых задач базового уровня из различных предметных областей. Постановка задачи сортировки. 4 Анализ алгоритмов Определение возможных результатов работы простейших алгоритмов управления исполнителями и вычислительных алгоритмов. Определение исходных данных, при которых алгоритм может дать требуемый результат. Сложность вычисления: количество выполненных операций, размер используемой памяти; зависимость вычислений от размера исходных данных. Математическое моделирование Представление результатов моделирования в виде, удобном для восприятия человеком. Графическое представление данных (схемы, таблицы, графики). Практическая работа с компьютерной моделью по выбранной теме. Анализ достоверности (правдоподобия) результатов экспериментов. Использование программных систем и сервисов Компьютер – универсальное устройство обработки данных Программная и аппаратная организация компьютеров и компьютерных систем. Архитектура современных компьютеров. Персональный компьютер. Многопроцессорные системы. Суперкомпьютеры. Распределенные вычислительные системы и обработка больших данных. Мобильные цифровые устройства и их роль в коммуникациях. Встроенные компьютеры. Микроконтроллеры. Роботизированные производства. Выбор конфигурации компьютера в зависимости от решаемой задачи. Тенденции развития аппаратного обеспечения компьютеров. Программное обеспечение (ПО) компьютеров и компьютерных систем. Различные виды ПО и их назначение. Особенности программного обеспечения мобильных устройств. Организация хранения и обработки данных, в том числе с использованием интернет-сервисов, облачных технологий и мобильных устройств. Прикладные компьютерные программы, используемые в соответствии с типом решаемых задач и по выбранной специализации. Параллельное программирование. Инсталляция и деинсталляция программных средств, необходимых для решения учебных задач и задач по выбранной специализации. Законодательство Российской Федерации в области программного обеспечения. Способы и средства обеспечения надежного функционирования средств ИКТ. Применение специализированных программ для обеспечения стабильной работы средств ИКТ. Безопасность, гигиена, эргономика, ресурсосбережение, технологические требования при эксплуатации компьютерного рабочего места. Проектирование автоматизированного рабочего места в соответствии с целями его использования. Подготовка текстов и демонстрационных материалов Средства поиска и автозамены. История изменений. Использование готовых шаблонов и создание собственных. Разработка структуры документа, создание гипертекстового документа. Стандарты библиографических описаний. Деловая переписка, научная публикация.Реферат и аннотация. Оформление списка литературы. Коллективная работа с документами. Рецензирование текста. Облачные сервисы. Знакомство с компьютерной версткой текста. Технические средства ввода текста. Программы распознавания текста, введенного с использованием сканера, планшетного ПК или графического планшета. Программы синтеза и распознавания устной речи. Работа с аудиовизуальными данными Использование мультимедийных онлайн-сервисов для разработки презентаций проектных работ. Работа в группе, технология публикации готового материала в сети. Электронные (динамические) таблицы Примеры использования динамических (электронных) таблиц на практике (в том числе – в задачах математического моделирования). 5 Базы данных Реляционные (табличные) базы данных. Таблица – представление сведений об однотипных объектах. Поле, запись. Ключевые поля таблицы. Связи между таблицами. Схема данных. Поиск и выбор в базах данных. Сортировка данных. Создание, ведение и использование баз данных при решении учебных и практических задач. Автоматизированное проектирование Представление о системах автоматизированного проектирования. Системы автоматизированного проектирования. Создание чертежей типовых деталей и объектов. 3D-моделирование Принципы построения и редактирования трехмерных моделей. Сеточные модели. Материалы. Моделирование источников освещения. Камеры. Аддитивные технологии (3D-принтеры). Системы искусственного интеллекта и машинное обучение Машинное обучение – решение задач распознавания, классификации и предсказания. Искусственный интеллект. Информационно-коммуникационные технологии. Работа в информационном пространстве. Компьютерные сети Принципы построения компьютерных сетей. Сетевые протоколы. Интернет. Адресация в сети Интернет. Система доменных имен. Браузеры. Аппаратные компоненты компьютерных сетей. Веб-сайт. Страница. Взаимодействие веб-страницы с сервером. Динамические страницы. Разработка интернет-приложений (сайты). Сетевое хранение данных. Облачные сервисы. Деятельность в сети Интернет Расширенный поиск информации в сети Интернет. Использование языков построения запросов. Другие виды деятельности в сети Интернет. Геолокационные сервисы реального времени (локация мобильных телефонов, определение загруженности автомагистралей и т.п.); интернет-торговля; бронирование билетов и гостиниц и т.п. Социальная информатика Социальные сети – организация коллективного взаимодействия и обмена данными. Сетевой этикет: правила поведения в киберпространстве. Проблема подлинности полученной информации. Информационная культура. Государственные электронные сервисы и услуги. Мобильные приложения. Открытые образовательные ресурсы. IV. Социальная информатика -3 (0+3) часа. Информационная цивилизация. Информационные ресурсы общества. Информационная культура. Этические и правовые нормы информационной деятельности человека. Информационная безопасность. Средства защиты информации в автоматизированных информационных системах (АИС), компьютерных сетях и компьютерах. Общие проблемы защиты информации и информационной безопасности АИС. Электронная подпись, сертифицированные сайты и документы. Техногенные и экономические угрозы, связанные с использованием ИКТ. Правовое обеспечение информационной безопасности. 6 ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 10 КЛАСС. Тема (раздел учебника) 1. Введение. Структура информатики. 2.Информация. Представление информации (§§1-2) 3.Измерение информации (§§3-4) 4. Представление чисел в компьютере (§5) 5. Представление текста, изображения и звука в компьютере (§6) Всего часов Теория 1ч. 1 Практика (номер работы) ИНФОРМАЦИЯ 10 ч. 2 2 1(Работа 1.1) П.р. № 1 «Шифрование данных» 3 2 2 1 1 (Работа 1.2) П.р. № 2 «Измерение информации» 1 (Работа 1.3) П.р. № 3 «Представление чисел» 1,5 (Работа 1.4, 1.5) П.р. № 4 «Представление текстов. Сжатие текстов» П.р. № 5 «Представление изображения и звука» ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ 5 ч. 6. Хранение и передача информации 1 1 (§7, 8) 7.Обработка информации и алгоритмы 1 С.р 1 (Работа 2.1.) (§9) П.р. № 6 «Управление алгоритмическим исполнителем» 8. Автоматическая обработка 2 1 1 (Работа 2.2.) информации (§10) П.р. № 7 «Автоматическая обработка данных» 9. Информационные процессы в ком1 1 пьютере (§11) Контрольная работа № 1 1 час ПРОГРАММИРОВАНИЕ 18 ч. 10. Алгоритмы, структуры алгоритмов, 1 1 структурное программирование (§1214) 11. Программирование линейных 2 1 1 (Работа 3.1.) алгоритмов (§15-17) П.р. № 8 «Программирование линейных алгоритмов» 12. Логические величины и выражения, 3 1 2 (Работа 3.2., 3.3) программирование ветвлений (§18-20) П.р. № 9 «Программирование логических выражений» П.р. № 10 «Программирование ветвящихся алгоритмов» 13. Программирование циклов (§21, 22) 2 1 1 (Работа 3.4.) П.р. № 11 «Программирование циклических алгоритмов» 14. Подпрограммы (§23) 2 1 1(Работа 3.5.) П.р. № 12 «Программирование с использованием подпрограмм» 15. Работа с массивами (§24- 26) 3 2 2(Работа 3.6. , 3.7) П. р. № 13 «Программирование обработки одномерных массивов» П. р. № 14 «Программирование обработки двумерных массивов» 16. Работа с символьной информацией 2 1 1 (Работа 3.8.) (§27, 28) П.р. № 15 «Программирование обработки строк символов» 17. Комбинированный тип данных 1 0,5 0,5 (Работа 3.9.) (§29) Контрольная работа №2 1 час Решение задач ЕГЭ 1 час Всего: 35 ч 3 1,5 7 ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 11 КЛАСС. Тема Всего ТеоПрактика (раздел учебника) часов рия (номер работы) ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ И БАЗЫ ДАННЫХ 9 ч. 1. Системный анализ (§1-4) 2 1 1 (Работа 1.1) П.р. № 1 «Модели систем» 2. Базы данных (§5-9) 7 3 4 (Работы 1.3,1.4, 1,6, 1.7, 1.8, ) П.р. № 2 «Знакомство с СУБД» П.р. № 3 «Создание базы данных «Приемная комиссия»» П.р. № 4 «Реализация простых запросов в режиме дизайна (конструктора запросов)» П.р. № 5 «Расширение базы данных «Приемная комиссия». Работа с формой» П.р. № 6 «Реализация сложных запросов в базе данных «Приемная комиссия»» ИНТЕРНЕТ. 10 3. Организация и услуги Интернет ( §10-12) Контрольная работа № 1 3. Основы сайтостроения ( §13-15) 4 2 3 (Работы 2.1-2.4) П.р. № 8 «Интернет. Работа с электронной почтой и телеконференциями» П.р. № 9 «Интернет. Работа с браузером. Просмотр web-страниц» П.р. № 10 «Интернет. Сохранение загруженных web–страниц П.р. № 11 «Интернет. Работа с поисковыми системами» 1ч 5 2 3 (Работы 2.5-2.7) П.р. № 12 «Разработка сайта «Моя семья»» П.р. № 13 «Разработка сайта «Животный мир»» П.р. № 14 «Разработка сайта «Наш класс»» ИНФОРМАЦИОННОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ 12ч. 5. Компьютерное информационное мо1 1 делирование ( §16) 6. Моделирование зависимостей между 2 1 1 (Работа 3.1) величинами ( §17) П.р. № 15 «Получение регрессионных моделей» 7. Модели статистического прогнози2 1 1 (Работа 3.2) рования (§18) П.р. № 16 «Прогнозирование» 8. Моделирование корреляционных 3 1 1 (Работа 3.4) зависимостей ( §19) П.р. № 17 «Расчет корреляционных зависимостей» 9. Модели оптимального планирования 3 1 2 (Работа 3.6) ( §20) П.р. № 18 «Решение задачи оптимального планирования» Контрольная работа № 2 1ч СОЦИАЛЬНАЯ ИНФОРМАТИКА 2Ч Информационное общество(§21-22) 1 1 0 Информационное право и безопасность 1 1 0 Решение задач ЕГЭ 1ч Всего: 34 8 ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА ИНФОРМАТИКИ Цели изучения общеобразовательного предмета «Информатика» направлены на достижение образовательных результатов, которые структурированы по ключевым задачам общего образования, отражающим индивидуальные, общественные и государственные потребности. Результаты включают в себя личностные, метапредметные и предметные. Личностные и метапредметные результаты являются едиными для базового и профильного уровней. Личностные: сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности; толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нём взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения; навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности; нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей; готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности; эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений; принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивнооздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков; бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь; осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных общественных, государственных, общенациональных проблем; сформированность экологического мышления, понимания влияния социальноэкономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности; формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики; развитие осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; формирование коммуникативной компетентности в процессе образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности. владение навыками анализа и критичной оценки получаемой информации с позиций ее свойств, практической и личной значимости, развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды; оценка окружающей информационной среды и формулирование предложений по ее улучшению; 9 организация индивидуальной информационной среды, в том числе с помощью типовых программных средств; использование обучающих, тестирующих программ и программы-тренажеры для повышения своего образовательного уровня и подготовке к продолжению обучения. Метапредметные: умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях; умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты; владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания; готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников; умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности; владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения. владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы; умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; смысловое чтение; умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации; владение устной и письменной речью; формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ-компетенции). владение основными общеучебными умениями информационного характера: анализа ситуации, планирования деятельности, обобщения и сравнения данных и др.; получение опыта использования методов и средств информатики: моделирования; формализации структурирования информации; компьютерного эксперимента при исследовании различных объектов, явлений и процессов; умение создавать и поддерживать индивидуальную информационную среду, обеспечивать защиту значимой информации и личную информационную безопасность; владение навыками работы с основными, широко распространенными средствами информационных и коммуникационных технологий; 10 умение осуществлять совместную информационную деятельность, в частности при выполнении проекта. Предметные: В сфере познавательной деятельности: освоение основных понятий и методов информатики; умение интерпретировать сообщение с позиций их смысла, синтаксиса, ценности; умение выделять информационные системы и модели в естественнонаучной, социальной и технической областях; умение анализировать информационные модели с точки зрения их адекватности объекту и целям моделирования, исследовать модели с целью получения новой информации об объекте; владеть навыками качественной и количественной характеристики информационной модели; приобретения навыков оценки основных мировоззренческих моделей; умение проводить компьютерный эксперимент для изучения построенных моделей и интерпретировать их результаты; умение определять цели системного анализа; умение анализировать информационные системы разной природы, выделять в них системообразующие и системоразрушающие факторы; умение выделять воздействие внешней среды на систему и анализировать реакцию системы на воздействие извне; умение планировать действия, необходимые для достижения заданной цели; умение измерять количество информации разными методами; умение выбирать показатели и формировать критерии оценки, осуществлять оценку моделей; умение строить алгоритм решения поставленной задачи оценивать его сложность и эффективность; умение приводить примеры алгоритмически неразрешимых проблем; умение анализировать разные способы записи алгоритмов; умение реализовывать алгоритмы с помощью программ и программных средств; умение ставить вычислительные эксперименты при использовании информационных моделей в процессе решения задач; умение сопоставлять математические модели задачи и их компьютерные аналогии. В сфере ценностно-ориентационной деятельности: приобретение навыков информационной деятельности, осуществляемые в соответствии с правами и ответственностью гражданина; развитие уважения к правам других людей и умение отстаивать свои права в вопросах информационной безопасности личности; готовность к работе о сохранении и преумножении общественных информационных ресурсов; готовность и способность нести личную ответственность за достоверность распространяемой информации; умение оценивать информацию, умение отличать корректную аргументацию от некорректной; осознание проблем, возникающих при развитии информационной цивилизации, и возможных путей их разрешения; приобретение опыта выявления социальных информационных технологий со скрытыми целями.; осознание того, что информация есть стратегический ресурс государства; умение применять информационный подход к оценке исторических событий; умение анализировать причины и последствия основных информационных революций; 11 умение оценивать влияние уровня развития информационной культуры на социально-экономическое развитие общества; осознание того, что право на информацию, есть необходимое условие информационной свободы личности; осознание глобальной опасности технократизма; приобретение опыта анализа правовых документов, посвящённых защите информационных интересов личности и общества; умение выявлять причины информационного неравенства и находить способы его преодоления; знакомство с методами ведения информационных войн. В сфере коммуникативной деятельности: осознание коммуникации как информационного процесса, роли языков, а том числе формальных, в организации коммуникативных процессов; приобретение опыта планирования учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; осознание основных психологических особенностей восприятия информации человеком; овладение навыками использования средств ИКТ при подготовке своих выступлений с учётом передаваемого содержания; умение контролировать, корректировать, оценивать действия партнёра по коммуникативной деятельности; использование явления информационного резонанса в процессе организации коммуникативной деятельности; соблюдение норм этикета, российских и международных законов припередачи информации по телекоммуникационным каналам В сфере трудовой деятельности: умение выделять общее и особенное в материальных и информационных технологиях, выявлять основные этапы, операции и элементарные действия в изучаемых технологиях; умение оценивать класс задач, которые могут быть решены с использованием конкретного технического устройства в зависимости от его основных характеристик; умение использовать информационное воздействие как метод управления; умение выявлять каналы прямой и обратной связи; использование стереотипов при решении типовых задач; умение строить алгоритмы вычислительных и аналитических задачи реализовывать их с использованием ПК и прикладных программ; использование табличных процессоров для исследования моделей; получение опыта принятия управленческих решений на основе результатов компьютерных экспериментов. В сфере эстетической деятельности: знакомство с эстетически значимыми объектами, созданными с помощью ИКТ, и средствами их создания; приобретение опыта создания эстетически значимых объектов с помощью средств ИКТ; приобретение опыта в области компьютерного дизайна; получение опыта сравнения художественных произведений с помощью компьютера и традиционных средств. В сфере охраны здоровья: понимание особенности работы со средствами информатизации, их влияние на здоровье человека, владение профилактическими мерами при работе с этими средствами; 12 соблюдении требований безопасности, гигиены и эргономики в работе с компьютером; умение преодолевать негативное воздействие средств информационных технологий на психику человека. Информация и способы её представления Выпускник научится: • использовать термины «информация», «сообщение», «данные», «кодирование», а также понимать разницу между употреблением этих терминов в обыденной речи и в информатике; • описывать размер двоичных текстов, используя термины «бит», «байт» и производные от них; использовать термины, описывающие скорость передачи данных; • записывать в двоичной системе целые числа от 0 до 256; • кодировать и декодировать тексты при известной кодовой таблице; • использовать основные способы графического представления числовой информации. Выпускник получит возможность: •познакомиться с примерами использования формальных (математических) моделей, понять разницу между математической (формальной) моделью объекта и его натурной («вещественной») моделью, между математической (формальной) моделью объекта/явления и его словесным (литературным) описанием; • узнать о том, что любые данные можно описать, используя алфавит, содержащий только два символа, например 0 и 1; • познакомиться с тем, как информация (данные) представляется в современных компьютерах; •познакомиться с двоичной системой счисления; • познакомиться с двоичным кодированием текстов и наиболее употребительными современными кодами. Основы алгоритмической культуры Выпускник научится: • понимать термины «исполнитель», «состояние исполнителя», «система команд»; понимать различие между непосредственным и программным управлением исполнителем; • строить модели различных устройств и объектов в виде исполнителей, описывать возможные состояния и системы команд этих исполнителей; • понимать термин «алгоритм»; знать основные свойства алгоритмов (фиксированная система команд, пошаговое выполнение, детерминирован-ность, возможность возникновения отказа при выполнении команды); • составлять неветвящиеся (линейные) алгоритмы управления исполнителями и записывать их на выбранном алгоритмическом языке (языке программирования); • использовать логические значения, операции и выражения с ними; • понимать (формально выполнять) алгоритмы, описанные с использованием конструкций ветвления (условные операторы) и повторения (циклы), вспомогательных алгоритмов, простых и табличных величин; • создавать алгоритмы для решения несложных задач, используя конструкции ветвления (условные операторы) и повторения (циклы), вспомогательные алгоритмы и простые величины; • создавать и выполнять программы для решения несложных алгоритмических задач в выбранной среде программирования. Выпускник получит возможность: • познакомиться с использованием строк, деревьев, графов и с простейшими операциями с этими структурами; 13 • создавать программы для решения несложных задач, возникающих в процессе учебы и вне её. Использование программных систем и сервисов Выпускник научится: • базовым навыкам работы с компьютером; • использовать базовый набор понятий, которые позволяют описывать работу основных типов программных средств и сервисов (файловые системы, текстовые редакторы, электронные таблицы, браузеры, поисковые системы, словари, электронные энциклопедии); • знаниям, умениям и навыкам, достаточным для работы на базовом уровне с различными программными системами и сервисами указанных типов; умению описывать работу этих систем и сервисов с использованием соответствующей терминологии. Выпускник получит возможность: • познакомиться с программными средствами для работы с аудио-визуальными данными и соответствующим понятийным аппаратом; • научиться создавать текстовые документы, включающие рисунки и другие иллюстративные материалы, презентации и т. п.; • познакомиться с примерами использования математического моделирования и компьютеров в современных научно-технических исследованиях (биология и медицина, авиация и космонавтика, физика и т. д.). Работа в информационном пространстве Выпускник научится: • базовым навыкам и знаниям, необходимым для использования интернет-сервисов при решении учебных и внеучебных задач; • организации своего личного пространства данных с использованием индивидуальных накопителей данных, интернет - сервисов и т. п.; • основам соблюдения норм информационной этики и права. Выпускник получит возможность: • познакомиться с принципами устройства Интернета, сетевого взаимодействия между компьютерами, методами поиска в Интернете; • познакомиться с постановкой вопроса о том: насколько достоверна полученная информация, подкреплена ли она доказательствами. Познакомиться с возможными подходами к оценке достоверности информации (оценка надёжности источника, сравнение данных из разных источников и в разные моменты времени и т. п.); • узнать о том, что в сфере информатики и информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) существуют международные и национальные стандарты; • получить представление о тенденциях развития ИКТ. 14 Согласовано Заместитель директора по УР МБОУ СОШ №9 _________/Забоева К.В./ «31 » августа 2022г. Приморско-Ахтарский р-н ст.Бородинская Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №9 имени Николая Егоровича Череваня КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ По информатике и ИКТ Класс: 11 Учитель: Бакланова Анастасия Викторовна Количество часов: всего 34; в неделю 1 час Планирование составлено на основе рабочей программы Баклановой Анастасии Викторовны, утвержденной решением педагогического совета № 1от 31.08. 2022 г. Планирование составлено на основе примерной общеобразовательной программы по информатике и ИКТ для 10-11 классов, а также авторской программы Информатика.10-11 классы. Базовый уровень. Примерная рабочая программа/И.Г.Семакин. – 2-е изд., перераб. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2018. – 80с.: ил. – (Программы и планирование). В соответствии с ФГОС СОО Учебник: «Информатика. Базовый уровень: учебник для 11 класса (авторы: Семакин И.Г., Хеннер Е.К., Шеина Т.Ю.) 2018г. 15 16 Календарно-тематическое планирование 10 класс ( 1 час в неделю, всего 34 часа за год) № Содержание уро(разделы, темы) ка Введение в предмет 1 Введение. Структура информатики. Техника безопасности Информация 2 Понятие информации. Представление информации. 3 Представление информации, языки, кодирование Даты Колпроведения во часов план факт 1 1 04.09 Домашнее задание Основные виды учебной деятельности (УУД) конспект 9 1 11.09 §§1-2 1 18.09 §§1-2 4 П/р № 1 «Шифрование данных» 1 25.09 §§1-2 Работа 1.1., стр.197 5 Измерение информации. П/р № 2 «Измерение информации» 1 02.10 §§3-4 Работа 1.2., стр.199. Учащиеся должны знать: - три философские концепции информации - понятие информации в частных науках: нейрофизиологии, генетике, кибернетике, теории информации - что такое язык представления информации; какие бывают языки - понятия «кодирование» и «декодирование» информации - примеры технических систем кодирования информации: азбука Морзе, телеграфный код Бодо - понятия «шифрование», «дешифрование». Учащиеся должны уметь: - применять на практике простейшие приемы шифрования и дешифрования текстовой информации. Учащиеся должны уметь: -применять на практике простейшие приемы шифрования и дешифрования текстовой информации Работа 1.1. Учащиеся должны знать: - сущность объемного (алфавитного) подхода к измерению информации - определение бита с алфавитной т.з. - связь между размером алфавита и информационным весом символа (в приближении равновероятности символов) 17 6 Представление чисел в компьютере 1 09.10 §5 7 П/р № 3 «Представление чисел» 1 16.10 §5, Работа 1.3, стр.203 8 Представление текста, изображения и звука в компьютере 1 23.10 §6 - связь между единицами измерения информации: бит, байт, Кб, Мб, Гб - сущность содержательного (вероятностного) подхода к измерению информации - определение бита с позиции содержания сообщения Учащиеся должны уметь: - решать задачи на измерение информации, заключенной в тексте, с алфавитной т.з. (в приближении равной вероятности символов) - решать несложные задачи на измерение информации, заключенной в сообщении, используя содержательный подход (в равновероятном приближении) - выполнять пересчет количества информации в разные единицы Учащиеся должны знать: - основные принципы представления данных в памяти компьютера - представление целых чисел - диапазоны представления целых чисел без знака и со знаком - принципы представления вещественных чисел Учащиеся должны уметь: -получать внутреннее представление целых чисел в памяти компьютера - определять по внутреннему коду значение числа получать внутреннее представление целых чисел в памяти компьютера - определять по внутреннему коду значение числа Работа 1.3 Учащиеся должны знать: - основные принципы представления данных в памяти компьютера - представление целых чисел 18 9 П/р № 4 «Представление текстов. Сжатие текстов» 1 30.10 §6, Работа 1.4, стр.205 10 П/р № 5 «Представление изображения и звука» 1 13.11 §6, Работа 1.5, стр.208. 5 1 20.11 §7, 8 1 27.11 §9, Работа 2.1., стр.215. Информационные процессы 11 Хранение и передача информации 12 Обработка информации и алгоритмы. П/р № 6 «Управление алгоритмическим исполнителем» - диапазоны представления целых чисел без знака и со знаком - принципы представления вещественных чисел Учащиеся должны уметь: -получать внутреннее представление целых чисел в памяти компьютера - определять по внутреннему коду значение числа Учащиеся должны уметь: -пользоваться таблицей ASCII(DOS), -пользоваться алгоритмом Хаффмана -кодировать и декодировать текст. Работа 1.4 Учащиеся должны уметь: -вычислять объем цифровой звукозаписи по частоте дискретизации, глубине кодирования и времени записи. Работа 1.5 Учащиеся должны знать: - историю развития носителей информации - современные (цифровые, компьютерные) типы носителей информации и их основные характеристики - модель К Шеннона передачи информации по техническим каналам связи - основные характеристики каналов связи: скорость передачи, пропускная способность - понятие «шум» и способы защиты от шума Учащиеся должны уметь: - сопоставлять различные цифровые носители по их техническим свойствам; рассчитывать объем информации, передаваемой по каналам связи, при известной скорости передачи Учащиеся должны знать: - основные типы задач обработки информации - понятие исполнителя обработки информации 19 13 Автоматическая обработка информации. П/р № 7 «Автоматическая обработка данных» 1 04.12 §10, Работа 2.2., стр.216. 14 Информационные процессы в компьютере 1 11.12 §11 1 18.12 К/р № 1 «Информация и информационные процессы» Программирование обработки информации 16 Алгоритмы, структуры алгоритмов, структурное программирование 15 - понятие алгоритма обработки информации Учащиеся должны уметь: - по описанию системы команд учебного исполнителя составлять алгоритмы управления его работой Работа 2.1. Учащиеся должны знать: - что такое «алгоритмические машины» в теории алгоритмов - определение и свойства алгоритма управления алгоритмической машиной - устройство и систему команд алгоритмической машины Поста Учащиеся должны уметь: - составлять алгоритмы решения несложных задач для управления машиной Поста Работа 2.2. Учащиеся должны знать: - этапы истории развития ЭВМ - что такое неймановская архитектура ЭВМ - для чего используются периферийные процессоры (контроллеры) - архитектуру персонального компьютера - основные принципы архитектуры суперкомпьютеров Учащиеся должны уметь: Выполнять проекты для самостоятельного выполнения «Выбор конфигурации компьютера», «Настройка BIOS» 17 1 25.12 §12-14 Учащиеся должны знать - этапы решения задачи на компьютере: 20 17 Программирование линейных алгоритмов 1 15.01 18 П/р № 8 «Программирование линейных алгоритмов» 1 22.01 19 Логические величины и выражения, программирование ветвлений 1 29.01 §15-17 Работа 3.1., стр.231. §18-20 - что такое исполнитель алгоритмов, система команд исполнителя - какими возможностями обладает компьютер как исполнитель алгоритмов - система команд компьютера - классификация структур алгоритмов - основные принципы структурного программирования Учащиеся должны уметь: - описывать алгоритмы на языке блок-схем и на учебном алгоритмическом языке - выполнять трассировку алгоритма с использованием трассировочных таблиц Учащиеся должны знать - систему типов данных в Паскале - операторы ввода и вывода - правила записи арифметических выражений на Паскале - оператор присваивания - структуру программы на Паскале Учащиеся должны уметь: - составлять программы линейных вычислительных алгоритмов на Паскале Составление программ линейных вычислительных алгоритмов на Паскале Работа 3.1. Учащиеся должны знать - логический тип данных, логические величины, логические операции - правила записи и вычисления логических выражений - условный оператор IF - оператор выбора select case Учащиеся должны уметь: - программировать ветвящиеся алгоритмов с использованием 21 20 П/р № 9 «Программирование логических выражений» 1 05.02 21 П/р № 10 «Программирование ветвящихся алгоритмов» 1 12.02 22 Программирование циклов 1 19.02 23 П/р № 11 «Программирование циклических алгоритмов» Подпрограммы 1 26.02 1 05.03 24 §18-20 Работа 3.2., стр.233. §18-20 Работа 3.3., стр.234. §21, 22 §21, 22, Работа 3.4., §23 условного оператора и оператора ветвления Программирование логических выражений Работа 3.2. Программирование ветвящихся алгоритмов Работа 3.3. Учащиеся должны знать - различие между циклом с предусловием и циклом с постусловием - различие между циклом с заданным числом повторений и итерационным циклом - операторы цикла while и repeat – until - оператор цикла с параметром for - порядок выполнения вложенных циклов Учащиеся должны уметь: - программировать на Паскале циклические алгоритмы с предусловием, с постусловием, с параметром - программировать итерационные циклы - программировать вложенные циклы Программирование циклических алгоритмов Работа 3.4. Учащиеся должны знать - понятия вспомогательного алгоритма и подпрограммы - правила описания и использования подпрограмм-функций - правила описания и использования подпрограмм-процедур Учащиеся должны уметь: - выделять подзадачи и описывать вспомогательные алгоритмы - описывать функции и процедуры на Паскале - записывать в программах обращения к функциям и процедурам 22 1 12.03 26 П/р № 12 «Программирование с использованием подпрограмм» Работа с массивами. Организация ввода и вывода данных с использованием файлов 1 19.03 27 Типовые задачи обработки массивов 1 02.04 25 28 П/р № 13 «Программирование обработки одномерных массивов» 1 09.04 29 П/р № 14 «Программирование обработки двумерных массивов» 1 16.04 1 23.04 30 Работа с символьной информацией Работа 3.5., стр.247. §24, 25 §26 §24- 26 Работа 3.6., стр.249. §24- 26 Работа 3.7., стр.253. §27, 28 Программирование с использованием подпрограмм Работа 3.5. Учащиеся должны знать - правила описания массивов на Паскале - правила организации ввода и вывода значений массива - правила программной обработки массивов - организацию ввода и вывода данных с использованием файлов Учащиеся должны уметь: -составлять простейшие программы для обработки одномерных массивов - работать с файлами Учащиеся должны знать: поиск и подсчет элементов, нахождение максимального и минимального значений, сортировка массива Учащиеся должны уметь: - составлять типовые программы обработки массивов: заполнение массива, поиск и подсчет элементов, нахождение максимального и минимального значений, сортировки массива… Программирование обработки двумерных массивов Программирование обработки одномерных массивов Работа 3.6 Программирование обработки двумерных массивов Работа 3.7. Учащиеся должны знать: - правила описания символьных величин и символьных строк - основные функции и процедуры Паскаля для работы с символьной информацией Учащиеся должны уметь: решать типовые задачи на обработку символьных величин и строк символов 23 31 32 П/р № 15 «Программирование обработки строк символов» Комбинированный тип данных П/р № 16 «Программирование обработки записей» 33 К/р № 2 «Обработка информации) Резерв 34 Решение задач ЕГЭ 1 30.04 1 07.05 Работа 3.8., стр.256. §29 Работа 3.9., стр.258. 1 1 1 14.05 §1-29. 21.05 конспект Программирование обработки строк символов Работа 3.8. Учащиеся должны знать: - правила описания комбинированного типа данных, понятие записи - основные функции и процедуры Паскаля для работы с файлами Учащиеся должны уметь: решать типовые задачи на работу с комбинированным типом данных Работа 3.9 24 Календарно-тематическое планирование 11 класс ( 1 час в неделю, всего 34 часа за год) № КолСодержание урово (разделы, темы) ка часов Информационные системы и базы 9 данных 1 Техника безопасности и орга- 1 низация рабочего места. Системный анализ 2 Моделирование и формализа- 1 ция. П/р № 1 «Модели систем». Даты проведения план факт Домашнее задание §1-2 §3-4 Основные виды учебной деятельности (УУД) Правила поведения и ТБ Учащиеся должны знать: - основные понятия системологии: система, структура, системный эффект, подсистема - основные свойства систем - что такое «системный подход» в науке и практике - модели систем: модель черного ящика, состава, структурная модель - использование графов для описания структур систем Учащиеся должны уметь: - приводить примеры систем (в быту, в природе, в науке и пр.) - анализировать состав и структуру систем - различать связи материальные и информационные. Учащиеся должны знать: -что такое модель; основные типы информационных моделей: натуральные, графические, табличные; - понятие моделирования -понятие выигрышной стратегии Учащиеся должны уметь: - использовать различные варианты представления информации; - строить информационные табличные модели по словесным описаниям объектов и их свойств; 25 3 Базы данных 1 §5,6 4 П/р № 2 «Знакомство с СУБД» 1 5 П/р № 3 «Создание базы данных «Приемная комиссия»». 1 6 П/р № 4 «Реализация простых запросов в режиме дизайна (конструктора запросов)» П/р № 5 «Расширение базы данных «Приемная комиссия». Работа с формой». П/р № 6 «Реализация сложных запросов в базе данных «Приемная комиссия»». П/р № 7 «Создание отчета». 1 Работа 1.3, стр.167 §7 Работа 1.4, стр.173 §8 Работа 1.6, стр.178 Работа 1.7, стр. 182 7 8 9 1 1 1 §9 Работа 1.8, стр.186 Работа 1.9, стр. 189 - строить графовые и табличные модели несложных систем; переходить от модели в форме графа к табличной модели; решать задачи с помощью моделирования. Работа 1.1 Учащиеся должны знать: - что такое база данных (БД) - основные понятия реляционных БД: запись, поле, тип поля, главный ключ - определение и назначение СУБД - основы организации многотабличной БД - что такое схема БД - что такое целостность данных - этапы создания многотабличной БД с помощью реляционной СУБД Учащиеся должны уметь: - создавать многотабличную БД средствами конкретной СУБД Освоение простейших приемов работы с готовой базой данных Работа 1.3 Освоение приемов работы с БД в процессе создания спроектированной базы данных Работа 1.4 Освоение приемов реализации запросов на выборку в режиме дизайна Работа 1.6 Научиться создавать форму таблицы, заполнять данными таблицу с помощью формы Работа 1.7 Закрепление навыков по созданию и заполнению таблиц, отработка приемов реализации сложных запросов Работа 1.8 Освоение приемов создания отчетов Работа 1.9 26 Интернет 10 Организация и услуги Интернет Сетевые технологии. П/р № 8 «Интернет. Работа с электронной почтой и телеконференциями». 11 12 13 14 15 16 17 18 10 1 §10-12 Работа 2.1, стр.193 Учащиеся должны знать: - назначение коммуникационных служб Интернета - назначение информационных служб Интернета - что такое прикладные протоколы - основные понятия WWW: web-страница, web-сервер, webсайт, web-браузер, Учащиеся должны уметь: пользоваться электронной почтой Работа 2.1 - технические средства локальных сетей HTTP-протокол, URL-адрес - что такое поисковый каталог: организация, назначение. Работа 2.2 Что такое поисковый указатель: организация, назначение. Работа 2.3 Аппаратные и программные средства организации. П/р № 9 «Интернет. Работа с браузером. Просмотр web-страниц». П/р № 10 «Интернет. Сохранение загруженных web – страниц». П/р № 11 «Интернет. Работа с поисковыми системами». К/р № 1 «Интернет» Основы сайтостроения Инструменты для разработки web-сайтов. Создание сайта «Домашняя страница». 1 Работа 2.2, стр.195 1 Работа 2.3, стр.198 1 Работа 2.4, стр.199 Поисковые системы. Работа 2.4 1 1 §13-14 Создание таблиц и списков на web-странице. П/р № 12 «Разработка сайта «Моя семья»». П/р № 13 «Разработка сайта 1 §15 1 Работы 2.5, стр. 201 Работа 2.6, Учащиеся должны знать: - какие существуют средства для создания web-страниц - в чем состоит проектирование web-сайта - что значит опубликовать web-сайт Учащиеся должны уметь: - создать несложный web-сайт с помощью редактора сайтов Отработка навыков создания таблиц и списков на webстраницы с помощью редактора сайтов Знакомство с редактором сайтов, работа со шрифтами, вставка гиперссылок. Работы 2.5 Вставка графических изображений, использование графиче- 1 27 «Животный мир»». 1 Работа 2.7, стр.206 12 1 §16 Моделирование зависимостей между величинами. П/р № 15 «Получение регрессионных моделей». 1 §17 1 Работа 3.1, стр. 209 23 Модели статистического прогнозирования. 1 §18 24 П/р № 16 «Прогнозирование». 1 Работа 3.2, стр. 211 19 П/р № 14 «Разработка сайта «Наш класс»». стр. 203 Информационное моделирование 20 Компьютерное информационное моделирование. 21 22 ских изображений в качестве гиперссылок, создание простых таблиц в редакторе сайтов. Работы 2.6 Создание таблиц и списков в редакторе сайтов, использование графических изображений Работы 2.7 Учащиеся должны знать: - понятие модели - понятие информационной модели Учащиеся должны уметь: -Определять тип модели - этапы построения компьютерной информационной модели Моделирование зависимостей между величинами Освоение способов построения по экспериментальным данным регрессионной модели и графического тренда средствами табличного процессора Работа 3.1 Учащиеся должны знать: -для решения каких практических задач используется статистика; - что такое регрессионная модель - как происходит прогнозирование по регрессионной модели Учащиеся должны уметь: - используя табличный процессор строить регрессионные модели заданных типов - осуществлять прогнозирование (восстановление значения и экстраполяцию) по регрессионной модели Освоение приемов прогнозирования количественных характеристик системы по регрессионной модели путем восстановления значений и экстраполяции Работа 3.2 28 25 Моделирование корреляционных зависимостей. 1 §19 26 Вычисление коэффициента корреляционной зависимости между величинами. 1 §19 27 П/р № 17 «Расчет корреляционных зависимостей». 1 Работа 3.4, стр.215 28 Модели оптимального планирования. 1 §20 Учащиеся должны знать: - что такое корреляционная зависимость - что такое коэффициент корреляции - какие существуют возможности у табличного процессора для выполнения корреляционного анализа Учащиеся должны уметь: - вычислять коэффициент корреляционной зависимости между величинами с помощью табличного процессора (функция КОРРЕЛ в MS Excel) Отработка навыков вычисление коэффициента корреляционной зависимости между величинами с помощью табличного процессора Вычисление коэффициента корреляции с помощью функции КОРРЕЛ Работа 3.4 Учащиеся должны знать: - что такое оптимальное планирование - что такое ресурсы; как в модели описывается ограниченность ресурсов - что такое стратегическая цель планирования; какие условия для нее могут быть поставлены - в чем состоит задача линейного программирования для нахождения оптимального плана - какие существуют возможности у табличного процессора для решения задачи линейного программирования Учащиеся должны уметь: - решать задачу оптимального планирования (линейного программирования) с небольшим количеством плановых показателей с помощью табличного процессора (Поиск решения в табличном процессоре) 29 29 30 31 Решение задач оптимального планирования. П/р № 18 «Решение задачи оптимального планирования». 1 §20 Отработка навыков решения задач оптимального планирования 1 Работа 3.6, стр. 216 К/р №2 «Информационное моделирование» 1 §16-20 Практическое освоение раздела табличного процессора Поиск решения для построения оптимального плана Работа 3.6 Учащиеся должны знать: -определение понятия и типов информационных систем. Учащиеся должны уметь: - различать и давать характеристику баз данных (табличных, иерархических, сетевых). 2 1 §21-22 1 §23-24 Социальная информатика 32 Информационное общество. 33 Информационное право и безопасность. Резерв 34 Решение задач ЕГЭ Учащиеся должны знать: - что такое информационные ресурсы общества - из чего складывается рынок информационных ресурсов - что относится к информационным услугам - в чем состоят основные черты информационного общества - причины информационного кризиса и пути его преодоления - какие изменения в быту, в сфере образования будут происходить с формированием информационного общества Учащиеся должны уметь: -Применять информационные ресурсы общества в практической жизни. Учащиеся должны знать: - основные законодательные акты в информационной сфере - суть Доктрины информационной безопасности Российской Федерации Учащиеся должны уметь: - соблюдать основные правовые и этические нормы в информационной сфере деятельности 1 1 30