Рабочая программа внеурочной деятельности Функциональная грамотность модуль Математическая грамотность 8 класс

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Математическая грамотность»
разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного
образовательного стандарта основного общего образования, на основании которого для
участников образовательных отношений создаются условия, обеспечивающие
возможность формирования функциональной грамотности обучающихся, в том числе
математической грамотности.
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Математическая грамотность»
ориентирована на обучающихся 8 класса. На изучение курса «Математическая
грамотность» в 8 классе выделяется 34 часа 1 ч в неделю, 34 учебные недели).
Особенностью современного образования является его ориентация на развитие
личности обучающегося. В связи с этим процесс обучения нацеливается на достижение
таких образовательных результатов, которые помогут вырабатывать эффективные
жизненные стратегии, а также принимать верные решения в различных сферах
деятельности.В последние годы проводятся многочисленные исследования качества
образования,в том числе и математического. Результаты этих исследований
подчеркиваютзначимость школьного курса математики. Невозможно представить без
математики и повседневную жизнь, так как именно в жизни ученикам приходится
использовать знания для поиска решений в различных ситуациях, которые им
встречаются. «Математическая грамотность – это способность индивидуума
формулировать,применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах.
Она включает математические рассуждения, использование математических понятий,
процедур,
фактов и инструментов, чтобы описать, объяснить и предсказать явления. Она
помогает людям понять роль математики в мире, высказывать хорошо обоснованные
суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и
размышляющему гражданину».
Актуальность данного курса определяется необходимостью успешно решать
проблемы, с которыми сталкиваются ученики в личных, учебных, профессиональных,
общественных и научных аспектах повседневной жизни. Курс внеурочной деятельности
«Математическая грамотность» направлен на поддержку обучения, учащихся основам
функциональной грамотности, направленной на формирование у обучающегося
способности действовать в различных ситуациях за пределами системы школьного
образования на основе приобретенных знаний.
Цель курса:
1.Повышение теоретического уровня обучения, постепенным усилением роли
теоретических обобщений и дедуктивных заключений.
2.Обеспечение прикладной направленности курса систематическим обращением к
примерам, раскрывающим возможности применения математики к изучению
действительности и решению практических задач.
Задачи курса:
1. изучить историю возникновения и развития ряда изученных методов, концепций и
идей, их значение для математики и других наук и областей практической деятельности,
2. организовать самостоятельную работу учащихся, позволяющую им приобрести опыт
познавательной и практической деятельности,
3. совершенствовать умение обучающихся работать с источниками математической
информации с использованием современных средств коммуникаций (включая ресурсы
Интернета),
4. совершенствовать умение обучающихся решать познавательные и практические задачи,
5. совершенствовать умение написания творческих работ (например, подготовка проекта),
6. совершенствовать умение применять полученные знания для изучения смежных
дисциплин.

Реализация данной программы предполагает использование современных методов
обучения и разнообразных форм организации образовательного процесса: круглый
стол, семинары, практические работы, учебное исследование, самостоятельная работа,
групповая работа и др.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
личностные:
1) сформированность ответственного отношения к учению, готовность и способности
обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и
познанию, выбору дальнейшего образования на базе ориентировки в мире профессий и
профессиональных
предпочтений,
осознанному
построению
индивидуальной
образовательной траектории с учѐтом устойчивых познавательных интересов;
2) сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному
уровню развития науки и общественной практики;
3) сформированность коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками, старшими и младшими, в образовательной, общественно полезной, учебноисследовательской, творческой и других видах деятельности;
4)умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи,
понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и
контрпримеры;
5)представление о математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах
еѐ развития, о еѐ значимости для развития цивилизации;
6)критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания,
отличать гипотезу от факта;
7)креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении
алгебраических задач;
8)способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений,
рассуждений.
метапредметные:
1) умение самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей,осознанно
выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
2) умение осуществлять контроль по результату и по способу действия на уровне
произвольного внимания и вносить необходимые коррективы;
3) умение адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной
задачи, еѐ объективную трудность и собственные возможности еѐ решения;
4) осознанное владение логическими действиями определения понятий, обобщения,
установления аналогий, классификации на основе самостоятельного выбора оснований и
критериев, установления родо – видовых связей;
5) умение устанавливать причинно-следственные связи; строить логическое рассуждение,
умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и выводы;
6) умение создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства,
модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
7) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем
и сверстниками: определять цели, распределение функций и ролей участников,
взаимодействие и общие способы работы; умение работать в группе: находить общее
решение и разрешать конфликтына основе согласования позиций и учѐта интересов;
слушать партнѐра; формулировать, аргументировать и отстаивать своѐ мнение;
8) сформированность учебной и обще пользовательской компетентности в области
использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ- компетентности);
9) первоначальные представления об идеях и о методах математики как об
универсальном языке науки и техники,о средстве моделирования явлений и процессов;
10) умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других
дисциплинах, в окружающейжизни;

11) умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения
математических проблем,и представлять еѐ в понятной форме;
предметные:
1) умение работать с математическим текстом (структурирование, извлечение
необходимой информации), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и
письменной речи, применяя математическую терминологию и символику, использовать
различные языки математики (словесный, символический, графический), обосновывать
суждения, проводить классификацию, доказывать математические утверждения;
2) владение базовым понятийным аппаратом: иметь представление о числе, владение
символьным языком алгебры, знание элементарных функциональных зависимостей,
формирование представлений о статистических закономерностях в реальном мире и о
различных способах их изучения, об особенностях выводов и прогнозов, носящих
вероятностный характер;
3) умение выполнять алгебраические преобразования рациональных выражений,
применять их для решения учебных математических задач и задач, возникающих в
смежных учебных предметах;
4) умение пользоваться математическими формулами и самостоятельно составлять
формулы зависимостей между величинами на основе обобщения частных случаев и
эксперимента;
5) умение решать линейные и квадратные уравнения и неравенства, а также приводимые к
ним уравнения, неравенства, системы; применять графические представления для
решения и исследования уравнений, неравенств, систем; применять полученные умения
для решения задач из математики, смежных предметов, практики;
6) овладение системой функциональных понятий, функциональным языком и символикой,
умение строить графики функций, описывать их свойства, использовать функциональнографические представления для описания и анализа математических задач и реальных
зависимостей;
7) овладение основными способами представления и анализа статистических данных;
умение решать задачи на нахождение частоты и вероятности случайных событий;
8)умение применять изученные понятия, результаты и методы при решении задач из
различных разделов курса, в том числе задач, не сводящихся к непосредственному
применению известных алгоритмов.
Содержание курса:
1. Математика в повседневной жизни (11 ч)
2.Геометрические задачи в заданиях ОГЭ (6 ч)
3. Математика и общество (4ч)
4.Задачи на чертежах (7 ч)
5.Математика и профессия (6 ч)
6. Математика в повседневной жизни (4ч)
Календарно – тематическое планирование
№
п/п

1
2
3
4
5
6

Тема
Математика в повседневной жизни
Чтение чертежей
Участок
Участок
Практическая работа по теме «Участок»
Задачи про «Шины»
Практическая работа по теме «Шины»

Количество
часов
11
1
1
1
1
1
1

7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34

Покупки
Покупки
Карманные расходы
Карманные расходы
Практическая работа по теме «Покупки. Карманные расходы»
Геометрические задачи в заданиях ОГЭ
Геометрические фигуры
Упражнения, направленные на освоение терминологии
Верные и неверные утверждения
Работа с текстовой информацией, анализ, интерпретация, графики
Работа с текстовой информацией, анализ, интерпретация, графики
Практическая работа по теме «Геометрические задачи в ОГЭ»
Математика и общество
Права человека
Практическая работа по теме «Права человека»
Охрана окружающей среды
Практическая работа по теме «Математика и общество»
Задачи на чертежах
Задачи на готовых чертежах
Упражнения, направленные на формирование умения читать
чертежи
Задания, направленные на перевод информации одного вида в
другой
Геометрия на клетчатой бумаге
Геометрия на клетчатой бумаге
Геометрия на клетчатой бумаге
Практическая работа по теме «Задачи на чертежах»
Математика и профессия
Математика в профессиональной деятельности
Математика в профессиональной деятельности
Математические задачи в профессиях
Математические задачи в профессиях
Математическая аттестация в форме творческой работы
Математическая аттестация в форме творческой работы
Итого

1
1
1
1
1
6
1
1
1
1
1
1
4
1
1
1
1
7
1
1
1
1
1
1
1
6
1
1
1
1
1
1
34

Учебно – методическое и информационное обеспечение
курса:
1. Развитие функциональной грамотности обучающихся основной школы: методическое
пособие для педагогов / Под общей редакцией Л.Ю. Панариной, И.В. Сорокиной, О.А.
Смагиной, Е.А. Зайцевой. – Самара: СИПКРО, 2019.
2. Сайт ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии
образования»: http://skiv.instrao.ru/ support/demonstratsionnye- materialya
3. Программа курса «Развитие функциональной грамотности обучающихся (5-9 классы)»
/авторы А.В.Белкин, И.С.Манюхин,О.Ю.Ерофеева, Н.А.Родионова, С.Г.Афанасьева,
А.А.Гилев - Самара, 2019.
4.Гмурман В.Е. Теория вероятности и математическая статистика. Москва.«Высшая
школа», 2019 г.
5.Гмурман В.Е. «Руководство к решению задач по теории вероятностей и математической
статистике». Москва. «Высшая школа», 2019 г.
6.Математическая грамотность. Тестовые задания для абитуриентов, 2018

7. Математическая грамотность: сборник эталонных заданий:
выпуск 1: учебное пособие для общеобразовательных организаций: в 2 частях / Г.С.
Ковалева, Л.О. Рослова, Е.С. Квитко ; под редакцией Г.С. Ковалевой, Л.О. Рословой. –
Москва; Санкт-Петербург: Просвещение, 2021.- (Функциональная грамотность. Учимся
для жизни).
8. Математическая грамотность: сборник эталонных заданий: выпуск 2: учебное пособие
для общеобразовательных организаций: в 2 частях / Г.С. Ковалева, Л.О. Рослова, Е.С.
Квитко ; под редакцией Г.С. Ковалевой, Л.О. Рословой. – Москва; Санкт-Петербург:
Просвещение, 2021.- (Функциональная грамотность. Учимся для жизни).


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».