ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Математическая грамотность» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, на основании которого для участников образовательных отношений создаются условия, обеспечивающие возможность формирования функциональной грамотности обучающихся, в том числе математической грамотности. Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Математическая грамотность» ориентирована на обучающихся 8 класса. На изучение курса «Математическая грамотность» в 8 классе выделяется 34 часа 1 ч в неделю, 34 учебные недели). Особенностью современного образования является его ориентация на развитие личности обучающегося. В связи с этим процесс обучения нацеливается на достижение таких образовательных результатов, которые помогут вырабатывать эффективные жизненные стратегии, а также принимать верные решения в различных сферах деятельности.В последние годы проводятся многочисленные исследования качества образования,в том числе и математического. Результаты этих исследований подчеркиваютзначимость школьного курса математики. Невозможно представить без математики и повседневную жизнь, так как именно в жизни ученикам приходится использовать знания для поиска решений в различных ситуациях, которые им встречаются. «Математическая грамотность – это способность индивидуума формулировать,применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах. Она включает математические рассуждения, использование математических понятий, процедур, фактов и инструментов, чтобы описать, объяснить и предсказать явления. Она помогает людям понять роль математики в мире, высказывать хорошо обоснованные суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему гражданину». Актуальность данного курса определяется необходимостью успешно решать проблемы, с которыми сталкиваются ученики в личных, учебных, профессиональных, общественных и научных аспектах повседневной жизни. Курс внеурочной деятельности «Математическая грамотность» направлен на поддержку обучения, учащихся основам функциональной грамотности, направленной на формирование у обучающегося способности действовать в различных ситуациях за пределами системы школьного образования на основе приобретенных знаний. Цель курса: 1.Повышение теоретического уровня обучения, постепенным усилением роли теоретических обобщений и дедуктивных заключений. 2.Обеспечение прикладной направленности курса систематическим обращением к примерам, раскрывающим возможности применения математики к изучению действительности и решению практических задач. Задачи курса: 1. изучить историю возникновения и развития ряда изученных методов, концепций и идей, их значение для математики и других наук и областей практической деятельности, 2. организовать самостоятельную работу учащихся, позволяющую им приобрести опыт познавательной и практической деятельности, 3. совершенствовать умение обучающихся работать с источниками математической информации с использованием современных средств коммуникаций (включая ресурсы Интернета), 4. совершенствовать умение обучающихся решать познавательные и практические задачи, 5. совершенствовать умение написания творческих работ (например, подготовка проекта), 6. совершенствовать умение применять полученные знания для изучения смежных дисциплин. Реализация данной программы предполагает использование современных методов обучения и разнообразных форм организации образовательного процесса: круглый стол, семинары, практические работы, учебное исследование, самостоятельная работа, групповая работа и др. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ личностные: 1) сформированность ответственного отношения к учению, готовность и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору дальнейшего образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учѐтом устойчивых познавательных интересов; 2) сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики; 3) сформированность коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими, в образовательной, общественно полезной, учебноисследовательской, творческой и других видах деятельности; 4)умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры; 5)представление о математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах еѐ развития, о еѐ значимости для развития цивилизации; 6)критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта; 7)креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении алгебраических задач; 8)способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений. метапредметные: 1) умение самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей,осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; 2) умение осуществлять контроль по результату и по способу действия на уровне произвольного внимания и вносить необходимые коррективы; 3) умение адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, еѐ объективную трудность и собственные возможности еѐ решения; 4) осознанное владение логическими действиями определения понятий, обобщения, установления аналогий, классификации на основе самостоятельного выбора оснований и критериев, установления родо – видовых связей; 5) умение устанавливать причинно-следственные связи; строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и выводы; 6) умение создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; 7) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределение функций и ролей участников, взаимодействие и общие способы работы; умение работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликтына основе согласования позиций и учѐта интересов; слушать партнѐра; формулировать, аргументировать и отстаивать своѐ мнение; 8) сформированность учебной и обще пользовательской компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ- компетентности); 9) первоначальные представления об идеях и о методах математики как об универсальном языке науки и техники,о средстве моделирования явлений и процессов; 10) умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающейжизни; 11) умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем,и представлять еѐ в понятной форме; предметные: 1) умение работать с математическим текстом (структурирование, извлечение необходимой информации), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи, применяя математическую терминологию и символику, использовать различные языки математики (словесный, символический, графический), обосновывать суждения, проводить классификацию, доказывать математические утверждения; 2) владение базовым понятийным аппаратом: иметь представление о числе, владение символьным языком алгебры, знание элементарных функциональных зависимостей, формирование представлений о статистических закономерностях в реальном мире и о различных способах их изучения, об особенностях выводов и прогнозов, носящих вероятностный характер; 3) умение выполнять алгебраические преобразования рациональных выражений, применять их для решения учебных математических задач и задач, возникающих в смежных учебных предметах; 4) умение пользоваться математическими формулами и самостоятельно составлять формулы зависимостей между величинами на основе обобщения частных случаев и эксперимента; 5) умение решать линейные и квадратные уравнения и неравенства, а также приводимые к ним уравнения, неравенства, системы; применять графические представления для решения и исследования уравнений, неравенств, систем; применять полученные умения для решения задач из математики, смежных предметов, практики; 6) овладение системой функциональных понятий, функциональным языком и символикой, умение строить графики функций, описывать их свойства, использовать функциональнографические представления для описания и анализа математических задач и реальных зависимостей; 7) овладение основными способами представления и анализа статистических данных; умение решать задачи на нахождение частоты и вероятности случайных событий; 8)умение применять изученные понятия, результаты и методы при решении задач из различных разделов курса, в том числе задач, не сводящихся к непосредственному применению известных алгоритмов. Содержание курса: 1. Математика в повседневной жизни (11 ч) 2.Геометрические задачи в заданиях ОГЭ (6 ч) 3. Математика и общество (4ч) 4.Задачи на чертежах (7 ч) 5.Математика и профессия (6 ч) 6. Математика в повседневной жизни (4ч) Календарно – тематическое планирование № п/п 1 2 3 4 5 6 Тема Математика в повседневной жизни Чтение чертежей Участок Участок Практическая работа по теме «Участок» Задачи про «Шины» Практическая работа по теме «Шины» Количество часов 11 1 1 1 1 1 1 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 Покупки Покупки Карманные расходы Карманные расходы Практическая работа по теме «Покупки. Карманные расходы» Геометрические задачи в заданиях ОГЭ Геометрические фигуры Упражнения, направленные на освоение терминологии Верные и неверные утверждения Работа с текстовой информацией, анализ, интерпретация, графики Работа с текстовой информацией, анализ, интерпретация, графики Практическая работа по теме «Геометрические задачи в ОГЭ» Математика и общество Права человека Практическая работа по теме «Права человека» Охрана окружающей среды Практическая работа по теме «Математика и общество» Задачи на чертежах Задачи на готовых чертежах Упражнения, направленные на формирование умения читать чертежи Задания, направленные на перевод информации одного вида в другой Геометрия на клетчатой бумаге Геометрия на клетчатой бумаге Геометрия на клетчатой бумаге Практическая работа по теме «Задачи на чертежах» Математика и профессия Математика в профессиональной деятельности Математика в профессиональной деятельности Математические задачи в профессиях Математические задачи в профессиях Математическая аттестация в форме творческой работы Математическая аттестация в форме творческой работы Итого 1 1 1 1 1 6 1 1 1 1 1 1 4 1 1 1 1 7 1 1 1 1 1 1 1 6 1 1 1 1 1 1 34 Учебно – методическое и информационное обеспечение курса: 1. Развитие функциональной грамотности обучающихся основной школы: методическое пособие для педагогов / Под общей редакцией Л.Ю. Панариной, И.В. Сорокиной, О.А. Смагиной, Е.А. Зайцевой. – Самара: СИПКРО, 2019. 2. Сайт ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования»: http://skiv.instrao.ru/ support/demonstratsionnye- materialya 3. Программа курса «Развитие функциональной грамотности обучающихся (5-9 классы)» /авторы А.В.Белкин, И.С.Манюхин,О.Ю.Ерофеева, Н.А.Родионова, С.Г.Афанасьева, А.А.Гилев - Самара, 2019. 4.Гмурман В.Е. Теория вероятности и математическая статистика. Москва.«Высшая школа», 2019 г. 5.Гмурман В.Е. «Руководство к решению задач по теории вероятностей и математической статистике». Москва. «Высшая школа», 2019 г. 6.Математическая грамотность. Тестовые задания для абитуриентов, 2018 7. Математическая грамотность: сборник эталонных заданий: выпуск 1: учебное пособие для общеобразовательных организаций: в 2 частях / Г.С. Ковалева, Л.О. Рослова, Е.С. Квитко ; под редакцией Г.С. Ковалевой, Л.О. Рословой. – Москва; Санкт-Петербург: Просвещение, 2021.- (Функциональная грамотность. Учимся для жизни). 8. Математическая грамотность: сборник эталонных заданий: выпуск 2: учебное пособие для общеобразовательных организаций: в 2 частях / Г.С. Ковалева, Л.О. Рослова, Е.С. Квитко ; под редакцией Г.С. Ковалевой, Л.О. Рословой. – Москва; Санкт-Петербург: Просвещение, 2021.- (Функциональная грамотность. Учимся для жизни).