Рабочая программа внеурочной деятельности Функциональная грамотность модуль Математическая грамотность 6 класс

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа внеурочной деятельности «Математическая грамотность»
разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта
основного общего образования с учётом и современных мировых требований,
предъявляемых к математическому образованию, и традиций российского образования,
которые обеспечивают овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу для
непрерывного образования и саморазвития, а также целостность общекультурного,
личностного и познавательного развития обучающихся. В рабочей программе учтены
идеи и положения Концепции развития математического образования в Российской
Федерации.
Программа
внеурочной
деятельности
«Математическая
грамотность»
ориентирована на учащихся 6 класса. Занятия рассчитаны на 1 час в неделю в течение 1
полугодия, всего 17 учебных часов.
Курс «Математической грамотности» является одним из модулей программы
«Развитие функциональной грамотности». Программа нацелена на развитие способности
человека формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных
контекстах.
«Математическая грамотность – это способность индивидуума проводить
математические рассуждения и формулировать, применять, интерпретировать математику
для решения проблем в разнообразных контекстах реального мира. Она включает
использование математических понятий, процедур, фактов и инструментов, чтобы
описать, объяснить и предсказать явления. Она помогает людям понять роль математики в
мире, высказывать хорошо обоснованные суждения и принимать решения, которые
необходимы конструктивному, активному и размышляющему гражданину.
В настоящее время существует объективная необходимость практической
ориентации школьного курса математики. Выбор продиктован противоречием между
требованиями к развитию личности школьников и уровнем подготовки математической
грамотности учащихся.
Математическая грамотность включает в себя навыки поиска и интерпретации
математической информации, решения математических задач в различных жизненных
ситуациях. Информация может быть представлена в виде рисунков, цифр, математических
символов, формул, диаграмм, карт, таблиц, текста, а также может быть показана с
помощью технических способов визуализации материала.
Существуют три составляющих математической грамотности:
1.
Умение находить и отбирать информацию
Практически в любой ситуации человек должен уметь найти и отобрать
необходимую информацию, отвечающую заданным требованиям. Эти навыки тесно
связаны с пониманием информации и умением осуществлять простые арифметические
действия.
2.
Производить арифметические действия и применять их для решения
конкретных задач
В некоторых ситуациях человек должен быть знаком с математическими методами,
процедурами и правилами. Использование информации предполагает умение производить
различные вычисления и подсчеты, отбирать и упорядочивать информацию, использовать
измерительные приборы, а также применять формулы.
3.
Интерпретировать, оценивать и анализировать данные
Интерпретация включает в себя понимание значения информации, умение делать
выводы на основе математических или статистических данных. Это также необходимо для
оценки информации и формирования своего мнения. Например, при распознавании
тенденций, изменений и различий в графиках. Навыки интерпретации могут быть связаны
не только с численной информацией (цифрами и статистическими данными), но и с более
2

широкими математическими и статистическими понятиями такими, как темп изменений,
пропорции, расчет дивидендов, выборка, ошибка, корреляция, возможные риски и
причинные связи.
Навыки оценки и анализа данных могут понадобиться при решении конкретных
проблем в условиях технически насыщенной среды. Например, при обработке первичной
количественной информации, извлечении и объединении данных из многочисленных
источников после оценки их соответствия текущим задачам (в том числе сравнение
информации из различных источников).
В реальной жизни все три группы навыков могут быть задействованы
одновременно.
Важной характеристикой математической грамотности являются коммуникативные
навыки. Человек должен уметь представлять и разъяснять математическую информацию,
описывать результаты своих действий, интерпретировать, обосновывать логику своего
анализа или оценки. Делать это как устно, так и письменно (от простых чисел и слов до
развернутых детальных объяснений), а также с помощью рисунков (диаграмм, карт,
графиков) и различных компьютерных средств. Вместе с тем базовый уровень является
недостаточным для реализации данного положения, что и определяет актуальность
решения прикладных задач в дополнительном учебном курсе.
Наряду с принципами научности, непрерывности, интегрированности и
дифференцированности, образование в настоящий момент акцентируется на развитии
обучающихся, упирающемся на личностно-ориентированном обучении, гармонизацию и
гуманизацию образовательного процесса. Межпредметная связь повышает научность
обучения, доступность.
Цели: формирование математической грамотности учащихся, в том числе в интеграции с
другими предметами, развитие интеллектуального уровня учащихся на основе
общечеловеческих ценностей и лучших традиций национальной культуры.
Задачи:
1. распознавать проблемы, возникающие в окружающей действительности, которые
могут быть решены средствами математики;
2. формулировать эти проблемы на языке математики;
3. решать эти проблемы, используя математические факты и методы;
4. анализировать использованные методы решения;
5. интерпретировать полученные результаты с учетом поставленной проблемы.
Математическая грамотность как компонент предметной функциональной грамотности
включает следующие характеристики:
1. Понимание обучающимися необходимости математических знаний для решения
учебных и жизненных задач; оценка разнообразных учебных ситуаций (контекстов),
которые требуют применения математических знаний, умений.
2. Способность устанавливать математические отношения и зависимости, работать с
математической информацией: применять умственные операции, математические методы.
3. Владение математическими фактами (принадлежность, истинность, контрпример),
использование математического языка для решения учебных задач, построения
математических суждений.
Составляющая математической функциональной грамотности — понимание учеником
необходимости математических знаний для решения учебных и жизненных задач; оценка
разнообразных учебных ситуаций (контекстов), которые требуют применения
математических знаний, умений.
Реализацию этой составляющей в программе обеспечивает комплекс из шести групп
математических заданий:
1. Учебные задачи показывающие перспективу их практического использования в
повседневной жизни.
3

2. Упражнения, связанные с решением при помощи арифметических знаний проблем,
возникающих в повседневной жизни.
3. Упражнения на решение проблем и ситуаций, связанных с ориентацией на
плоскости и в пространстве на основе знаний о геометрических фигурах, их
измерении.
4. Упражнения на решение разнообразных задач, связанных с бытовыми жизненными
ситуациями (покупка, измерение, взвешивание и др.)
5. Задачи и упражнения на оценку правильности решения на основе житейских
представлений
6. Задания на распознавание, выявление, формулирование проблем, которые
возникают в окружающей действительности и могут быть решены средствами
математики.
Вторая составляющая математической функциональной грамотности — способность
устанавливать
математические
отношения
и
зависимости,
работать
с
математической информацией: применять умственные операции, математические методы.
1. Упражнения на понимание и интерпретацию различных отношений между
математическими понятиями — работа с математическими объектами.
2. Упражнения на сравнение, соотнесение, преобразование и обобщение информации о
математических объектах — числах, величинах, геометрических фигурах.
3. Упражнения на выполнение вычислений, расчетов, прикидок, оценки величин, на
овладение математическими методами для решения учебных задач.
Третья составляющая математической функциональной грамотности младших
школьников — овладение математическим языком, применение его для решения учебных
задач, построение математических суждений, работа с математическими фактами.
Реализацию этой составляющей могут обеспечить следующие группы математических
заданий.
1. Задания на понимание и применение математической символики и терминологии.
2. Задания, направленные на построение математических суждений
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
Метапредметные и предметные:
 уметь работать на уровне узнавания и понимания, на уровне понимания и
применения;
 уметь находить и извлекать математическую информацию в различном контексте;
 уметь применять математические знания для решения разного рода проблем
 распознавать проблемы, которые возникают в окружающей действительности и
могут быть решены средствами математики;
 формулировать эти проблемы на языке математики;
 решать проблемы, используя математические факты и методы;
 анализировать использованные методы решения;
 интерпретировать полученные результаты с учетом поставленной проблемы;
 формулировать и записывать результаты решения.
Личностные:
Уметь:
 объяснять гражданскую позицию в конкретных ситуациях общественной жизни на
основе математических знаний с позиции норм морали и общечеловеческих
ценностей
 строить монологическую письменную речь, участвовать в дискуссиях;
 создавать команду и работать в команде при осуществлении мини-проектов;
4



формировать портфель достижений школьника, принимая участие в олимпиадах,
викторинах

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
1. Числа и единицы измерения: время, деньги, масса, температура, расстояние.(2ч)
2. Вычисление величины, применение пропорций прямо пропорциональных
отношений для решения проблем. (3ч)
3. Текстовые задачи, решаемые арифметическим способом: части, проценты,
пропорция, движение, работа. (3ч)
4. Инварианты: задачи на четность (чередование, разбиение на пары). (2ч)
5. Логические задачи, решаемые с помощью таблиц. (2ч)
6. Графы и их применение в решении задач. (1ч).
7. Геометрические задачи на построение и на изучение свойств фигур: геометрические
фигуры на клетчатойбумаге, конструирование. (2ч).
8. Элементы логики, теории вероятности, комбинаторики: таблицы, диаграммы,
вычисление вероятности. (1ч)
9. Повторение (1ч).
Защита мини-проектов
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
урока

Кол-во
часов

Тема раздела, урока

11

Числа и единицы измерения: время, деньги, масса,
температура, расстояние. (2ч)
Числа и единицы измерения: время, деньги, масса,
температура, расстояние.
Вычисление величины, применение пропорций прямо
пропорциональных отношений для решения проблем.
(3ч)
Вычисление величины, применение пропорций прямо
пропорциональных отношений для решения проблем.
Вычисление величины, применение пропорций прямо
пропорциональных отношений для решения проблем.
Текстовые задачи, решаемые арифметическим способом:
части, проценты, пропорция, движение, работа. (3ч)
Текстовые задачи, решаемые арифметическим способом:
части, проценты, пропорция, движение, работа.
Текстовые задачи, решаемые арифметическим способом:
части, проценты, пропорция, движение, работа.
Инварианты: задачи на четность (чередование,
разбиение на пары). (2ч)
Инварианты: задачи на четность (чередование,
разбиение на пары).
Логические задачи, решаемые с помощью таблиц. (2ч)

12

Логические задачи, решаемые с помощью таблиц.

13

Графы и их применение в решении задач.

14

Геометрические задачи на построение и на изучение
свойств фигур: геометрические фигуры на клетчатой

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10

1
1

19.01
26.01

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

5

Дата
проведения
план факт
12.01

1

02.02
09.02
16.02
01.03
15.03
22.03
05.04
12.04
19.04
26.04
03.05

Примечание

№
урока

15
16
17

Кол-во
часов

Тема раздела, урока
бумаге, конструирование. (2ч)
Геометрические задачи на построение и на изучение
свойств фигур: геометрические фигуры на клетчатой
бумаге, конструирование.
Элементы логики, теории вероятности, комбинаторики:
таблицы, диаграммы, вычисление вероятности.
Повторение. Защита мини-проектов. Итоговое занятие
Итого

Дата
проведения
план факт

Примечание

10.05
1
1
1

17.05
24.05

17

Используемая литература:
1. И.Ф.Шарыгин, А.В. Шевкин «Задачи на смекалку».
2. Н.К. Антонович «Как научиться решать занимательные задачи».
3. Е.В. Смыкалова «Математика (дополнительные главы) 5 класс».
4. Н.П. Кострикина «Задачи повышенной трудности в курсе математики 5-6
классов».
5. Ю.М. Колягина «Поисковые задачи по математике (5-6 классы)».
6. Г.И. Григорьева «Подготовка школьников к олимпиадам по математике: 5-6
классы».
Используемые ресурсы:
1. https://fg .resh.edu.ru/
2. https://etudes.ru/
3. http://free-math.ru/
4. http://www.zaba.ru/
5. https://mathus.ru/math/
6. https://skysmart.ru/
7. https://uchi.ru/

6


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».