Рабочая программа внеурочной деятельности Практическая биология

Пояснительная записка
Программа курса «Практическая биология» направлена на формирование у учащихся 7
класса интереса к изучению биологии, развитие практических умений, применение
полученных знаний на практике. На дополнительных занятиях по биологии в 7 классе
закладываются основы многих практических умений школьников, которыми они будут
пользоваться во всех последующих курсах изучения биологии. Количество практических
умений и навыков, которые учащиеся должны усвоить на уроках «Биологии» в 7 классе
достаточно велико, поэтому внеурочная деятельность будет дополнительной возможностью
для закрепления и отработки практических умений учащихся.
Программа способствует ознакомлению с организацией коллективного и
индивидуального исследования, обучению в действии, позволяет чередовать коллективную
и индивидуальную деятельность. Теоретический материал включает в себя вопросы,
касающиеся основ проектно-исследовательской деятельности, знакомства со структурой
работы.
Цель и задачи программы
Цель: создание условий для успешного освоения учащимися практической
составляющей школьной биологии и основ исследовательской деятельности.
Задачи:
 Формирование системы научных знаний о системе живой природы и
начальных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях,
закономерностях;
 приобретение опыта использования методов биологической науки для
проведения несложных биологических экспериментов;
 развитие умений и навыков проектно – исследовательской
деятельности;
 подготовка учащихся к участию в олимпиадном движении;
 формирование основ экологической грамотности.
При организации образовательного процесса необходимо обратить внимание на следующие
аспекты:
 создание портфолио ученика, позволяющее оценивать его личностный рост;
использование личностно-ориентированных технологий (технология развития критического
мышления, технология проблемного обучения, технология обучения в сотрудничестве,
метод проектов);
 организация проектной деятельности школьников и проведение миниконференций, позволяющих школьникам представить индивидуальные (или
групповые) проекты по выбранной теме.

Формы проведения занятий:
практические и лабораторные работы, экскурсии, эксперименты, наблюдения, коллективные
и индивидуальные исследования, самостоятельная работа, консультации, проектная и
исследовательская деятельность, в том числе с использованием ИКТ.
Методы контроля: защита исследовательских работ, мини-конференция с презентациями,
доклад, выступление, презентация, участие в конкурсах исследовательских работ,
олимпиадах.

Требования к уровню знаний, умений и навыков по окончанию реализации
программы:
 иметь представление об исследовании, проекте, сборе и обработке информации,
составлении доклада, публичном выступлении;
 знать, как выбрать тему исследования, структуру исследования;
 уметь видеть проблему, выдвигать гипотезы, планировать ход исследования, давать
определения понятиям, работать с текстом, делать выводы;
 уметь работать в группе, прислушиваться к мнению членов группы, отстаивать
собственную точку зрения;
 владеть планированием и постановкой биологического эксперимента.
Ожидаемые результаты
Личностные результаты:
 знания основных принципов и правил отношения к живой природе;
 развитие познавательных интересов, направленных на изучение живой природы;
 Развитие интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения,
анализировать, сравнивать, делать выводы и другое);
 эстетического отношения к живым объектам.
Метапредметные результаты:
 овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности: умение
видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения
понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и
заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
 умение работать с разными источниками биологической информации, анализировать
и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;
 умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации
своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения,
отстаивать свою позицию.
Предметные результаты:

1. В познавательной (интеллектуальной) сфере:
выделение существенных признаков биологических объектов и процессов;
 классификация — определение принадлежности биологических объектов к
определенной систематической группе;
 объяснение роли биологии в практической деятельности людей;
 сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и
умозаключения на основе сравнения;
 умение работать с определителями, лабораторным оборудованием;
 овладение методами биологической науки: наблюдение и описание
биологических объектов и процессов; постановка биологических
экспериментов и объяснение их результатов.

2. В ценностно-ориентационной сфере:
 знание основных правил поведения в природе;
 анализ и оценка последствий деятельности человека в природе.
3. В сфере трудовой деятельности:
 знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;
 соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами.

4. В эстетической сфере:
 овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.
Содержание программы
Введение. План работы и техника безопасности при выполнении лабораторных работ.
Раздел 1. Лаборатория Левенгука (5 часов)
Методы научного исследования. Лабораторное оборудование и приборы для научных
исследований. История изобретения микроскопа, его устройство и правила работы. Техника
приготовления временного микропрепарата. Рисуем по правилам: правила биологического
рисунка.
Практические и лабораторные работы:
Устройство микроскопа
Приготовление и рассматривание
микропрепаратовЗарисовка биологических
объектов
Проектно-исследовательская деятельность:
Мини - исследование «Микромир» (работа в группах с последующей
презентацией).
Раздел 2. Практическая ботаника (8 часов)
Фенологические наблюдения. Ведение дневника наблюдений. Гербарий: оборудование,
техника сбора, высушивания и монтировки. Правила работа с определителями (теза,
антитеза). Морфологическое описание растений по плану. Редкие и исчезающие растения
Республики Адыгея.
Практические и лабораторные работы:
Морфологическое описание растений
Определение растений по гербарным образцам и в безлиственном состоянии
Монтировка гербария
Проектно-исследовательская деятельность:
Создание каталога «Видовое разнообразие растений пришкольной территории»
Проект «Редкие растения Республики Адыгея»
Раздел 3. Практическая зоология (8 часов)
Знакомство с системой живой природы, царствами живых организмов. Отличительные
признаки животных разных царств и систематических групп. Жизнь животных: определение
животных по следам, продуктам жизнедеятельности. Описание внешнего вида животных по
плану. О чем рассказывают скелеты животных (палеонтология). Пищевые цепочки. Жизнь
животных зимой. Подкормка птиц.
Практические и лабораторные работы:
Работа по определению животных
Составление пищевых цепочек
Определение экологической группы животных по внешнему виду
Фенологические наблюдения «Зима в жизни растений и животных»
Проектно-исследовательская деятельность:
Мини - исследование «Птицы на кормушке»
Проект «Красная книга животных Республики Адыгея»
Раздел 4. Биопрактикум (13 часов)
Учебно -исследовательская деятельность. Как правильно выбрать тему, определить цель и
задачи исследования. Какие существуют методы исследований. Правила оформления
результатов. Источники информации (библиотека, интернет-ресурсы). Как оформить
письменное сообщение и презентацию. Освоение и отработка методик выращивания
биокультур. Выполнение самостоятельного исследования по выбранному модулю.

Представление результатов на конференции. Отработка практической части олимпиадных
заданий с целью диагностики полученных умений и навыков.
Практические и лабораторные работы:
Работа с информацией (посещение библиотеки)
Оформление доклада и презентации по определенной теме
Проектно-исследовательская деятельность:
Модуль «Физиология растений»
Движение растений
Влияние стимуляторов роста на рост и развитие растений
Прорастание семян
Влияние прищипки на рост корня
Модуль «Микробиология»
Выращивание культуры бактерий и простейших
Влияние фитонцидов растений на жизнедеятельность бактерий
Модуль «Микология»
Влияние дрожжей на укоренение черенков
Модуль «Экологический практикум»
Определение степени загрязнения воздуха методом биоиндикации
Определение запыленности воздуха в помещениях
Тематический план
Название раздела
Введение
Лаборатория Левенгука
Практическая ботаника
Практическая зоология
Биопрактикум
Итого

Количество часов
1
5
8
8
13
35

Календарно-тематическое планирование
Дата

№
п/п
1

Тема занятий

Вводный инструктаж по ТБ
при проведении
Лабораторных работ.
Лаборатория Левенгука (5часов)
4.09

11.09

Форма проведения
Беседа

2

Приборы для научных
исследований.
Лабораторное оборудование

Практическая работа
«Изучение приборов для научных
исследований лабораторного оборудования»

3

Знакомство с устройством
микроскопа.

Практическая работа «Изучение
устройства увеличительных приборов»

18.09

25.09

4-5

2.10

6

Техника биологического
рисунка
Приготовления
микропрепаратов
Мини-исследование
«Микромир»

Лабораторный практикум
««Приготовление и рассматривание
микропрепаратов. Зарисовка
биологических объектов».
Рассматривание клеток организмов на
готовых
микропрепаратах
с
использованием цифрового
микроскопа»

Практическая ботаника (8 часов)
Фенологические наблюдения
«Осень в жизни растений»
Техника сбора, высушивания
и монтировки гербария
Определяем и
классифицируем

Экскурсия

9.10

7

16.10

8

23.10

9

30.10

10

Морфологическое описание
растений

6.11

11

Определение растений в
безлиственном состоянии

13.11

12-13 Создание каталога «Видовое Проектная деятельность
разнообразие растений
пришкольной территории»
14
Редкие растения Подмосковья Проектная деятельность

20.11

Практическая работа «Техника сбора,
высушивания и монтировки гербария»
Практическая работа «Определение
растений по гербарным образцам».
Практическая работа «Морфологическое
описаниерастений (работа с
информационными карточками).
Практическая работа «Определение
растений в безлиственном состоянии».

Практическая зоология (8 часов)
27.11
4.12

15
16

11.12

17

Система животного мира
Определяем и
классифицируем
Определяем животных по
следам и контуру

Творческая мастерская
Практическая работа по определению
животных
Практическая работа «Определение
животных по следам и контуру»

18.12

25.12

Определение экологической
группы
животных по
внешнему виду
19
Практическая орнитология.
Мини-исследование «Птицы
на кормушке»
20-21 Проект «Красная книга РА »
18

22

Фенологические наблюдения
«Зима в жизни растений и
животных»

Лабораторный практикум
«Определение экологическойгруппы
животных по внешнему виду».
Работа в группах: исследование
«Птицы на кормушке». Составление
пищевых цепочек
Проектная деятельность
Экскурсия «Фенологическиенаблюдения
«Зима в жизни растенийи животных».

Биопрактикум (12 часов)
Теоретическое занятие

26

Как выбрать тему для
исследования. Постановка
целей и задач.
Источники информации
Как оформить результаты
исследования
Физиология растений

27

Физиология растений

28

Микробиология

29

Микология

30

Экологический практикум.

31

Экологический практикум.

32-33

Подготовка к отчетной
конференции

Исследовательская деятельность::
Прорастание семян. Влияние прищипки
на рост
корня.
Исследовательская
деятельность:
Выращивание культуры бактерий и
простейших. Влияние фитонцидов
растений на жизнедеятельность бактерий.
Исследовательская
деятельность:
Влияние
дрожжей
на укоренение
черенков.
Исследовательская
деятельность:
Определение степени загрязнения
воздуха методом биоиндикации.
Исследовательская
деятельность:
Определение запыленности воздухав
помещениях.
Создание презентаций, докладов

34

Отчетная конференция

35

Итоговое занятие
Итого: 35 часов

23

24
25

Практическая работа
Теоретическое занятие
Исследовательская деятельность
:Движение растений. Влияние
стимуляторов роста на рост и развитие
растений.

Презентация работ

Учебно-методическое обеспечение программы
Методика обучения по программе состоит из сочетания лекционного изложения
теоретического материала с наглядным показом иллюстрирующего материала и приемов
решения практических задач. Обучающиеся закрепляют полученные знания путем
самостоятельного выполнения практических работ. Для развития творческого мышления и
навыков аналитической деятельности педагог проводит занятия по презентации творческих и
практических работ, мозговые штурмы, интеллектуальные игры.
Материально-техническое обеспечение программы
Организационные условия, позволяющие реализовать содержание дополнительной
образовательной программы «Практическая биология» предполагают наличие оборудования
центра «Точка роста»:
- цифровая лаборатория по биологии;
- микроскоп цифровой;
- комплект посуды и оборудования для ученических опытов;
- комплект гербариев демонстрационный;
- комплект коллекции демонстрационный (по разным темам);
- мультимедийного оборудования (компьютер, ноутбук, проектор, флэш- карты,
экран, средства телекоммуникации (локальные школьные сети, выход в интернет).
Дидактическое обеспечение предполагает наличие текстов разноуровневых заданий,
тематических тестов по каждому разделу темы, инструкций для выполнения практических
работ.
Литература
1. Дольник В.Р. Вышли мы все из природы. Беседы о поведении человека в компании
птиц, зверей и детей. — М.: БШКАРКЕ88, 1996.
3. Лесные травянистые растения. Биология и охрана: справочник. - М.:
Агропромиздат, 1988.
4. Петров В.В. Растительный мир нашей Родины: кн. для учителя. -2-е изд., доп.
— М.: Просвещение, 1991.
5. Самкова В.А. Мы изучаем лес. Задания для учащихся 3— 5 классов //Биология в
школе. - 2003. - № 7; 2004. - № 1, 3, 5, 7.
6. Чернова Н.М. Лабораторный практикум по экологии. — М.: Просвещение, 1986.
Интернет-ресурсы
1.
http://www.sci.aha.ru/ATL/ra21c.htm — биологическое разнообразие России.
2.
http://www.wwf.ru — Всемирный фонд дикой природы (WWF).
3.
http://edu.seu.ru/metodiques/samkova.htm — интернет-сайт «Общественные
ресурсы образования»
4.
http://www.ecosystema.ru — экологическое образование детей и изучение
природы России.

Интернет-ресурсы
1. Ь11р://^^^.5С1.аЬа.ги/АТЬ/га21с.Ь1т — биологическое разнообразие России.
2. И11р://шшш.шшкги — Всемирный фонд дикой природы (МЖР).
3. Ь11р://еби.5еи.ги/те1об1аие5/5аткоуа.Ь1т — интернет-сайт «Общественные ресурсы
образования» / Самкова В.А. Открывая мир. Практические задания для учащихся.
4. Ьнр://ммм.кип2т.ги — кружок юных натуралистов зоологического музея МГУ.
5. Ь11р://^^^,есо5У51ета.ги — экологическое образование детей и изучение природыРоссии.

Методическое обеспечение:
Информационно-коммуникативные средства обучения
1.
Компьютер
2.
Мультимедийный проектор
Техническое оснащение (оборудование):
1. Микроскопы;
2. Цифровая лаборатория «Releon»;
3. Оборудование для опытов и экспериментов.
Литература для учителя
1.
Дольник В.Р. Вышли мы все из природы. Беседы о поведении человека в компании птиц,
зверей и детей. — М.:LINKA PRESS, 1996.
4.
Лесные травянистые растения. Биология и охрана: справочник. - М.: Агропромиздат, 1988.
5.
Петров В.В. Растительный мир нашей Родины: кн. для учителя. -2-е изд., доп. — М.:
Просвещение, 1991.
6.
Самкова В.А. Мы изучаем лес. Задания для учащихся 3—5 классов //Биология в школе. 2003. - № 7; 2004. - № 1,3, 5, 7.
7.
Чернова Н.М. Лабораторный практикум по экологии. — М.: Просвещение, 1986.
Интернет-ресурсы
1.
http://www.sci.aha.ru/ATL/ra21c.htm — биологическое разнообразие России.
2.
http://www.wwf.ru — Всемирный фонд дикой природы (WWF).
3.
http://edu.seu.ru/metodiques/samkova.htm — интернет-сайт «Общественные ресурсы
образования»
4.
http://www.ecosystema.ru — экологическое образование детей и изучение природы
Росси


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».