ПЛАН ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения
средняя общеобразовательная школа с. Мирный муниципального района
Благоварский район Республики Башкортостан
для 5-9 классов на 2025/2026 учебный год
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования внеурочная деятельность обучающихся рассматривается как
важная и неотъемлемая часть процесса образования детей школьного возраста. Стратегия
воспитания обучающихся в условиях внедрения ФГОС предполагает достижение результатов личностного развития школьников и на уроке и во внеурочной деятельности –
прежде всего, через реализацию программы духовно - нравственного развития и воспитания здоровья как одного из механизмов интеграции общего и дополнительного образования.
Внеурочная деятельность – проявляемая вне уроков активность детей, обусловленная их интересами и потребностями, направленная на познание и преобразование себя и
окружающей действительности, играющая важную роль в развитии обучающихся и формировании ученического коллектива (Е.Н.Степанов).
МОБУ СОШ с. Мирный осуществляет обучение и воспитание в интересах личности, общества, государства, обеспечивает охрану здоровья и создание благоприятных
условий для разностороннего развития личности, в том числе возможности удовлетворения потребности учащегося в самообразовании и получении дополнительного образования.
Под внеурочной деятельностью в рамках основного общего образования (ООО)
понимается образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной, и направленная на достижение планируемых результатов освоения основной
образовательной программы.
Внеурочная деятельность позволяет обеспечить индивидуальные потребности обучающихся и направлена на социальное, творческое, интеллектуальное, общекультурное,
физическое развитие.
Важной составляющей внеурочной деятельности является взаимосвязь, преемственность и интеграция общего и дополнительного образования как механизма обеспечения полноты и цельности образования.
План внеурочной деятельности является организационным механизмом реализации
основной образовательной программы основного общего образования, обеспечивает учет
индивидуальных особенностей и потребностей учащихся через организацию внеурочной
деятельности.
Внеурочная деятельность в МОБУ СОШ с. Мирный осуществляется посредством
различных форм организации, отличных от урочной системы обучения, таких как экскурсии, хоровые студии, секции, круглые столы, конференции, олимпиады, конкурсы, соревнования, спортивные клубы, общественно полезные практики и другое.
Назначение плана внеурочной деятельности – психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с учетом успешности их обучения, уровня социальной адаптации
и развития, индивидуальных способностей и познавательных интересов.
Цель внеурочной деятельности на уровне основного общего образования (ООО) —
создание условий для реализации детьми своих потребностей, интересов, способностей в
тех областях познавательной, социальной, культурной жизнедеятельности, которые не могут быть реализованы в процессе учебных занятий и в рамках основных образовательных
дисциплин; развитие здоровой, творчески растущей личности, с сформированной гражданской ответственностью и правовым самосознанием, способной на социально значимую
практическую
деятельность,
реализацию
добровольческих
инициатив
1
Основными задачами организации внеурочной деятельности на уровне основного общего образования (ООО) являются:
Выявление интересов, склонностей, способностей, возможностей обучающихся к различным видам деятельности.
Создание условий для индивидуального развития ребёнка в избранной сфере внеурочной деятельности.
Формирование системы знаний, умений, навыков в избранном направлении деятельности.
Развитие общекультурных способностей, эстетических знаний, опыта
творческой деятельности.
Расширение рамок общения с социумом, помощь в самоопределении, приобретении социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
Совершенствование процесса физического воспитания и пропаганды
здорового образа и безопасного образа жизни.
Формирование экологической культуры школьников.
Поддержка учебной деятельности обучающихся в достижении планируемых результатов освоения программы основного общего образования.
Развитие навыков совместной деятельности со сверстниками, становление качеств, обеспечивающих успешность участия в коллективном труде.
Поддержка детских объединений, формирование умений ученического самоуправления.
С целью реализации принципа формирования единого образовательного пространства на всех уровнях образования часы внеурочной деятельности используются через реализацию одной из трех моделей планов с преобладанием того или иного вида деятельности:
1.Учебно-познавательной деятельности, когда наибольшее внимание уделяется
внеурочной деятельности по учебным предметам и формированию функциональной грамотности;
2.С преобладанием педагогической поддержки обучающихся и работы по обеспечению их благополучия в пространстве школы;
3. С преобладанием деятельности ученических сообществ и воспитательных мероприятий.
Ожидаемые результаты внеурочной деятельности – развитие на основе освоения
универсальных учебных действий, познания и освоения мира – личности учащегося, его
активной учебно-познавательной деятельности, формирование его готовности к саморазвитию и непрерывному образованию.
Внеурочная деятельность реализуется по направлениям развития личности и
представлена следующими формами реализации:
Один час в неделю в 5 — 9 классах отводится на внеурочное занятие «Разговоры
о важном». «Разговоры о важном» - это информационно - просветительские занятия
патриотической, нравственной и экологической направленности, целью которых является развитие ценностного отношения обучающихся к своей Родине - России, населяющим ее людям, ее уникальной истории, богатой природе и великой культуре.
Основная задача: формирование соответствующей внутренней позиции личности
школьника, необходимой ему для конструктивного и ответственного поведения в обществе.
Основные темы занятий связаны с важнейшими аспектами жизни человека в современной России: знанием родной истории и пониманием сложностей современного мира, техническим прогрессом и сохранением природы, ориентацией в мировой художественной культуре и повседневной культуре поведения, доброжелательным отношением к
окружающим и ответственным отношением к собственным поступкам.
2
Один час в неделю в 6 — 9 классах отводится на внеурочное занятие «Россия
— мои горизонты». Внеурочные занятия "Россия - мои горизонты" направлены на формирование готовности обучающихся к профессиональному самоопределению и других
компетенций, необходимых для осуществления всех этапов карьерной самонавигации,
приобретение и осмысления профориентационно значимого опыта.
Основной формат внеурочных занятий "Россия - мои горизонты" - профориентационное занятие. Основные темы занятий связаны с востребованными профессиями реального сектора экономики, а также с выдающимися достижениями России в отраслях промышленности, цифровых технологиях, инженерном деле, государственном управлении и
общественной безопасности, медицине и здравоохранении, агросфере, социальном развитии, туризме, креативных индустриях и других отраслях экономики.
Кроме того, с учётом образовательных потребностей и интересов обучающихся,
запросов родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, возможностей школы в МОБУ СОШ с. Мирный реализуются следующие направления
внеурочной деятельности:
1.Занятия, направленные на удовлетворение интересов и потребностей обучающихся в творческом и физическом развитии, помощь в самореализации, раскрытии и развитии способностей и талантов.
2. Занятия, направленные на удовлетворение социальных интересов и потребностей
обучающихся, на педагогическое сопровождение деятельности социально ориентированных ученических сообществ, детских общественных объединений, органов ученического
самоуправления, на организацию совместно с обучающимися комплекса мероприятий
воспитательной направленности.
3.Занятия, направленные на удовлетворение профориентационных интересов и потребностей обучающихся.
4.Занятия по формированию функциональной грамотности обучающихся.
5.Занятия, связанные с реализацией особых интеллектуальных и социокультурных
потребностей обучающихся.
Развитие навыков функциональной грамотности реализуется в рамках учебных
предметов и включает разные компетенции:
-«Читательская грамотность»: на уроках литературы, родной (русской) литературы. Ученики учатся читать тексты с аналитическим подходом, где ответы не всегда однозначны, анализировать и обсуждать тему
-«Математическая грамотность»: на уроках математики, физики, химии. Для развития математической грамотности используют практические вопросы, связанные с реальной жизнью.
-«Естественно – научная грамотность»: на уроках биологии, географии, химии.
Школьники учатся правильно интерпретировать научные данные, проводить практические исследования, объяснять природные явления и находить соответствующие доказательства.
-«Финансовая грамотность»: на уроках математики. Школьники знакомятся с основными понятиями в области финансовых инструментов и развивают способность принимать решения, которые способствуют улучшению их собственного финансового благополучия
-«Креативное мышление»: на уроках иностранного языка, русского языка. Обучающиеся развивают способность создавать новые идеи, усовершенствовать существующие
концепции, предлагать эффективные решения и использовать воображение
-«Глобальные компетенции»: на всех учебных предметах.
Основная цель функциональной грамотности: развитие способности обучающихся
применять приобретенные знания, умения и навыки для решения задач в различных сферах жизнедеятельности (обеспечение связи обучения с жизнью).
3
Основная задача: формирование и развитие функциональной грамотности школьников: читательской, математической, естественно-научной, финансовой, направленной и
на развитие креативного мышления и глобальных компетенций. Основные организационные формы: интегрированные курсы, метапредметные кружки или факультативы
Таким образом, формирование функциональной грамотности обучающихся — это
один из механизмов повышения качества образования в современных условиях.
Единая модель профориентации осуществляется в рамках учебных предметов русский язык, литературное чтение, русский язык, родной язык, иностранный (английский)
язык, обществознание.
Основная цель профориентационной работы: развитие ценностного отношения
обучающихся к труду как основному способу достижения жизненного благополучия и
ощущения уверенности в жизни.
Основная задача: формирование готовности школьников к осознанному выбору
направления продолжения своего образования и будущей профессии, осознание важности
получаемых в школе знаний для дальнейшей профессиональной и внепрофессиональной
деятельности. Основные организационные формы: профориентационные беседы, деловые
игры, квесты.
Основное содержание: знакомство с миром профессий и способами получения
профессионального образования;
Внеурочная деятельность является неотъемлемой и обязательной частью основной
общеобразовательной
программы
основного
общего
образования.
В зависимости от конкретных условий реализации основной общеобразовательной программы, числа обучающихся и их возрастных особенностей допускается формирование
учебных групп из обучающихся разных классов в пределах одного уровня образования.
Формы внеурочной деятельности в МОБУ СОШ с. Мирный предусматривают активность и самостоятельность обучающихся, сочетают индивидуальную и групповую работу; обеспечивают гибкий режим занятий (продолжительность, последовательность), переменный состав обучающихся, проектную и исследовательскую деятельность
(в том числе экспедиции, практики), экскурсии (в музеи, парки, на предприятия и другие),
походы, деловые игры и другое.
Организация внеурочной деятельности
План внеурочной деятельности Школы определяет состав и структуру направлений, формы организации, объем внеурочной деятельности для учащихся при получении
основного общего образования (до 1750 академических часов за пять лет обучения) с учетом образовательных потребностей и интересов обучающихся, запросов родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, возможностей школы. Выбор учащимися курсов внеурочной деятельности осуществляется из перечня курсов, предложенных школой и учреждениями дополнительного образования по различным направлениям.
Количество занятий внеурочной деятельности для каждого учащегося определяется
его родителями (законными представителями) с учетом занятости учащегося во второй
половине дня. Учащимся предоставлена возможность посещать спортивные секции,
кружки в школе и отделениях дополнительного образования. При проведении занятий
внеурочной деятельности производится деление классов на группы. При разработке и
утверждении режима внеурочной деятельности учитываются требования СанПиН. Расписание занятий формируется отдельно от расписания уроков.
Количество часов, выделяемых на внеурочную деятельность, составляет за 5 лет
обучения на этапе основной школы не более 1750 часов, в год — не более 350 часов. Величина недельной образовательной нагрузки (количество занятий), реализуемой через
внеурочную деятельность, определяется за пределами количества часов, отведенных на
освоение обучающимися учебного плана, но не более 10 часов.
4
Для недопущения перегрузки обучающихся допускается перенос образовательной
нагрузки, реализуемой через внеурочную деятельность, на периоды каникул, но не более
1/2 количества часов. Внеурочная деятельность в каникулярное время может реализовываться в рамках тематических программ (лагерь с дневным пребыванием на базе общеобразовательной организации или на базе загородных детских центров, в походах, поездках
и т. д.).
При реализации плана внеурочной деятельности предусмотрена вариативность содержания внеурочной деятельности с учетом образовательных потребностей и интересов
обучающихся
План
внеурочной деятельности по основным направлениям развития личности
Направления внеурочной деятельности
Названия
Формы организации
5
Информационно - просветительские занятия
патриотической, нравственной и экологической
направленности
«Разговоры о
важном»
Час общения
Занятия, направленные на
удовлетворение профориентационных интересов и
потребностей обучающихся
Занятия, направленные на
удовлетворение интересов и потребностей обучающихся в творческом и
физическом развитии,
помощь в самореализации, раскрытии и развитии способностей и талантов
«Россия – мои
горизонты»
«В мире профессий»
Час общения
Занятия, связанные с реализацией особых интеллектуальных и социокультурных потребностей
обучающихся
Внеурочная деятельность
по формированию функциональной грамотности
школьников
Занятия, направленные на
удовлетворение интересов и потребностей обучающихся в творческом и
физическом развитии,
помощь в самореализации, раскрытии и развитии способностей и талантов
Итого
Количество учебных
недель
Итого за учебный год
Количество часов в неделю
«Школьный театр»
1
6
7
1
1
1
1
1
1
1
«Музыкальный
калейдоскоп»
Кружок
0,5
0,5
0,5
«Рисуем вместе»
Кружок
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
1
9
1
Классный час (реализуется в
рамках классного руководства)
Кружок
«Общая физическая подготовка»
«Компьютерная
графика»
8
1
1
1
«Познай себя»
1
«За страницами
математики»
Реализуется в рамках изучения учебных предметов
1
Финансовая
0,5
грамотность»
Внешкольные и внеклассные мероприятия, классные часы
(в соответствии с планом воспитательной работы)
0,5
4
34
4
34
4
34
4,5
34
4,5
34
136
136
136
153
153
План реализует индивидуальный подход в процессе внеурочной деятельности, позволяя учащимся раскрыть свои творческие способности и интересы.
5
Занятия групп проводятся на базе МОБУ СОШ с. Мирный в учебных кабинетах, в
компьютерном классе, в спортивном зале, актовом зале. Занятия по внеурочной деятельности проводятся педагогами школы.
6