ПЛАН ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения
средняя общеобразовательная школа с. Мирный муниципального района
Благоварский район Республики Башкортостан
для 10-11 классов на 2025/2026 учебный год
Внеурочная деятельность МОБУ СОШ с. Мирный является неотъемлемой и обязательной частью основной общеобразовательной программы среднего общего образования.
План внеурочной деятельности является частью организационного раздела ООП
СОО и представляет собой описание целостной системы функционирования образовательной организации в сфере внеурочной деятельности и включает:
-план организации деятельности ученических сообществ (групп старшеклассников), в том числе ученических классов, разновозрастных объединений по интересам, клубов; юношеских общественных объединений, организаций (в том числе и в рамках «Российского движения школьников»);
-план реализации курсов внеурочной деятельности по выбору обучающихся (предметные кружки, факультативы, ученические научные общества, школьные олимпиады по
предметам программы среднего общего образования).
Под внеурочной деятельностью среднего общего образования (СОО) понимается
образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от урочной, и
направленная на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы (личностных, метапредметных и предметных).
Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности по выбору обучающегося и с согласия его родителей (законных представителей).
Формы внеурочной деятельности: экскурсии, кружки, секции, круглые столы, познавательные игры и беседы, поисковые и научные исследования, конференции, диспуты,
общественно полезные практики, олимпиады, соревнования, проектная деятельность, студии и другие.
Цель внеурочной деятельности на уровне среднего общего образования (СОО) —
сформировать здоровую, творчески растущую личность с гражданской ответственностью
и правовым самосознанием, подготовленную к жизнедеятельности в новых условиях, способную на социально значимую практическую деятельность, реализацию добровольческих инициатив; создать условия для самоопределения, самовыражения обучающихся,
проявления и развития их творческих способностей, воспитания любви к окружающей
природе, Родине, семье, формирования здорового образа жизни.
Задачи внеурочной деятельности на уровне среднего общего образования (СОО):
Поддержка учебной деятельности обучающихся в достижении планируемых результатов освоения программы СОО.
Совершенствование навыков общения со сверстниками и коммуникативных умений в разновозрастной школьной среде.
Формирование навыков организации своей жизнедеятельности с учётом правил
безопасного образа жизни.
Повышение общей культуры обучающихся, углубление их интереса к познавательной и проектно-исследовательской деятельности с учётом возрастных и индивидуальных особенностей участников.
Развитие навыков совместной деятельности со сверстниками, становление качеств, обеспечивающих успешность участия в коллективном труде: умение договариваться, подчиняться, руководить, проявлять инициативу, ответственность.
Поддержка детских объединений, формирование умений ученического самоуправления.
Формирование культуры поведения в информационной среде.
1
Воспитание трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремлённости и настойчивости в достижении результата.
Развитие позитивного отношения к базовым общественным ценностям (человек,
семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура).
Формирование стремления к здоровому образу жизни.
Подготовка учащихся к активной и полноценной жизнедеятельности в современном мире.
Принципы внеурочной деятельности на уровне среднего общего образования
(СОО):
Принцип учёта потребностей обучающихся и их родителей. Для этого выявляют
запросы родителей и обучающихся, соотносят их с кадровым и материально-техническим
ресурсом школы, особенностями основной образовательной программы.
Принцип гуманистической направленности. При организации внеурочной деятельности в максимальной степени учитываются интересы и потребности детей, поддерживаются процессы становления и проявления индивидуальности школьников.
Принцип разнообразия направлений внеурочной деятельности. Предполагает реализацию максимального количества направлений и видов внеурочной деятельности,
предоставляющих для детей реальные возможности свободного выбора.
Принцип оптимального использования учебного и каникулярного периодов учебного года. Часть программы внеурочной деятельности может быть реализована во время
каникул.
Принцип успешности и социальной значимости. Усилия организаторов внеурочной деятельности направляются на формирование у детей потребности в достижении
успеха.
Принцип креативности. Педагог должен способствовать развитию творческих
способностей школьников, поддерживать желание заниматься коллективным и индивидуальным творчеством.
Согласно ФГОС СОО через внеурочную деятельность МОБУ СОШ с. Мирный реализуется основная образовательная программа (цели, задачи, планируемые результаты,
содержание и организация образовательной деятельности при получении среднего общего
образования). В соответствии с планом внеурочной деятельности создаются условия для
получения образования всеми обучающимися, в том числе одаренными детьми, детьми с
ограниченными возможностями здоровья и инвалидами.
Количество
часов,
выделяемых
на
внеурочную
деятельность,
за два года обучения на уровне среднего общего образования составляет не более 700 часов.
Величину
недельной
образовательной
нагрузки,
реализуемой
через внеурочную деятельность, определяют за пределами количества часов, отведенных
на освоение обучающимися учебного плана. Для недопущения перегрузки обучающихся
допускается перенос образовательной нагрузки, реализуемой через внеурочную деятельность, на периоды каникул. Внеурочная деятельность в каникулярное время может реализовываться в рамках тематических образовательных программ (лагерь с дневным пребыванием на базе общеобразовательной организации или на базе загородных детских центров, в туристских походах, экспедициях, поездках и другие).
Реализация плана внеурочной деятельности предусматривает в течение года неравномерное распределение нагрузки. Так, при подготовке коллективных дел
(в рамках инициативы ученических сообществ) и воспитательных мероприятий
за 1–2 недели используется значительно больший объем времени, чем в иные периоды
(между образовательными событиями).
Общий объем внеурочной деятельности не должен превышать 10 часов
в неделю.
Один час в неделю отводится на внеурочное занятие «Разговоры о важном».
2
Внеурочные занятия «Разговоры о важном» направлены на развитие ценностного
отношения
обучающихся
к
своей
родине
–
России,
населяющим
ее людям, ее уникальной истории, богатой природе и великой культуре. Внеурочные занятия «Разговоры о важном» направлены на формирование соответствующей внутренней
позиции личности обучающегося, необходимой ему для конструктивного и ответственного поведения в обществе.
Основной формат внеурочных занятий «Разговоры о важном» – разговор
и (или) беседа с обучающимися. Основные темы занятий связаны с важнейшими аспектами жизни человека в современной России: знанием родной истории
и
пониманием
сложностей
современного
мира,
техническим
прогрессом
и сохранением природы, ориентацией в мировой художественной культуре
и
повседневной
культуре
поведения,
доброжелательным
отношением
к окружающим и ответственным отношением к собственным поступкам.
Курс профориентационных занятий «Россия – мои горизонты» вводится для всех
обучающихся 6-11 классов. Он нацелен на формирование у школьников готовности к
профессиональному самоопределению, ознакомление их с миром профессий и федеральным и региональным рынками труда. В рамках таких занятий будут проходить профориентационные уроки, диагностики, моделирующие профессиональные пробы и др.
Функциональная
грамотность.
Основная
задача
по формированию функциональной грамотности - способность человека максимально
быстро адаптироваться во внешней среде и активно в ней функционировать. Поскольку
формирование функциональной грамотности занимает одну из главных ниш педагогической деятельности, его реализация проходит в рамках учебных дисциплин.
Организация жизни ученических сообществ является важной составляющей
внеурочной деятельности, направлена на формирование у обучающихся российской гражданской идентичности и таких компетенций, как:
компетенция конструктивного, успешного и ответственного поведения
в обществе с учетом правовых норм, установленных российским законодательством;
социальная самоидентификация обучающихся посредством личностно значимой и общественно приемлемой деятельности, приобретение знаний о социальных ролях человека;
компетенция в сфере общественной самоорганизации, участия в общественно значимой совместной деятельности;
Организация жизни ученических сообществ происходит:
в рамках внеурочной деятельности в ученическом классе, общешкольной
внеурочной деятельности, в сфере школьного ученического самоуправления, участия в
детско-юношеских
общественных
объединениях,
созданных
в
школе
и за ее пределами;
через приобщение обучающихся к общественной деятельности и школьным
традициям, участие обучающихся в деятельности производственных, творческих объединений, благотворительных организаций;
через участие в экологическом просвещении сверстников, родителей, населения, в благоустройстве школы, класса, сельского поселения, города, в ходе партнерства
с общественными организациями и объединениями;
отношение обучающихся к закону, государству и к гражданскому обществу
(включает подготовку личности к общественной жизни);
отношение обучающихся к окружающему миру, к живой природе, художественной культуре (включает формирование у обучающихся научного мировоззрения);
трудовые и социально-экономические отношения (включает подготовку
личности к трудовой деятельности).
По решению педагогического коллектива, родительской общественности, интересов и запросов обучающихся и родителей (законных представителей) несовершеннолет3
них обучающихся план внеурочной деятельности в МОБУ СОШ с. Мирный модифицируется в соответствии с пятью профилями: естественно-научным, гуманитарным, социальноэкономическим, технологическим, универсальным.
Инвариантный компонент плана внеурочной деятельности (вне зависимости от
профиля) предполагает:
организацию жизни ученических сообществ в форме клубных встреч (организованного тематического и свободного общения старшеклассников), участие обучающихся в делах классного ученического коллектива и в общих коллективных делах МОБУ
СОШ с. Мирный
проведение ежемесячного учебного собрания по проблемам организации
учебного процесса, индивидуальных и групповых консультаций по вопросам организационного обеспечения обучения и обеспечения благополучия обучающихся в жизни МОБУ
СОШ с. Мирный.
Универсальный профиль
В рамках реализации универсального профиля в первом полугодии
организуется подготовка обучающихся к разработке и педагогическому сопровождению
разработки индивидуальных проектов внеурочной деятельности (инструктажи, индивидуальные и групповые консультации, защита проектов индивидуального плана), в ноябре
проводится публичная защита обучающимися индивидуальных проектов внеурочной деятельности (ИПВД). По итогам публичной защиты при помощи педагогов организуются
временные творческие группы обучающихся по совпадающим элементам ИПВД.
В осенние (весенние) каникулы временными творческими группами обучающихся
организуются поездки и экскурсии в соответствии с общими элементами индивидуальных
проектов внеурочной деятельности. В ходе познавательной деятельности реализуются индивидуальные, групповые и коллективные учебно-исследовательские проекты обучающихся. В течение первого полугодия осуществляется подготовка к поездкам и экскурсиям
в рамках часов, отведенных на воспитательные мероприятия, курсы внеурочной деятельности по выбору обучающихся.
Временными творческими группами обучающихся при поддержке педагогов общеобразовательной
организации
в
летние
(весенние)
каникулы
на основе интеграции с организациями дополнительного образования и сетевого взаимодействия с научными и производственными организациями обеспечиваются профессиональные пробы обучающихся на производстве и в социальной сфере
(в зависимости от профиля), подготавливаются и проводятся исследовательские экспедиции и социальные практики.
Во втором полугодии в рамках часов, отведенных на курсы внеурочной деятельности по выбору обучающихся и воспитательные мероприятия, организуется подготовка к
профессиональным пробам и/или социальным практикам обучающихся и к участию в исследовательских экспедициях, предусматривается подготовка и защита индивидуальных
или групповых проектов («проект профессиональных проб», «проект участия в исследовательской экспедиции», «проект социальной практики»).
В каникулярное время (осенние, весенние каникулы) предусматривается реализация задач активного отдыха, оздоровления обучающихся, поддержка инициатив старшеклассников, в том числе выезды на природу, туристские походы, поездки по территории
России, организация «зрительского марафона» (коллективное посещение кинопоказов,
театральных спектаклей, концертов, просмотр видеофильмов, посещение выставок, художественных музеев с обязательным коллективным обсуждением).
Организация внеурочной деятельности
План внеурочной деятельности МОБУ СОШ с. Мирный определяет состав и структуру направлений, формы организации, объем внеурочной деятельности для учащихся при
получении среднего общего образования. Выбор учащимися курсов внеурочной деятельности осуществляется из перечня курсов, предложенных школой и учреждениями допол4
нительного образования в объеме не более 10 часов в неделю по различным направлениям.
Для недопущения перегрузки обучающихся допускается перенос образовательной
нагрузки, реализуемой через внеурочную деятельность, на периоды каникул, но не более
1/2 количества часов. Внеурочная деятельность в каникулярное время может реализовываться в рамках тематических программ (лагерь с дневным пребыванием на базе общеобразовательной организации или на базе загородных детских центров, в походах, поездках
и т. д.).
При реализации плана внеурочной деятельности предусмотрена вариативность содержания внеурочной деятельности с учетом образовательных потребностей и интересов
обучающихся.
В соответствии с ФГОС СОО внеурочная деятельность составляет:
Количество часов в год по классам
(годам обучения)
X
XI
до 350
до 350
Всего за
2 года обучения
до 700
План
внеурочной деятельности по основным направлениям развития личности
Направления
Формы организации
Названия
Гражданско-патриотическое
Социальное
Общеинтеллектуальное
Внеурочная деятельность,
направленная на удовлетворение
социальных интересов и потребностей обучающихся, на педагогическое сопровождение деятельности социальноориентированных ученических
сообществ, детских общественных объединений, органов ученического самоуправления, на
организацию совместно с обучающимися комплекса мероприятий воспитательной направленности
«Разговоры о
важном»
«Россия – мои
горизонты»
«Семьеведение»
Количество часов в неделю
10 класс
11 класс
Час общения
1
1
Профориентация
1
1
Кружок
1
Практическая биология
Кружок
Практикум решения
задач по математике
Кружок
1
1
2
Внешкольные и внеклассные мероприятия, классные часы
(в соответствии с планом воспитательной работы)
Всего за неделю
4
Количество учебных недель
34
Итого за год
136
5
34
170
План реализует индивидуальный подход в процессе внеурочной деятельности, позволяя
учащимся раскрыть свои творческие способности и интересы.
Занятия групп проводятся на базе МОБУ СОШ с. Мирный в учебных кабинетах педагогами школы.
5