План ВНД 1-4 2025-2026

ПЛАН ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения
средняя общеобразовательная школа с. Мирный муниципального района
Благоварский район Республики Башкортостан
для 1-4 классов на 2025/2026 учебный год
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом
начального общего образования внеурочная деятельность обучающихся рассматривается как
важная и неотъемлемая часть процесса образования детей школьного возраста. Стратегия
воспитания обучающихся в условиях внедрения ФГОС предполагает достижение результатов личностного развития школьников и на уроке и во внеурочной деятельности – прежде
всего, через реализацию программы духовно - нравственного развития и воспитания здоровья как одного из механизмов интеграции общего и дополнительного образования.
Внеурочная деятельность – проявляемая вне уроков активность детей, обусловленная
их интересами и потребностями, направленная на познание и преобразование себя и окружающей действительности, играющая важную роль в развитии обучающихся и формировании ученического коллектива (Е.Н.Степанов).
МОБУ СОШ. с. Мирный осуществляет обучение и воспитание в интересах личности,
общества, государства, обеспечивает охрану здоровья и создание благоприятных условий
для разностороннего развития личности, в том числе возможности удовлетворения потребности учащегося в самообразовании и получении дополнительного образования.
Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС НОО понимается образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной, и направленная на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования, прежде всего, личностных и метапредметных, реализацию индивидуальных потребностей учащихся.
Важной составляющей внеурочной деятельности является взаимосвязь, преемственность и интеграция общего и дополнительного образования как механизма обеспечения полноты и цельности образования.
План внеурочной деятельности является организационным механизмом реализации
основной образовательной программы основного общего образования, обеспечивает учет
индивидуальных особенностей и потребностей учащихся через организацию внеурочной деятельности.
Внеурочная деятельность в МОБУ СОШ с. Мирный осуществляется посредством
различных форм организации, отличных от урочной системы обучения, таких как экскурсии,
хоровые студии, секции, круглые столы, конференции, олимпиады, конкурсы, соревнования,
спортивные клубы, общественно полезные практики и другое.
Назначение плана внеурочной деятельности – психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с учетом успешности их обучения, уровня социальной адаптации и развития, индивидуальных способностей и познавательных интересов.
Цель внеурочной деятельности в начальном общем образовании (НОО) —
создание условий для проявления и развития ребёнком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций;
воспитание здоровой, духовно-нравственной, социально-активной, интеллектуальноразвитой, культурной личности.
Основными задачами организации внеурочной деятельности являются:



поддержка учебной деятельности обучающихся в достижении планируемых результатов освоения программы начального общего образования;
 совершенствование навыков общения со сверстниками и коммуникативных умений в
разновозрастной школьной среде;
 формирование навыков организации своей жизнедеятельности с учетом правил безопасного образа жизни;
 повышение
общей
культуры
обучающихся,
углубление
их
интереса
к познавательной и проектно-исследовательской деятельности с учетом возрастных и
индивидуальных особенностей участников;
 развитие навыков совместной деятельности со сверстниками, становление качеств,
обеспечивающих успешность участия в коллективном труде: умение договариваться,
подчиняться, руководить, проявлять инициативу, ответственность; становление умений
командной работы;
 поддержка детских объединений, формирование умений ученического самоуправления;
 формирование культуры поведения в информационной среде.
С целью реализации принципа формирования единого образовательного пространства на
всех уровнях образования часы внеурочной деятельности используются через реализацию
одной из трех моделей планов с преобладанием того или иного вида деятельности:
1. Учебно-познавательной деятельности, когда наибольшее внимание уделяется внеурочной деятельности по учебным предметам и формированию функциональной грамотности;
2. С преобладанием педагогической поддержки обучающихся и работы по обеспечению
их благополучия в пространстве школы;
3. С преобладанием деятельности ученических сообществ и воспитательных мероприятий.
Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности обучающегося с учетом намеченных задач внеурочной деятельности. Все ее формы представляются
в деятельностных формулировках, что подчеркивает их практико-ориентированные характеристики.
При выборе направлений и отборе содержания обучения МОБУ СОШ с. Мирный
учитывает:
 особенности образовательной организации (условия функционирования, тип школы,
особенности контингента, кадровый состав);
 результаты диагностики успеваемости и уровня развития обучающихся, проблемы и
трудности их учебной деятельности;
 возможность обеспечить условия для организации разнообразных внеурочных занятий и их содержательная связь с урочной деятельностью;
 особенности информационно-образовательной среды образовательной организации,
национальные и культурные особенности региона.
Организация внеурочной деятельности
План внеурочной деятельности Школы определяет состав и структуру направлений,
формы организации, объем внеурочной деятельности для учащихся при получении основного общего образования. Выбор учащимися курсов внеурочной деятельности осуществляется
из перечня курсов, предложенных школой и учреждениями дополнительного образования.
Общий объем внеурочной деятельности в МОБУ СОШ с. Мирный не превышает 10 часов в неделю.
В соответствии с ФГОС НОО внеурочная деятельность составляет:

I
до 330

Количество часов в год по классам
(годам обучения)
II
III
до 340

до 340

IV
до 340

Всего за
4 года обучения
до 1320

Количество занятий внеурочной деятельности для каждого учащегося определяется
его родителями (законными представителями) с учетом занятости учащегося во второй половине дня. Учащимся предоставлена возможность посещать занятия в музыкальных и художественных школах, спортивных секциях, кружках в отделениях дополнительного образования. При разработке и утверждении режима внеурочной деятельности учитываются требования СанПиН. Расписание занятий формируется отдельно от расписания уроков.
Для недопущения перегрузки обучающихся допускается перенос образовательной
нагрузки, реализуемой через внеурочную деятельность, на периоды каникул, но не более 1/2
количества часов. Внеурочная деятельность в каникулярное время может реализовываться в
рамках тематических программ (лагерь с дневным пребыванием на базе общеобразовательной организации или на базе загородных детских центров, в походах, поездках и т. д.).
При реализации плана внеурочной деятельности предусмотрена вариативность содержания внеурочной деятельности с учетом образовательных потребностей и интересов
обучающихся.
Внеурочная деятельность реализуется по направлениям развития личности и представлена следующими формами реализации:
Один час в неделю в 1 — 4 классах отводится на внеурочное занятие «Разговоры о
важном». «Разговоры о важном» - это информационно - просветительские занятия патриотической, нравственной и экологической направленности, целью которых является развитие
ценностного отношения обучающихся к своей Родине - России, населяющим ее людям, ее
уникальной истории, богатой природе и великой культуре.
Основная задача: формирование соответствующей внутренней позиции личности
школьника, необходимой ему для конструктивного и ответственного поведения в обществе.
Основные темы занятий связаны с важнейшими аспектами жизни человека в современной России: знанием родной истории и пониманием сложностей современного мира, техническим прогрессом и сохранением природы, ориентацией в мировой художественной
культуре и повседневной культуре поведения, доброжелательным отношением к окружающим и ответственным отношением к собственным поступкам.
Основная задача: формирование ценностного отношения обучающихся к знаниям, как
залогу их собственного будущего, и к культуре в целом, как к духовному богатству общества, сохраняющему национальную самобытность народов России.
Основные направления деятельности: занятия по дополнительному или углубленному
изучению учебных предметов или модулей; занятия в рамках исследовательской и проектной
деятельности; занятия, связанные с освоением регионального компонента образования или
особыми этнокультурными интересами участников образовательных отношений; дополнительные занятия для школьников, испытывающих затруднения в освоении учебной программы или трудности в освоении языка обучения; специальные занятия для обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья или испытывающими затруднения в социальной
коммуникации.
С учётом образовательных потребностей и интересов обучающихся, запросов родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, возможностей школы в
МОБУ СОШ реализуются следующие направления внеурочной деятельности.

1. Занятия, направленные на удовлетворение интересов и потребностей обучающихся
в творческом и физическом развитии, помощь в самореализации, раскрытии и развитии способностей и талантов.
2. Занятия, направленные на удовлетворение социальных интересов и потребностей
обучающихся, на педагогическое сопровождение деятельности социально ориентированных
ученических сообществ, детских общественных объединений, органов ученического самоуправления, на организацию совместно с обучающимися комплекса мероприятий воспитательной направленности.
3.Занятия, направленные на удовлетворение профориентационных интересов и потребностей обучающихся.
4.Занятия по формированию функциональной грамотности обучающихся.
Развитие навыков функциональной грамотности реализуется в рамках учебных
предметов и включает разные компетенции:
-«Читательская грамотность»: на уроках литературного чтения, литературного чтения
на родном языке. Ученики учатся читать тексты с аналитическим подходом, где ответы не
всегда однозначны, анализировать и обсуждать тему
-«Математическая грамотность»: на уроках математики. Для развития математической грамотности используют практические вопросы, связанные с реальной жизнью.
-«Естественно – научная грамотность»: на уроках окружающего мира. Школьники
учатся правильно интерпретировать научные данные, проводить практические исследования,
объяснять природные явления и находить соответствующие доказательства.
-«Финансовая грамотность»: на уроках математики. Школьники знакомятся с основными понятиями в области финансовых инструментов и развивают способность принимать
решения, которые способствуют улучшению их собственного финансового благополучия
-«Креативное мышление»: на уроках ИЗО, музыки, труда (технологии). Обучающиеся
развивают способность создавать новые идеи, усовершенствовать существующие концепции, предлагать эффективные решения и использовать воображение
-«Глобальные компетенции»: на уроках ОРКСЭ.
Основная цель функциональной грамотности: развитие способности обучающихся
применять приобретенные знания, умения и навыки для решения задач в различных сферах
жизнедеятельности (обеспечение связи обучения с жизнью).
Основная задача: формирование и развитие функциональной грамотности школьников: читательской, математической, естественно-научной, финансовой, направленной и на
развитие креативного мышления и глобальных компетенций. Основные организационные
формы: интегрированные курсы, метапредметные кружки или факультативы
Таким образом, формирование функциональной грамотности обучающихся — это
один из механизмов повышения качества образования в современных условиях.
Единая модель профориентации осуществляется в рамках учебных предметов русский
язык, литературное чтение, русский язык, родной язык, иностранный (английский) язык,
окружающий мир.
Основная цель профориентационной работы: развитие ценностного отношения обучающихся к труду как основному способу достижения жизненного благополучия и ощущения уверенности в жизни.
Основная задача: формирование готовности школьников к осознанному выбору
направления продолжения своего образования и будущей профессии, осознание важности
получаемых в школе знаний для дальнейшей профессиональной и внепрофессиональной де-

ятельности. Основные организационные формы: профориентационные беседы, деловые игры, квесты.
Основное содержание: знакомство с миром профессий и способами получения профессионального образования;
План
внеурочной деятельности по основным направлениям развития личности
Направления
внеурочной деятельности
Информационно - просветительское
занятие патриотической, нравственной и экологической направленности
Занятия, направленные на удовлетворение профориентационных интересов и потребностей обучающихся.
Занятия по формированию функциональной грамотности обучающихся.
Занятия, связанные с реализацией
особых интеллектуальных и социокультурных потребностей обучающихся

Занятия, направленные на удовлетворение интересов и потребностей
обучающихся в творческом и физическом развитии, помощь в самореализации, раскрытии и развитии
способностей и талантов;
на удовлетворение социальных интересов и потребностей обучающихся, на педагогическое сопровождение деятельности социально ориентированных ученических сообществ, детских общественных
объединений, органов ученического
самоуправления, на организацию
совместно с обучающимися комплекса мероприятий воспитательной
направленности
Итого
Количество учебных недель
Итого за учебный год

Названия

Формы организации

«Разговоры о важном»
«Орлята России»

Час общения

Количество часов в неделю
1
2
3
4
1
1
1
1

Кружок

0,5

«В мире профессий»

Классный час

Реализуется в рамках классного руководства

«Функциональная
грамотность»

Реализуется в рамках изучения учебных
предметов

«В мире родной литературы»
«Музыкальный калейдоскоп»
«Рисуем вместе»

Кружок

0,5

-

-

-

Кружок

0,5

0,5

0,5

0,5

Кружок

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

-

-

«Здоровье в движеСпортивная
1
0,5
нии»
секция
Внешкольные и внеклассные мероприятия, классные часы
(в соответствии с планом воспитательной работы)

3,5
33
115,5

2,5
34
85

2
34
68

3
34
102

План реализует индивидуальный подход в процессе внеурочной деятельности, позволяя
учащимся раскрыть свои творческие способности и интересы.
Занятия групп проводятся на базе МОБУ СОШ с. Мирный в учебных кабинетах, в компьютерном классе, в спортивном зале, актовом зале. Занятия по внеурочной деятельности
проводятся педагогами Учреждения.
Таким образом, план внеурочной деятельности создаёт условия для повышения качества
образования, обеспечивает развитие личности учащихся, способствует самоопределению
учащихся с учетом возможностей педагогического коллектива.
План внеурочной деятельности разрабатывается и утверждается на каждый учебный год
и является приложением к ООП НОО МОБУ СОШ с. Мирный.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».