Рабочая программа по предмету индивидуальный проект 10 -11 класс 2023-2024 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа курса "индивидуальный проект" составлена на основе ООП
СОО, авторской программы М.В. Половковой "Индивидуальный проект" и учебного
пособия
"Индивидуальный
проект.10
11
классы:
учеб.пособие
для
общеобразоват.организаций "/ М.В.Половкова, А.В.Носов, Т.В.Половкова, М.В.Майсак. –
2-е изд. – М. : Просвещение, 2020.
Цель — формирование проектной компетентности обучающихся, осваивающих
основную образовательную программу среднего общего образования.
Задачи:
1. Сформировать:
 способность к проблемно-ориентированному анализу неопределенной ситуации;
 способность к рефлексии внутренних и внешних причин, порождающих
неопределенность ситуации;
 способность к созданию моделей преобразуемой ситуации и готовность
использовать их в качестве инструментов ее преобразования.
2. Развить:
 способность к определению конкретных целей преобразования неопределенной
ситуации;
 способность к определению алгоритма конкретных шагов для достижения
поставленной цели;
 способность к рефлексии совершенной деятельности и выбору способа
предъявления достигнутых результатов социуму.

Индивидуальный итоговый проект является основным объектом оценки
метапредметных
результатов,
полученных
учащимися
в
ходе
освоения
междисциплинарных учебных программ. Проектная деятельность является одной из форм
организации учебного процесса и внеурочной деятельности, она направлена на
повышение качества образования и демократизации стиля общения педагогов и
обучающихся.
Выполнение индивидуального проекта обязательно для каждого обучающегося 10
(11) класса. В течение учебного года (или двух) в рамках учебного времени, отведенного
учебным планом, учащийся обязан выполнить один итоговый индивидуальный проект
или учебное исследование.
Проект может носить предметную, метапредметную или межпредметную
направленность.
Проектные задания должны быть четко сформулированы, цели и средства ясно
обозначены, совместно с учащимися составлена программа действий.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА
Личностные результаты:
– ориентация обучающихся на реализацию позитивных жизненных перспектив,
инициативность,
креативность,
готовность
и
способность
к
личностному
самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы;
– готовность и способность обучающихся к отстаиванию личного достоинства,
собственного мнения, готовность и способность вырабатывать собственную позицию по
2

отношению к общественно-политическим событиям прошлого и настоящего на основе
осознания, и осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны;
– гражданственность, гражданская позиция активного и ответственного члена
российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности,
уважающего закон и правопорядок, осознанно принимающего традиционные
национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности,
готового к участию в общественной жизни;
– развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего
возраста,
взрослыми
в
образовательной,
общественно
полезной,
учебноисследовательской, проектной и других видах деятельности;
– мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки,
готовность к научно-техническому творчеству, владение достоверной информацией о
передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, заинтересованность
в научных знаниях об устройстве мира и общества;
- готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному
самоопределению.
Планируемые метапредметные результаты включают:
Регулятивные универсальные учебные действия
– самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым
можно определить, что цель достигнута;
– оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности,
собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и
морали;
– ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и
жизненных ситуациях;
– оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы,
необходимые для достижения поставленной цели;
– выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач,
оптимизируя материальные и нематериальные затраты;
– организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения
поставленной цели;
– сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.
Познавательные универсальные учебные действия
- искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять
развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые учебные и
познавательные задачи;
- критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций,
распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках.
Коммуникативные универсальные учебные действия
- осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми
(как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров
для деловой коммуникации, исходя из соображений результативности взаимодействия, а
не личных симпатий;
- координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и
комбинированного взаимодействия;
- развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием
адекватных (устных и письменных) языковых средств;

3

- распознавать конфликтные ситуации и предотвращать конфликты до их активной
фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных
оценочных суждений.
В результате учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающиеся
получат представление:
– о философских и методологических основах научной деятельности и научных
методах, применяемых в исследовательской и проектной деятельности;
– о таких понятиях, как концепция, научная гипотеза, метод, эксперимент,
надежность гипотезы, модель, метод сбора и метод анализа данных;
– о том, чем отличаются исследования в гуманитарных областях от исследований в
естественных науках;
– об истории науки;
–

о новейших разработках в области науки и технологий;

– о правилах и законах, регулирующих отношения в научной, изобретательской и
исследовательских областях деятельности (патентное право, защита авторского права);
– о деятельности организаций, сообществ и структур, заинтересованных в
результатах исследований и предоставляющих ресурсы для проведения исследований и
реализации проектов (фонды, государственные структуры).
Обучающиеся смогут:
–

решать задачи, находящиеся на стыке нескольких учебных дисциплин;

– использовать основной алгоритм исследования при решении своих учебнопознавательных задач;
– использовать основные принципы проектной деятельности при решении задач,
возникающих в культурной и социальной жизни;
– использовать элементы математического моделирования при решении
исследовательских задач;
– использовать элементы математического анализа для интерпретации результатов,
полученных в ходе учебно-исследовательской работы.
С точки зрения формирования универсальных учебных действий, в ходе освоения
принципов учебно-исследовательской и проектной деятельностей обучающиеся
научатся:
– формулировать научную гипотезу, ставить цель в рамках исследования и
проектирования
– восстанавливать контексты и пути развития того или иного вида научной
деятельности, определяя место своего исследования или проекта в общем культурном
пространстве;
– оценивать ресурсы, в том числе и нематериальные (такие, как время), необходимые
для достижения поставленной цели;
– находить различные источники материальных и нематериальных ресурсов,
предоставляющих средства для проведения исследований и реализации проектов в
различных областях деятельности человека;
– вступать в коммуникацию с держателями различных типов ресурсов, точно и
объективно презентуя свой проект или возможные результаты исследования, с целью
обеспечения продуктивного взаимовыгодного сотрудничества;
4

– самостоятельно и совместно с другими авторами разрабатывать систему
параметров и критериев оценки эффективности и продуктивности реализации проекта или
исследования на каждом этапе реализации и по завершении работы;
– адекватно оценивать риски реализации проекта и проведения исследования и
предусматривать пути минимизации этих рисков;
– адекватно оценивать последствия реализации своего проекта (изменения, которые
он повлечет в жизни других людей, сообществ);
– адекватно оценивать дальнейшее развитие своего проекта или исследования,
видеть возможные варианты применения результатов.
В результате освоения учебного курса «Индивидуальный проект» у обучающихся
сформируются:
- навыки коммуникативной, учебно-исследовательской деятельности, критического
мышления;
- способность к инновационной, аналитической, творческой, интеллектуальной
деятельности;
- навыки проектной деятельности, а также самостоятельного применения приобретенных
знаний и способов действий при решении различных задач, используя знания одного или
нескольких учебных предметов или предметных областей;
- системные представления и опыт применения методов, технологий и форм организации
проектной и учебно-исследовательской деятельности для достижения практикоориентированных результатов образования;
- навыки разработки, реализации и общественной презентации результатов исследования,
индивидуального проекта, направленного на решение научной, личностно и(или)
социально значимой проблем
- навыки участия в различных формах организации учебно-исследовательской и
проектной деятельности (творческие конкурсы, научные общества, научно-практические
конференции, олимпиады, национальные образовательные программы и другие формы),
возможность получения практико-ориентированного результата;
- умения определять и реализовывать практическую направленность проводимых
исследований;
- научный тип мышления, компетентности в предметных областях, учебноисследовательской, проектной и социальной деятельности.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
10 КЛАСС
Введение
Понятие «индивидуальный проект», проектная деятельность, проектная культура.
Культура исследования и проектирования
Проект.
Технологические,
социальные,
экономические,
волонтёрские,
организационные, смешанные проекты. Анализ проектов. Проектирование. Проект
«Крымский мост». Проект П.А. Столыпина. Проектно-конструкторская деятельность.
Конструирование. Технические проекты. Социальное проектирование. Волонтёрские
проекты: социально-культурные, информационно-консультативные, экологические.
Анализ проектов сверстников. Компьютерное моделирование. Математическое
моделирование. Исследование. Задача, цель, объект, предмет, субъект и метод
исследования. Гипотеза.
Самоопределение
Глобальные проблемы. Создание элементов образа будущего. Формирование отношения к
5

проблемам. Проектные движения. Первичное
актуальности темы для проекта или исследования.

самоопределение.

Обоснование

Замысел проекта
Проблема. Позиция. Профессиональная позиция. Цель. Формулирование цели. Задача.
Результат. Акция. Ресурс. Бюджет. Информационный ресурс.
Условия реализации проекта
Планирование.
Прогнозирование.
Спонсор.
Инвестор.
Благотворитель.
Кредитование. Бизнес-план. Венчурные фонды и компании. Бизнес-ангелы. Долговые и
долевые ценные бумаги. Дивиденды. Фондовый рынок. Краудфандинг. Сторонники и
команда проекта. Контрольная точка. Ленточная диаграмма (карта Ганта). Дорожная
карта.
Предварительная
защита
и
экспертная
оценка
проектных
и
исследовательских работ
Предварительная защита. Эксперт. Критерии анализа и оценивания проектной
работы. Оценивание проектов сверстников. Оценка начального этапа исследования.
11 КЛАСС
Введение
Краткое повторение изученного материала 10 класса.
Трудности реализации проекта
Жизненный цикл проекта. Жизненный цикл изделия. Рефлексия. Риски проекта.
Факторы риска. Стартап. Анализ и сравнение проектных замыслов. Краеведческий проект.
Анализ проектов сверстников.
Дополнительные возможности улучшения проекта
Изобретение.
Технология.
Технологические
долины.
Агротехнологии.
Инфраструктура. Базовый процесс. Вспомогательные процессы. Социологический
процесс. Генеральная совокупность. Интервью. Анкетирование. Интернет-опрос. Выборка
респондентов. Ошибка выборки. Анкета.
Управление оформлением и завершением проектов
Способы и формы представления данных. Работа в сети Интернет. Компьютерная
обработка данных исследования. Библиография, справочная литература, каталоги.
Оформление таблиц, рисунков и иллюстрированных плакатов, ссылок, сносок, списка
литературы. Сбор и систематизация материалов по проектной работе. Требования к
оформлению проектной работы. Критерии анализа и оценивания проектной работы.
Публичное выступление. Главные предпосылки успеха публичного выступления. Навыки
монологической речи. Аргументирующая речь. Умение отвечать на незапланированные
вопросы. Подготовка авторского доклада.
Презентация и защита проекта
Представление результатов индивидуального проекта.
Рефлексия
Самооценка индивидуального проекта. Основные положения Государственной
системы стандартизации Российской Федерации и ее правовые основы, установленные
законами РФ «О стандартизации» и «О защите прав потребителей», Государственная
система стандартизации. Документы в области стандартизации. Сертификат соответствия.
Патентное право в России.
6

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
10 КЛАСС
№

.Модуль, тема урока

1

Введение.
Модуль 1. Культура исследования и проектирования (10 ч).
Что такое проект и почему реализация проекта – это сложно, но интересно.
Учимся анализировать проекты.
Выдвижение проектной идеи как формирование образа будущего.
Техническое проектирование и конструирование как типы деятельности.
Социальное проектирование: как сделать лучше общество, в котором мы живём.
Волнтёроские проекты и сообщества.
Анализируем проекты сверстников: социальный проект «Дети одного Солнца».
Анализируем проекты сверстников: возможности IT-технологий для междисциплинарных
проектов.
Исследование как элемент проекта и как тип деятельности.
Модуль 2. Самоопределение (5 ч).
Проекты и технологии: выбираем сферы деятельности.
Создаём элементы образа будущего: что мы хотим изменить своим проектом.
Формируем отношение к проблемам: препятствие или побуждение к действию?
Знакомимся с проектными движениями.
Первичное самоопределение. Обоснование актуальности темы для проекта или
исследования.
Модуль 3. Замысел проекта (6 ч).
Понятия «проблема» и «позиция» при осуществлении проектирования.
Формулирование цели проекта.
Целеполагание и постановка задач. Прогнозирование результатов проекта.
Роль акции в реализации проектов.
Ресурсы и бюджет проекта.
Поиск недостающей информации.
Модуль 4. Условия реализации проекта (4 ч).
Планирование действий – шаг за шагом по пути к реализации проекта.
Источники финансирования проекта.
Сторонники и команда проекта: как эффективно использовать уникальный вклад каждого
участника.
Модели управления проектами.
Модуль 5. Предварительная защита и экспертная оценка проектных и
исследовательских работ ( 10 ч).
Позиция эксперта.
Критерии анализа и оценивания проектной работы.
Оцениваем проекты сверстников: проект «Разработка портативного металлоискателя».
Оценка начального этапа исследования.
Подготовка к предварительной защите собственных проектов обучающихся.
Подготовка к предварительной защите собственных проектов обучающихся.
Предварительная защита собственных проектов обучающихся.
Предварительная защита собственных проектов обучающихся (продолжение).
Анализ и оценка начального этапа проектных работ обучающихся.
Подведение итогов.

2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35

11 КЛАСС
№
1
2
3

.Модуль, тема урока
Введение.
Модуль 6. Трудности реализации проекта (5 ч).
Переход от замысла к реализации проекта.
Риски проекта.

7

4
5
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35

Практическое занятие. Анализ проектного замысла «Завод по переработке пластика».
Практическое занятие. Анализ проектного замысла «Превратим мусор в ресурс».
Сравнение проектных замыслов.
Практическое занятие. Анализ проектов сверстников: туризм и краеведение.
Модуль 7. Дополнительные возможности улучшения проекта (9 ч).
Технология как мост от идеи к продукту.
Видим за проектом инфраструктуру.
Опросы как эффективный инструмент проектирования.
Разработка и проведение опроса.
Возможности социальных сетей. Сетевые формы проектов.
Использование видеоролика в продвижении проекта. 1.Идея.Замысел. Тема. Сценарий.
Использование видеоролика в продвижении проекта. 2.Съёмка. Крупность планов. Ракурс.
Панорама.
Использование видеоролика в продвижении проекта.
3. Монтаж.
Оформление и предъявление результатов проектной и исследовательской деятельности.
Модуль 8. Управление оформлением и завершением проектов (12 ч)
Способы и формы представления данных.
Работа в сети Интернет.
Компьютерная обработка данных исследования.
Библиография, справочная литература, каталоги.
Сбор и систематизация материалов по проектной работе.
Оформление таблиц, рисунков и иллюстрированных плакатов, ссылок, сносок, списка
литературы.
Требования к оформлению проектной работы.
Критерии анализа и оценивания проектной работы.
Публичное выступление. Главные предпосылки успеха публичного выступления.
Навыки монологической речи. Аргументирующая речь.
Умение отвечать на незапланированные вопросы.
Подготовка авторского доклада.
Модуль 9. Презентация и защита проекта (2 ч).
Представление результатов индивидуального проекта.
Представление результатов индивидуального проекта (продолжение).
Модуль 10. Рефлексия (5 ч).
Самооценка индивидуального проекта.
Основные положения Государственной системы стандартизации Российской Федерации и
ее правовые основы, установленные законами РФ
«О стандартизации» и «О защите прав потребителей»
Государственная система стандартизации. Документы в области стандартизации.
Сертификат соответствия. Патентное право в России.
Обобщение знаний по курсу «Индивидуальный проект».

8


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».