Рабочая программа внеурочной деятеоьности минифутбол 5-9 классы

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Содержание программы позволяет последовательно решать задачи физического
воспитания школьников на этапе с первого года обучения по пятый год обучения,
формируя у учащихся целостное представление о физической культуре, ее возможностях
в повышении работоспособности и улучшения состояния здоровья, а главное - воспитывая
личность, способную к самостоятельной, творческой деятельности. Технические приемы,
тактические действия и собственно сама игра в футбол включают в себе большие
возможности для формирования жизненно важных двигательных навыков и развития
физических способностей детей. Научные исследования игровой деятельности
подчеркивают ее уникальные возможности не только для физического, но и
нравственного воспитания детей, особенно для развития познавательных интересов,
выработки воли и характера, формирования умения ориентироваться в окружающей
действительности, воспитания чувства коллективизма.
Мини-футбол - всеми любимая и доступная для любого возраста игра, для
организации и проведения которой, необходим минимальный набор спортивного
инвентаря и оборудования. В тоже время этот вид спорта - мощное средство агитации и
пропаганды физической культуры и спорта.
Целью программы занятий является формирование у учащихся основ здорового
образа жизни, развитие творческой самостоятельности посредством освоения
двигательной деятельности, формирование умения сотрудничать в команде, развитие
коммуникативной компетентности учащихся.
Игра в мини-футбол направлена на
всестороннее физическое развитие и способствует совершенствованию многих
необходимых в жизни двигательных и морально-волевых качеств.
Реализация данной цели связана с решением следующих образовательных задач:
 укрепление здоровья школьников посредством развития физических качеств и
повышения функциональных возможностей жизнеобеспечивающих систем
организма;
совершенствование жизненно важных навыков и умений посредством обучения
подвижным играм, физическим упражнениям и техническим действиям из
базовых видов спорта;
формирование
умения сотрудничать в команде, развитие коммуникативной
компетентности учащихся посредством обучения различным эстафетам;
развитие интереса к самостоятельным занятиям физическими упражнениями,
подвижным играм, формам активного отдыха и досуга.
•
укрепления здоровья;
•
содействие правильному физическому развитию;
•
приобретение необходимых теоретических знаний;
•
овладение основными приёмами техники и тактики игры;
•
воспитание
воли,
смелости,
настойчивости,
дисциплинированности,
коллективизма, чувства дружбы;
•
привитие ученикам организаторских навыков;
•
повышение специальной, физической, тактической подготовки школьников по
футболу (мини-футбол);
•
подготовка учащихся к соревнованиям по футболу (мини-футбол).
Программа рассчитана на 5 лет обучения.
2

Программа предполагает проведение регулярных еженедельных внеурочных занятий со
школьниками. Программа предполагает возможность организовывать проведение занятий
в форме подвижных-спортивных занятий.
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Данная программа курса внеурочной деятельности предусматривает достижение
следующих результатов:
Личностные результаты – готовность и способность учащихся к саморазвитию,
сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки
выпускников, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные
компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской
идентичности;
Метапредметные результаты – освоенные учащимися универсальные учебные действия
(познавательные, регулятивные и коммуникативные);
Предметные результаты – освоенный учащимися в ходе изучения учебных предметов
опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового
знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих
элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.
Регулятивные УУД:
определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя, а далее
самостоятельно; проговаривать последовательность действий;
уметь высказывать своё предположение (версию) на основе данного задания,
уметь работать по предложенному учителем плану, а в дальнейшем уметь самостоятельно
планировать свою деятельность;
средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе
изучения нового материала;
учиться совместно с учителем и другими
воспитанниками давать эмоциональную оценку деятельности команды на занятии.
Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных
достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя разные источники
информации, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии;
перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной
работы всей команды;
Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания.
Коммуникативные УУД:
умение донести свою позицию до других: оформлять свою
мысль. Слушать и понимать речь других;
совместно договариваться о правилах общения и поведения в игре и следовать им;
учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Средством формирования этих действий служит организация работы в парах и малых
группах.
Оздоровительные результаты программы внеурочной деятельности:
осознание учащимися необходимости заботы о своём здоровье и выработки форм
поведения, которые помогут избежать опасности для жизни и здоровья, уменьшить
пропуски занятий по причине болезни, регулярно посещать спортивные секции и
спортивно-оздоровительные мероприятия;
3

социальная адаптация детей, расширение сферы общения, приобретение опыта
взаимодействия с окружающим миром.
Первостепенным результатом реализации программы внеурочной деятельности будет
сознательное отношение учащихся к собственному здоровью.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Физическая культура и спорт в России. Физическая культура – составная часть
культуры, одно из средств воспитания, укрепления здоровья, всестороннего развития
людей. Значение физической культуры для подготовки Российских людей к трудовой
деятельности и защите Родины.
Развитие мини-футбола в России. Краткая характеристика мини-футбола как средства
физического воспитания. История возникновения мини-футбола и развитие его в России.
Чемпионат и кубок Росси по мини-футболу.
Гигиенические знания и навыки. Закаливание. Личная гигиена: уход за кожей,
волосами, ногтями, полостью рта. Вред курения. Общий режим дня школьника. Значение
правильного режима дня юного спортсмена.
Использование естественных факторов природы (солнце, воздух, вода) в целях
закаливания организма. Обтирание, обливание и ножные как гигиенические и
закаливающие процедуры. Правила купания.
Правила игры в мини-футбол. Разбор и изучение правил игры в мини-футбол. Роль
капитана команды, его права и обязанности.
Места занятий оборудование. Площадка для игры в мини-футбол, её устройство,
разметка. Подготовка площадки для занятий и соревнований по мини-футболу.
Специальное оборудование: стойки для подвески мячей, щиты стационарные и
переносные для ударов.
Общая и специальная физическая подготовка. Утренняя гигиеническая гимнастика
школьника. Ознакомление с упрощёнными правилами игры в ручной мяч, баскетбол,
хоккей с мячом. Меры предупреждения несчастных случаев при плавании. Подготовка к
сдаче контрольных испытаний.
Практические занятия. Общеразвивающие упражнения без предметов. Поднимание и
опускание рук в стороны и вперёд, сведение рук вперёд и разведение, круговые вращения,
сгибание и разгибание рук в упоре на высоте пояса. Наклоны туловища вперёд и в
стороны; то же, в сочетании с движениями рук. Круговые движения туловища с
различным положением рук (на поясе, за головой, вверх). Поднимание и вращение ног в
положении лёжа на спине. Полуприседание и приседание с различными положениями
рук. Выпады вперёд, назад и в стороны с наклонами туловища и движениями рук.
Прыжки в полуприседе. Переход из упора присев в упор лёжа и снова и снова в упор
присев. Упражнения на формирование правильной осанки.
Упражнения с набивным мячом.(масса 1 – 2 кг.) Броски мяча друг другу двумя руками от
груди, из-за головы снизу. Подбрасывание мяча вверх и ловля его; то же, с поворотом
кругом. Наклоны и повороты туловища в сочетании с различными положениями и
движениями рук с мячом. Перекатывание набивного мяча друг другу ногами в положении
сидя.
Акробатические упражнения. Кувырок вперёд с шага. Два кувырка вперёд. Кувырок
назад из седа. Длинный кувырок вперёд. Стойка на лопатках перекатом назад из упора
присев. Перекаты вперёд и назад в положение лёжа, прогнувшись. «Мост» из положения
4

лёжа на спине. «Полушпагат». Упражнение в висах и упорах. Из виса хватом сверху
подтягивание: 2 подхода по 2 – 4 раза, 2 – 3 подхода по 3 – 5 раз. Из упора лёжа на
гимнастической скамейке сгибание и разгибание рук: два подхода по 2 – 4 раза, 2 – 3
подхода по 3 – 5 раз.
Лёгкоатлетические упражнения. Бег с ускорением до 60 м. Бег с высокого старта до 60 м.
Бег по пересечённой местности (кросс) до 1500 м. Бег медленный до 20 мин. Бег
повторный до 6 х 30 м. и 4 х 50 м. Бег 300 м.
Прыжки с разбега в длину (310-340 см.) и в высоту (95-105 см.). Прыжки с места в длину.
Метание малого (теннисного) мяча: в цель, на дальность (с местаи с подхода шагом).
Подвижные игры и эстафеты: «Бой петухов», «Удочка», «Сильный бросок», «Борьба за
мяч», «Не давай мяч водящему», «Квадрат». Эстафеты с бегом, преодолением
препятствий, переноской набивных мячей.
Спортивные игры. Ручной мяч, баскетбол по упрощённым правилам.
Специальные упражнения для развития быстроты. Упражнения для развития стартовой
скорости. По сигналу (преимущественно зрительному) рывки на 5-10 м. из различных
исходных положений: стоя лицом, боком и спиной к стартовой линии, из приседа,
широкого выпада, седа.
Упражнения для развития дистанционной скорости. Ускорения на 15, 30 м. Бег «змейкой»
между расставленными в различном положении стойками для обводки. Бег с быстрым
изменением скорости: после быстрого бега быстро резко замедлить бег или остановиться,
затем выполнить новый рывок в том же или другом направлении.
Специальные упражнения для развития ловкости. Прыжки с разбега толчком одной и
двух ног, стараясь достать головой высоко подвешенный мяч; то же, выполняя в прыжке
поворот направо и налево. Имитация ударов ногами по воображаемому мячу в прыжке.
Держание мяча в воздухе (жонглирование), чередуя удары различными частями стопы,
бедром, головой. Подвижные игры: «Живая цель», «Салки мячом».
Техника игры в мини-футбол. Классификация и терминология технических приёмов
игры в мини-футбол. Прямой и резаный удар по мячу. Точность удара. Траектория полёта
мяча после удара. Анализ выполнения технических приёмов и их применения в
конкретных игровых условиях: ударов по мячу внутренней и внешней частью подъёма,
внутренней стороной стопы, ударов серединой лба; остановок мяча подошвой, внутренней
стороной стопы и грудью; ведение мяча внутренней и внешней частью подъёма,
внутренней стороной стопы; обманных движений (ложная и действительная фазы
движения); отбор мяча – перехватом, выбиванием мяча, толчком соперника; вбрасывание
мяча из положения шага. Анализ выполнения технических приёмов игры вратаря: ловли,
отбивания кулаком, броска мяча рукой; падения перекатом; выбивание мяча с рук.
Практические занятия. Техника передвижения. Бег: по прямой, изменяя скорость и
направление; приставным и скрестным шагом (влево и вправо). Прыжки вверх толчком
двух ног с места и толчком одной и двух ног с разбега. Повороты во время бега налево и
направо. Остановки во время бега (выпадом и прыжками на ноги).
Удары по мячу ногой. Удары правой и левой ногой: внутренней стороной стопы,
внутренней и внешней частью подъёма по неподвижному и катящемуся навстречу справа
или слева мячу; направляя мяч в обратном направлении и стороны. Выполнение ударов
после остановки, ведения и рывка, посылая мяч низом и верхом на короткое и среднее
расстояние. Удар по летящему мячу внутренней стороной стопы. Удары на точность: ноги
партнёру, ворота, цель, на ходу двигающемуся партнёру.
5

Удары по мячу головой. Удары серединой лба без прыжка и в прыжке, с места и с разбега,
по летящему навстречу мячу: направляя мяч в обратном направлении и в стороны,
посылая мяч верхом и вниз, на среднее и короткое расстояние. Удары на точность: в
определённую цель на поле, в ворота, партнёру.
Остановка мяча. Остановка мяча подошвой и внутренней стороной катящегося и
опускающегося мяча – на месте, в движении вперёд и назад, подготавливая мяч для
последующих действий. Остановка внутренней стороной стопы и грудью летящего мяча –
на месте, в движении вперёд и назад, опуская мяч в ноги для последующих действий.
Ведение мяча. Ведение внешней частью, внутренней частью подъёма и внутренней
стороной стопы: правой, левой ногой и поочерёдно; по прямой, меняя направления, между
стоек и движущихся партнёров; изменяя скорость (выполняя ускорения и рывки), не теряя
контроль над мячом.
Обманные движения (финты). Обучение финтам: после замедления бега или остановки –
неожиданный рывок с мячом (прямо или в сторону): во время ведения внезапная отдача
мяча назад откатывая его подошвой партнёру, находящемуся сзади; показать ложный
замах ногой для сильного удара по мячу – вместо удара захватить мяч ногой и уйти с ним
рывком; имитируя передачу партнёру, находящемуся слева, перенести правую ногу через
мяч и, наклонив туловище влево, захватить мяч внешней частью подъёма правой ноги и
резко уйти вправо, этот же финт в другую сторону.
Отбор мяча. Перехват мяча – быстрый выход на мяч с целью опередить соперника,
которому адресована передача мяча. Отбор мяча в единоборстве с соперником,
владеющим мячом, - выбивая и останавливая мяч ногой в выпаде.
Введение мяча из-за боковой линии. Введение мяча на точность (с ограничением по
времени): под правую и левую ногу партнёру, на ход партнёру.
Техника игры вратаря. Основная стойка вратаря. Передвижение в воротах без мяча и в
сторону приставным, скрестным шагом и скачками на двух ногах.
Ловля летящего навстречу и несколько в сторону от вратаря мяча на высоте груди и
живота без прыжка и в прыжке. Ловля катящегося и низко летящего навстречу и
несколько в сторону мяча без падения. Ловля высоко летящего навстречу и в сторону мяча
без прыжка (с места и с разбега). Ловля катящегося и летящего в сторону низкого, на
уровне живота, груди мяча с падением перекатом. Быстрый подъём с мячом на ноги после
падения.
Отбивание мяча одним кулаком без прыжка и в прыжке (с места и с разбега).
Бросок мяча одной рукой из-за плеча на точность.
Выбивание мяча ногой: с земли (по неподвижному мячу) и с рук (с воздуха по
выпущенному из рук и подброшенному перед собой мячу) на точность.
Тактика игры в мини-футбол. Понятие о тактике и тактической комбинации.
Характеристика игровых действий: вратаря, защитников и нападающих. Коллективная и
индивидуальная игра, их сочетание. Индивидуальные и групповые тактические действия.
Командная тактика игры в мини-футбол.
Практические занятия. Упражнения для развития умения «видеть поле». Выполнение
заданий по зрительному сигналу (поднятая вверх или в сторону рука, шаг вправо или
влево): во время передвижения шагом или бегом – подпрыгнуть, имитировать удар ногой;
во время ведения мяча – повернуться кругом и продолжить ведение или сделать рывок
вперёд на 5 м. Несколько игроков на ограниченной площади водят в произвольном
6

направлении свои мячи и одновременно наблюдают за партнёрами, чтобы не столкнуться
друг с другом.
Тактика нападения. Индивидуальные действия без мяча. Правильное расположение на
мини-футбольном поле. Умение ориентироваться, реагировать соответствующим образом
на действие партнёров и соперника. Выбор момента и способа передвижения для
«открывания» на свободное место с целью получения мяча.
Индивидуальные действия с мячом. Целесообразное использование изученных способов
ударов по мячу. Применение необходимого способа остановок в зависимости от
направления, траектории и скорости мяча. Определение игровой ситуации,
целесообразной для использования ведения мяча, выбор способа и направления ведения.
Применение различных способов обводки (с изменением скорости и направления
движения с мячом, изученные финты) в зависимости от игровой ситуации.
Групповые действия. Взаимодействие двух и более игроков. Уметь точно и своевременно
выполнить передачу в ноги партнёру, на свободное место, на удар; короткую или
среднюю передачи, низом или верхом. Комбинация «игра в стенку».
Выполнять простейшие комбинации при стандартных положениях: начале игры, угловом,
штрафном и свободном ударах, введении мяча (не менее одной по каждой группе).
Тактика защиты. Индивидуальные действия. Правильно выбирать позицию по
отношению опекаемого игрока и противодействовать получению им мяча, т. е.
осуществлять «закрывание». Выбор момента и способа действия (удар или остановка) для
перехвата мяча. Умение оценить игровую ситуацию и осуществить отбор мяча изученным
способом.
Групповые действия. Противодействие комбинации «стенка». Взаимодействие игроков
при розыгрыше противником стандартных комбинаций.
Тактика вратаря. Уметь выбрать правильную позицию в воротах при различных ударах в
зависимости от «угла удара», ввести мяч в игру открывшемуся партнёру, занимать
правильную позицию при угловом, штрафном и свободном ударах вблизи своих ворот.
Учебные и тренировочные игры, применяя в них изученный программный материал.
Типы занятий:
o ознакомительные;
o тренировочные;
o итоговые.
Формы работы с детьми
Занятия полностью построены на игровых обучающих ситуациях с использованием
спортивного инвентаря и без него.
1. Фронтальные занятия.
2. Групповые занятия.
3. Спортивные праздники.
4. Спортивные развлечения.
5. Дни здоровья.
Методы работы с детьми
 игровой метод;
 метод сравнения - наглядно демонстрирует образцы правильного и неправильного
владения исполнительскими навыками;
 метод звуковых и пространственных ориентиров;
7




метод наглядно-слухового показа;
метод коммуникативного соревнования;

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
1
2
3
4
5

Наименование тем

Кол.час

Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности.
Контрольное испытание
Общая физическая подготовка
Специальная физическая подготовка
Техническая и тактическая подготовка
ИТОГО:

5
1
5
8
9
12
35

6
1
6
6
5
12
35

7
1
6
6
7
9
35

8
1
3
0
10
11
35

класс
9
1
3
5
0
27
34

ВСЕГО: 174 ч

8


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».