ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа соответствует положениям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, в том числе требованиям к результатам освоения основной образовательной программы, фундаментальному ядру содержания общего образования. Рабочая программа составлена на основе примерной программы авторского коллектива под руководством И.Н.Пономаревой, В. С. Кучменко, О.А. Корниловой «Биология. 5-11 класс» М., «Вентана-Граф», 2015г к учебникам И.Н. Пономаревой, О.А. Корниловой, И.В.Николаева. Биология. 5 класс. М., «Вентана-Граф», 2014 г; И.Н. Пономаревой, О.А. Корниловой, В.С. Кучменко «Биология. 6 класс» М., «Вентана-Граф», 2016г; В. М. Корнилова, В. Г. Бабенко, В. С. Кучменко. Биология. 7 класс «Вентана-Граф», 2017г, А. Г. Драгомилов, Р. Д. Маш . Биология. 8 класс «ВентанаГраф», 2018. Цели: социализация обучаемых — вхождение в мир культуры и социальных отношений, обеспечивающая включение учащихся в ту или иную группу или общность — носителя её норм, ценностей, ориентаций, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы; приобщение к познавательной культуре как системе познавательных (научных) ценностей, накопленных обществом в сфере биологической науки. Помимо этого, биологическое образование призвано обеспечить: ориентацию в системе моральных норм и ценностей: признание наивысшей ценностью жизнь и здоровье человека; формирование ценностного отношения к живой природе; развитие познавательных мотивов, направленных на получение знаний о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с овладением методами изучения природы, формированием интеллектуальных и практических умений; овладение ключевыми компетентностями: учебно-познавательной, информационной, ценностно-смысловой, коммуникативной; формирование у обучающихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической культуры как способности эмоционально-ценностного отношения к объектам живой природы. Задачи: формирование системы биологических знаний как компонента целостности научной карты мира; овладение научным подходом к решению различных задач;овладение умениями формулировать гипотезы, конструировать, проводить эксперименты, оценивать полученные результаты; овладение умением сопоставлять экспериментальные и теоретические знания с объективными реалиями жизни; воспитание ответственного и бережного отношения к окружающей среде, осознание значимости концепции устойчивого развития; формирование умений безопасного и эффективного использования лабораторного оборудования, проведения точных измерений и адекватной оценки полученных результатов, представления научно обоснованных аргументов своих действий путём применения межпредметного анализа учебных задач. Место курса биологии в учебном плане школы Программа разработана в соответствии с базисным учебным планом для ступени основного общего образования. Биология в основной школе изучается с 5 по 9 класс. Общее число учебных часов за пять лет обучения составляет 280, из них 35 ( 1 ч в неделю)в 5 классе, 35 (1 ч в неделю) в 6 классе, по 70 (2 ч в неделю) в 7-9 классах. Используемые УМК Учебники Федерального перечня: 1. Пономарёва И.Н., Николаев И.В., Корнилова О.А. Биология. 5 класс. – Москва, «Вентана-Граф», 2014. 2. Пономарёва И.Н., Корнилова О.А., Кучменко В.С. Биология. 6 класс. - Москва, «Вентана-Граф», 2015. 3. Константинов В.М., Бабенко В.Г., Кучменко В.С. Биология. 7 класс. - Москва, «Вентана-Граф», 2016. 4. Драгомилов А.Г., Маш Р.Д. Биология. 8 класс. - Москва, «Вентана-Граф», 2017. 5. Пономарёва И.Н., Корнилова О.А., Чернова Н. М. Биология. 9 класс. - Москва, «Вентана-Граф», 2012. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА Личностные результаты формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов; знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий; сформировать познавательные интересы и мотивы, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать строить рассуждения, анализировать, делать выводы); эстетического отношения к живым объектам; формирование личностных представлений о ценности природы, осознание значимости и общности глобальных проблем человечества развитие сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора; формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным по ступкам; формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности; формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах; формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде; осознание значения семьи в жизни человека и общества; принятие ценности семейной жизни; уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи; Метапредметные результаты 1)Познавательные УУД умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи; умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника научнопопулярной литературе, биологических словарях и справочниках) , анализировать и оценивать информацию; умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих; умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; умение осознанно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции: сравнивать разные точки зрения, аргументировать и отстаивать свою точку зрения; 2) Регулятивные УУД умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов, формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение; формирование и развитие компетентности в области использования, информационно-коммуникационных технологий. 3)Коммуникативные УУД формирование и развитие навыков и умений слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем; строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми. Предметные результаты усвоение системы научных знаний о живой природе и закономерностях её развития, для формирования современных представлений о естественнонаучной картине мира; формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях, об организации жизни, о взаимосвязи живого и неживого в биосфере, о наследственности и изменчивости; овладение понятийным аппаратом биологии; приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов и человека, проведения экологического мониторинга в окружающей среде; формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека; умение выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих; осознание необходимости действий по сохранению биоразнообразия и природных местообитаний, видов растений и животных; объяснение роли биологии в практической деятельности людей, места и роли человека в природе, родства общности происхождения и эволюции растений и животных; овладение методами биологической науки; наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов; формирование представлений о значении биологических наук в решении локальных и глобальных экологических проблем, необходимости рационального природопользования, защиты здоровья людей в условиях быстрого изменения экологического качества окружающей среды; освоение приёмов оказания первой помощи, рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними. Содержание курса биологии структурировано в виде трех разделов: «Живые организмы»(5-7 классы), «Человек и его здоровье»(8 класс), «Общие биологические закономерности»(9 класс). В результате изучения биологии на базовом уровне в 5-7 классах учащийся научится: выделять существенные признаки биологических объектов (клеток и организмов растений, животных, грибов, бактерий) и процессов, характерных для живых организмов; аргументировать, приводить доказательства родства различных таксонов растений, животных, грибов и бактерий; аргументировать, приводить доказательства различий растений, животных, грибов и бактерий; осуществлять классификацию биологических объектов (растений, животных, бактерий, грибов) на основе определения их принадлежности к определенной систематической группе; раскрывать роль биологии в практической деятельности людей; роль различных организмов в жизни человека; объяснять общность происхождения и эволюции систематических групп растений и животных на примерах сопоставления биологических объектов; выявлять примеры и раскрывать сущность приспособленности организмов к среде обитания; различать по внешнему виду, схемам и описаниям реальные биологические объекты или их изображения, выявлять отличительные признаки биологических объектов; сравнивать биологические объекты (растения, животные, бактерии, грибы), процессы жизнедеятельности; делать выводы и умозаключения на основе сравнения; устанавливать взаимосвязи между особенностями строения и функциями клеток и тканей, органов и систем органов; использовать методы биологической науки: наблюдать и описывать биологические объекты и процессы; ставить биологические эксперименты и объяснять их результаты; знать и аргументировать основные правила поведения в природе; анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе; описывать и использовать приемы выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними; знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии. В результате изучения биологии на базовом уровне в 8 классе учащийся научится: выделять существенные признаки биологических объектов (животных клеток и тканей, органов и систем органов человека) и процессов жизнедеятельности, характерных для организма человека; аргументировать, приводить доказательства взаимосвязи человека и окружающей среды, родства человека с животными; аргументировать, приводить доказательства отличий человека от животных; аргументировать, приводить доказательства необходимости соблюдения мер профилактики заболеваний, травматизма, стрессов, вредных привычек, нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний; объяснять эволюцию вида Человек разумный на примерах сопоставления биологических объектов и других материальных артефактов; выявлять примеры и пояснять проявление наследственных заболеваний у человека, сущность процессов наследственности и изменчивости, присущей человеку; различать по внешнему виду, схемам и описаниям реальные биологические объекты (клетки, ткани, органы, системы органов) или их изображения, выявлять отличительные признаки биологических объектов; сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы, системы органов), процессы жизнедеятельности (питание, дыхание, обмен веществ, выделение и др.); делать выводы и умозаключения на основе сравнения; устанавливать взаимосвязи между особенностями строения и функциями клеток и тканей, органов и систем органов; использовать методы биологической науки: наблюдать и описывать биологические объекты и процессы; проводить исследования с организмом человека и объяснять их результаты; знать и аргументировать основные принципы здорового образа жизни, рациональной организации труда и отдыха; анализировать и оценивать влияние факторов риска на здоровье человека; описывать и использовать приемы оказания первой помощи; знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии. В результате изучения биологии на базовом уровне в 9 классе выпускник научится: выделять существенные признаки биологических объектов (вида, экосистемы, биосферы) и процессов, характерных для сообществ живых организмов; аргументировать, приводить доказательства необходимости защиты окружающей среды; аргументировать, приводить доказательства зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды; осуществлять классификацию биологических объектов на основе определения их принадлежности к определенной систематической группе; раскрывать роль биологии в практической деятельности людей; роль биологических объектов в природе и в жизни человека; значение биологического разнообразия для сохранения биосферы; объяснять общность происхождения и эволюции организмов на основе сопоставления особенностей их строения и функционирования; объяснять механизмы наследственности и изменчивости, возникновения приспособленности, процесс видообразования; различать по внешнему виду, схемам и описаниям реальные биологические объекты или их изображения, выявляя отличительные признаки биологических объектов; сравнивать биологические объекты, процессы; делать выводы и умозаключения на основе сравнения; устанавливать взаимосвязи между особенностями строения и функциями органов и систем органов; использовать методы биологической науки: наблюдать и описывать биологические объекты и процессы; ставить биологические эксперименты и объяснять их результаты; знать и аргументировать основные правила поведения в природе; анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе; описывать и использовать приемы выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними в агроценозах; находить в учебной, научнопопулярной литературе, интернетресурсах информацию о живой природе, оформлять ее в виде письменных сообщений, докладов, рефератов; знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА 5 класс 1. Введение в биологию Понятие о жизни. Сходство и различие живого и неживого. Свойства живых тел природы. Роль живого в природе. Живая и неживая природа — единое целое. Биология — система наук о живой природе. Объекты, процессы и явления живой природы. Основные разделы и задачи биологии. Язык биологии: термины, понятия, символы. Источники биологических знаний: наблюдение, опыт и теория. Источники биологической информации: энциклопедии, словари, справочники, определители, карты, фото- и видеоизображения, компьютерные базы данных, Интернет и др. Кабинет биологии. Лабораторное оборудование кабинета биологии. Правила поведения и работы в кабинете биологии. Биология и другие естественные науки. Биология и ненаучное познание (религиозное, мифологическое, художественное). Значение биологических знаний для современного человека. Научный метод изучения живой природы. Наблюдение в биологии. Живые и фиксированные объекты. Биологический рисунок. Лабораторные и практические работы: 1. . «Измерение объектов». 2.Строение и многообразие живых организмов Использование увеличительных приборов для наблюдения. Лупа. Световой и цифровой микроскопы. Описание в биологии. Научное и художественное описание живых объектов. Использование таблиц, диаграмм для описания объектов, процессов и явлений живой природы. Классификация объектов, процессов и явлений живой природы как прием научного познания. Принцип родства и его использование в биологических исследованиях. Измерение в биологии. Выбор единиц измерения. Длина, площадь, объем, масса, время. Измерение размеров биологических объектов. Эксперимент в биологии. Природный и лабораторный эксперименты. Этапы биологического эксперимента. Объяснение результатов эксперимента. Понятие об организме. Основные части организма: клетки, ткани, органы, системы органов. Взаимосвязь частей организма. Организм — единое целое. Разнообразие организмов. Особенности строения организмов растений, животных, грибов и человека. Бактерии. Понятие о клетке как наименьшей единице живой природы. Доядерные и ядерные организмы. Процессы жизнедеятельности организмов: питание, дыхание, транспорт веществ, выделение, раздражимость, регуляция, размножение, рост, развитие. Классификация организмов. Основные царства живой природы. Лабораторные и практические работы: Устройство увеличительных приборов. «Рассматривание готовых микропрепаратов клеток растений ,животных и грибов» 3. Организм и среда обитания. Понятие о среде обитания. Водная, наземно-воздушная, почвенная, внутриорганизменная среды обитания и их характеристика. Условия жизни организмов: свет, тепло, воздух, вода, минеральный состав почвы, пища. Значение условий жизни для организмов. Приспособленность организмов к среде обитания. Сезонные изменения в жизни организмов. Понятие о природном сообществе. Состав и структура сообщества. Взаимосвязи организмов в природном сообществе. Приспособление организмов к совместному существованию в природном сообществе. Разнообразие сообществ: природные и искусственные. Сообщества, созданные и поддерживаемые человеком. Значение природных и искусственных сообществ. Природные зоны Земли. Флора и фауна природных зон. Ландшафты природные и культурные. Человек — часть природы. Хозяйственная деятельность человека в природе: растениеводство, животноводство, охота, рыболовство, лесозаготовки, градостроение и др. Охрана живой природы. Особо охраняемые природные территории. Роль учащихся в охране природы своей страны и края. Жизнь и ее многообразие — общечеловеческая ценность. Планета Земля — наш дом. Лабораторные и практические работы: Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе 6 класс. Тема 1. Растение – живой организм. (8 часов) Правила работы в кабинете биологии, правила работы с биологическими приборами и инструментами. Растения. Общая характеристика растительного царства. Многообразие растений, одноклеточные и многоклеточные растения, низшие и высшие растения. Места обитания растений. Строение клетки растений. Химический состав клетки, макро- и микроэлементы. Жизнедеятельность клетки, ее деление и рост. Типы тканей растений и их функции. Органы растений. Демонстрация: Микропрепараты различных растительных тканей. Движение цитоплазмы в клетках листа элодеи. Лабораторные и практические работы: Приготовление препарата кожицы чешуи лука, рассматривание его под микроскопом. Предметные результаты обучения Учащиеся должны знать: — о многообразии живой природы; — основные методы исследования в биологии: наблюдение, эксперимент, измерение; — признаки живого: клеточное строение, питание, дыхание, обмен веществ, раздражимость, рост, развитие, размножение; — правила работы с микроскопом; — правила техники безопасности при проведении наблюдений и лабораторных опытов в кабинете биологии. Учащиеся должны уметь: — определять понятия «биология», «ботаника», «клетка», «орган», «ткань»; — пользоваться простыми биологическими приборами, инструментами и оборудованием; — характеризовать низшие и высшие растения; — определять органоиды клетки; — соблюдать правила техники безопасности при проведении наблюдений и лабораторных опытов. Метапредметные результаты обучения Учащиеся должны уметь: — составлять план текста; — владеть таким видом изложения текста, как повествование; — под руководством учителя проводить непосредственное наблюдение; — под руководством учителя оформлять отчет, включающий описание наблюдения, его результаты, выводы; — получать биологическую информацию из различных источников; — определять отношения объекта с другими объектами; — определять существенные признаки объекта. Тема 2. Строение покрытосеменных растений. (15 часов) Строение семян однодольных и двудольных растений. Виды корней и типы корневых систем. Зоны (участки) корня. Видоизменения корней. Побег. Почки и их строение. Рост и развитие побега. Внешнее строение листа. Клеточное строение листа. Видоизменения листьев. Строение стебля. Многообразие стеблей. Видоизменения побегов. Цветок и его строение. Соцветия. Плоды и их классификация. Распространение плодов и семян. Демонстрация Внешнее и внутреннее строения корня. Строение почек (вегетативной и генеративной) и расположение их на стебле. Строение листа. Макро- и микростроение стебля. Различные виды соцветий. Сухие и сочные плоды. Лабораторные и практические работы Строение семян двудольных и однодольных растений. Виды корней. Стержневая и мочковатая корневые системы. Корневой чехлик и корневые волоски. Строение почек. Расположение почек на стебле. Внутреннее строение ветки дерева. Видоизменённые побеги (корневище, клубень, луковица). Строение цветка. Различные виды соцветий. Многообразие сухих и сочных плодов. Предметные результаты обучения Учащиеся должны знать: • внешнее и внутреннее строение органов цветковых растений; • видоизменения органов цветковых растений и их роль в жизни растений. Учащиеся должны уметь: • различать и описывать органы цветковых растений; • объяснять связь особенностей строения органов растений со средой обитания; • изучать органы растений в ходе лабораторных работ. Метапредметные результаты обучения Учащиеся должны уметь: • анализировать и сравнивать изучаемые объекты; • осуществлять описание изучаемого объекта; • определять отношения объекта с другими объектами; • определять существенные признаки объекта; • классифицировать объекты; • проводить лабораторную работу в соответствии с инструкцией. Тема 3. Жизнь покрытосеменных растений. (11 часов) Основные процессы жизнедеятельности (питание, дыхание, обмен веществ, рост, развитие, размножение). Минеральное и воздушное питание растений. Фотосинтез. Дыхание растений. Испарение воды. Листопад. Передвижение воды и питательных веществ в растении. Прорастание семян. Способы размножения растений. Размножение споровых растений. Размножение голосеменных растений. Половое и бесполое (вегетативное) размножение покрытосеменных растений. Демонстрация Опыты, доказывающие значение воды, воздуха и тепла для прорастания семян; питание проростков запасными веществами семени; получение вытяжки хлорофилла; поглощение растениями углекислого газа и выделение кислорода на свету; образование крахмала; дыхание растений; испарение воды листьями; передвижение органических веществ по лубу. Экскурсии Зимние явления в жизни растений. Предметные результаты обучения Учащиеся должны знать: • основные процессы жизнедеятельности растений; • особенности минерального и воздушного питания растений; • виды размножения растений и их значение. Учащиеся должны уметь: • характеризовать основные процессы жизнедеятельности растений; • объяснять значение основных процессов жизнедеятельности растений; • устанавливать взаимосвязь между процессами дыхания и фотосинтеза; • показывать значение процессов фотосинтеза в жизни растений и в природе; • объяснять роль различных видов размножения у растений; • определять всхожесть семян растений. Метапредметные результаты обучения Учащиеся должны уметь: • анализировать результаты наблюдений и делать выводы; • под руководством учителя оформлять отчет, включающий описание эксперимента, его результатов, выводов. 7 класс. 1. Общие сведения о мире животных. Зоология – наука о животных. Животные и окружающая среда. Взаимосвязи животных в природе. Классификация животных и основные систематические группы. Влияние человека на животных. Краткая история развития зоологии. 2. Строение тела животных. Клетка. Ткани. Органы и системы. 3. Подцарство Простейшие, или Одноклеточные животные. Обща характеристика подцарства Простейшие. Тип Саркожгутиконосцы. Тип Инфузории. Многообразие простейших и их значение в природе. Шиханы-памятники природы, как результат деятельности морских простейших. Паразитические простейшие. Лабораторные работы № 1 «Строение и передвижение инфузории-туфельки» 4. Подцарство Многоклеточные животные. Тип Кишечнополостные. Общая характеристика многоклеточных животных. Тип Кишечнополостные. Разнообразие кишечнополостных. 5. Типы: Плоские черви, Круглые черви и Кольчатые черви. Тип Плоские черви. Класс Ресничные черви. Разнообразие плоских червей: сосальщики и цепни. Тип Круглые черви. Тип Кольчатые черви. Класс Многощетинковые. Класс Малощетинковые. Лабораторные работы №2. «Внешнее строение дождевого червя» 6. Тип Моллюски. Общая характеристика типа Моллюски. Класс Брюхоногие Моллюски. Класс Двустворчатые Моллюски. Класс Головоногие Моллюски. Лабораторные работы №3 «Внешнее строение раковин моллюсков» 7. Тип Членистоногие. Общая характеристика членистоногих. Класс Ракообразные. Класс Паукообразные. Класс Насекомые. Типы развития насекомых. Общественные насекомые. Полезные насекомые. Охрана насекомых. Насекомые – вредители культурных растений и переносчики заболеваний человека. Многообразие насекомых региона. Красная книга Башкортостана. Редкие и исчезающие виды насекомых РБ. Башкирская пчела «Бурзяночка». Бортничество. Развитие пчеловодства в РБ. Лабораторные работы № 4 «Внешнее строение насекомого» 8. Тип Хордовые. Подтип Бесчерепные. Подтип черепные. Надкласс Рыбы. Общие признаки хордовых животных. Подтип Бесчерепные – примитивные формы. Подтип Черепные. Надкласс Рыбы, общая характеристика, внешнее и внутреннее строение(на примере костистой). Особенности размножения рыб. Основные систематические группы рыб. Промысловые рыбы. Их использование и охрана. Виды рыб местного водоема. Редкие виды рыб водоемов РБ. Лабораторные работы № 5 «Внешнее строение и особенности передвижения рыбы» 9. Класс Земноводные, или Амфибии. Места обитания и строение тела Земноводных. Общая характеристика. Строение и деятельность внутренних органов. Годовой цикл жизни и происхождение земноводных. Многообразие и значение земноводных. Виды редких земноводных РБ. 10. Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии. Общая характеристика. Внешнее строение и скелет пресмыкающихся. Внутреннее строение и жизнедеятельность пресмыкающихся. Многообразие пресмыкающихся. Значение пресмыкающихся, их происхождение. Древние пресмыкающиеся. Виды редких рептилий РБ. 11. Класс Птицы. Среда обитания и внешнее строение птиц. Опорно-двигательная система птиц. Внутреннее строение птицы. Размножение и развитие птиц. Годовой жизненный цикл и сезонные явления в жизни птиц. Многообразие птиц. Значение и охрана птиц. Происхождение птиц. Многообразие птиц региона. Редкие и исчезающие виды птиц РБ. Птицеводство в регионе. Лабораторные работы № 6 «Внешнее строение птицы. Строение перьев» № 7 «Строение скелета птицы» 12. Класс Млекопитающие, или Звери. Общая характеристика. Внешнее строение. Внутренне строение млекопитающих. Размножение и развитие млекопитающих. Годовой жизненный цикл. Происхождение и многообразие млекопитающих. Высшие звери: Насекомоядные и Рукокрылые, Грызуны и Зайцеобразные, Хищные. Ластоногие и Китообразные, Парнокопытные и Непарнокопытные, Хоботные. Отряд Приматы. Экологические группы млекопитающих. Значение млекопитающих для человека. Многообразие зверей региона. Редкие и исчезающие виды млекопитающих РБ. Звероводство в регионе. Лабораторные работы № 8 « Строение скелета млекопитающих». 13. Развитие животного мира на Земле. Доказательства эволюции животного мира. Учение Ч. Дарвина. Развитие животного мира на Земле. Современный мир живых организмов. Биосфера. Экскурсия «Жизнь природного сообщества» 8 класс. Введение. Биологическая и социальная природа человека, науки об организме человека. 1. Организм человека. Общий обзор. Науки об организме человека. Место человека в живой природе; клеточное строение, процессы жизнедеятельности, рост и развитие, возбудимость; роль ферментов; ткани, органы, системы органов, организм; регуляция. Историческое прошлое людей по останкам (Шульган-Таш). Лабораторные работы. №1. Действие фермента каталазы на пероксид водорода №2 Клетки и ткани под микроскопом. 2.Опорно-двигательная система. Скелет: строение, состав и соединение; первая помощь при растяжении связок, вывихах суставов и переломах костей; мышцы человека, работа мышц; нарушение осанки и плоскостопие. Развитие опорно-двигательной системы. Лабораторные работы. №3 Строение костной ткани. №4 Состав костей. 3. Кровь. Кровообращение. Внутренняя среда, значение крови и ее состав, иммунитет, переливание крови; строение и работа сердца; круги кровообращения; движение крови, лимфы; прививки, сыворотки; аллергические реакции; регуляция, предупреждение заболеваний сердца и сосудов; кровяное давление и пульс; первая помощь при кровотечениях. Лабораторные работы. №5. Сравнение крови человека с кровью лягушки. 4.Дыхательная система. Значение, органы дыхания, строение легких, газообмен, дыхательные движения, регуляция дыхания, гигиена и первая помощь при поражении органов дыхания. Лабораторные работы. №6 Состав вдыхаемого и выдыхаемого воздуха. №7 Дыхательные системы. 5. Пищеварительная система. Значение и состав пищи; органы пищеварения, зубы, регуляция, всасывание, гигиена питания, профилактика заболеваний органов пищеварения. Традиционные национальные продукты башкир, рацион питания. Лабораторные работы. №8 Действие ферментов слюны на крахмал. №9. Действие ферментов желудочного сока на белки. 6. Обмен веществ и энергии. Обменные процессы, нормы питания, витамины. Рациональное питание. Нормы и режим питания. 7. Мочевыделительная система. Строение и работа почек, предупреждение заболеваний почек, питьевой режим. 8. Кожа. Значение, строение, роль кожи в теплорегуляции, оказание первой помощи при тепловом и солнечном ударах. Уход за кожей, волосами, ногтями. Закаливание. 9. Эндокринная система. Железы. Роль гормонов в обмене веществ 10. Нервная система. Значение и строение нервной системы, строение и функции головного и спинного мозга, значение. 11. Органы чувств и анализаторы. Значение, органы осязания, обоняния, вкуса, зрения, слуха, анализаторы, гигиена. 12. Поведение и психика. Закономерности работы головного мозга. Врожденные и приобретенные формы поведения. Биологические ритмы. Сон, его значение. Воля и эмоции, внимание. Режим дня. 13. Индивидуальное развитие организма. Половая система; наследственные и врожденные заболевания; внутриутробное и развитие после рождения; факторы, влияющие на здоровье; вред наркогенных веществ; личность и ее особенности, культура отношений. Роль обучения и воспитания в развитии поведения и психики. Традиции и культура РБ. 9 класс 1. Общие закономерности жизни. Биология — наука о живом мире. Разнообразие и общие свойства живых организмов. Признаки живого: клеточное строение, обмен веществ и превращение энергии, раздражимость, гомеостаз, рост, развитие, воспроизведение, движение, адаптация. Многообразие форм жизни, их роль в природе. Уровни организации живой природы. 2.Закономерности жизни на клеточном уровне. Краткий экскурс в историю изучения клетки. Цитология — наука, изучающая клетку. Клетка как основная структурная и функциональная единица организмов. Клетка как биосистема. Разнообразие клеток живой природы. Эукариоты и прокариоты. Особенности строения клеток животных и растений. Вирусы — неклеточная форма жизни. Химический состав клетки: неорганические и органические вещества в ней. Их разнообразие и свойства. Вода и ее роль в клетках. Углеводы, жиры и липиды. Белки, аминокислоты. Структура и функции белков в клетке. Ферменты и их роль. Нуклеиновые кислоты, их структура и функции. Механизм самоудвоения ДНК. Строение клетки. Строение и функции ядра. Строение хромосом. Цитоплазма и основные органоиды, их функции в клетке. Обмен веществ и превращение энергии — основа жизнедеятельности клетки. Участие ферментов. Биосинтез белка в клетке. Биосинтез углеводов в клетке (фотосинтез). Роль пигмента хлорофилла. Космическая роль зеленых растений. Обеспечение клетки энергией в процессе дыхания. Воздействие внешней среды на процессы в клетке. Л/р №1. Многообразие клеток эукариот; сравнение растительной и животной клеток. Размножение и индивидуальное развитие организмов. Типы размножения организмов: половое и бесполое. Вегетативное размножение. Деление клетки эукариот. Подготовка клетки к делению (интерфаза). Митоз и его фазы. Деление клетки прокариот. Клеточный цикл. Особенности половых клеток. Сущность мейоза. Оплодотворение. Сущность зиготы. Биологическая роль полового и бесполого способов размножения. Онтогенез и его этапы. Эмбриональное и постэмбриональное развитие организмов. Влияние факторов среды на онтогенез. Вредное действие алкоголя, курения и наркотиков на онтогенез человека. Л/р №2. Рассмотрение микропрепаратов делящихся клеток. 3 Закономерности жизни на организменном уровне. Краткий экскурс в историю генетики. Основные понятия генетики: наследственность, ген, генотип, фенотип, изменчивость. Закономерности изменчивости организмов. Закономерности наследования признаков. Генетические эксперименты Г. Менделя. Закон единообразия гибридов первого поколения. Закон расщепления. Доминантные и рецессивные признаки. Гомозиготы и гетерозиготы. Хромосомная теория наследственности. Взаимодействие генов и их множественное действие. Определение пола. Наследование признаков, сцепленных с полом. Наследственные болезни человека. Значение генетики в медицине и здравоохранении. Закономерности изменчивости. Виды изменчивости: наследственная и ненаследственная. Генотипическая (комбинативная и мутационная) изменчивость. Модификационная изменчивость. Онтогенетическая изменчивость. Причины изменчивости. Опасность загрязнения природной среды мутагенами. Использование мутаций для выведения новых форм растений. Понятие о генофонде. Понятие о генетическом биоразнообразии в природе и хозяйстве. Основы селекции растений, животных и микроорганизмов Генетические основы селекции организмов. Задачи и методы селекции. Учение Н.И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений. Достижения селекции растений. Особенности методов селекции животных. Достижения селекции животных. Основные направления селекции микроорганизмов. Клеточная инженерия и ее роль в микробиологической промышленности. Понятие о биотехнологии. Л/р №3 «Выявление генотипических и фенотипических проявлений у растений». Л/р №4 «Изучение изменчивости у организмов» 4. Закономерности происхождения и развития жизни на Земле. Представления о возникновении жизни на Земле в истории естествознания. Гипотеза возникновения жизни А.И. Опарина и ее развитие в дальнейших исследованиях. Современные гипотезы возникновения жизни на Земле. Появление первичных живых организмов. Зарождение обмена веществ. Возникновение матричной основы передачи наследственности. Предполагаемая гетеротрофность первичных организмов. Раннее возникновение фотосинтеза и биологического круговорота веществ. Автотрофы, гетеротрофы. Эволюция от анаэробного к аэробному способу дыхания, от прокариот — к эукариотам. Влияние живых организмов на состав атмосферы, осадочных пород; участие в формировании первичных почв. Возникновение биосферы. Этапы развития жизни на Земле. Основные приспособительные черты наземных растений. Эволюция наземных растений. Освоение суши животными. Основные черты приспособленности животных к наземному образу жизни. Появление человека. Влияние человеческой деятельности на природу Земли. Экскурсия. История живой природы местного региона (посещение местного музея краеведения с палеонтологическими коллекциями).Учение об эволюции Идея развития органического мира в биологии. Основные положения теории Ч. Дарвина об эволюции органического мира. Искусственный отбор и его роль в создании новых форм. Изменчивость организмов в природных условиях. Движущие силы эволюции: наследственность, изменчивость, борьба за существование, естественный и искусственный отбор. Приспособленность как результат естественного отбора. Относительный характер приспособленности. Многообразие видов — результат эволюции. Современные представления об эволюции органического мира, основанные на популяционном принципе. Вид, его критерии. Популяционная структура вида. Популяция как форма существования вида и единица эволюции. Элементарный материал и факторы эволюции. Процессы образования новых видов в природе — видообразование. Понятие о микроэволюции и макроэволюции. Биологический прогресс и биологический регресс. Основные направления эволюции: ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация. Основные закономерности эволюции. Влияние деятельности человека на микроэволюционные процессы в популяциях. Проблема вымирания и сохранения редких видов. Ценность биологического разнообразия в устойчивом развитии природы. Происхождение человека (антропогенез) Место человека в системе органического мира. Человек как вид, его сходство с животными и отличие от них. Доказательства эволюционного происхождения человека от животных. Морфологические и физиологические отличительные особенности человека. Речь как средство общения у человека. Биосоциальная сущность человека. Взаимосвязь социальных и природных факторов в эволюции человека. Социальная и природная среда, адаптация к ней человека. Человеческие расы, их родство и происхождение. Человек как единый биологический вид. Движущие силы и этапы эволюции человека: древнейшие, древние и современные люди, становление Человека разумного. Человек как житель биосферы и его влияние на природу Земли. Л/р №5 «Приспособленность организмов к среде обитания»; 5. Закономерности взаимоотношений организма и среды. Экология — наука о взаимосвязях организмов с окружающей средой. Среда — источник веществ, энергии и информации. Среды жизни на Земле: водная, наземно-воздушная, почвенная, организмы как среда обитания. Экологические факторы среды: абиотические, биотические и антропогенные. Основные закономерности действия факторов среды на организмы. Приспособленность организмов к действию отдельных факторов среды (на примере температуры или влажности): экологические группы и жизненные формы организмов; суточные и сезонные ритмы жизнедеятельности организмов. Биотические связи в природе. Экологическое биоразнообразие на Земле и его значение. Основные понятия экологии популяций. Основные характеристики популяции: рождаемость, выживаемость, численность; плотность, возрастная и половая структура; функционирование в природе. Динамика численности популяций в природных сообществах. Биотические связи в регуляции численности. Понятие о биоценозе, биогеоценозе и экосистеме. Биогеоценоз как биосистема и как экосистема, его компоненты: биогенные элементы, продуценты, консументы, редуценты. Круговорот веществ и поток энергии как основа устойчивости. Роль разнообразия видов в устойчивости биогеоценоза. Развитие и смена биогеоценозов. Устойчивые и неустойчивые биогеоценозы. Понятие о сукцессии как процессе развития сообществ от неустойчивых к устойчивым (на примере восстановления леса на месте гари или пашни). Разнообразие наземных и водных экосистем. Естественные и искусственные биогеоценозы. Изменения в экосистемах под влиянием деятельности человека. Биосфера как глобальная экосистема. Учение В.И. Вернадского о роли живого вещества в преобразовании верхних слоев Земли. Биологический круговорот веществ и поток энергии в биосфере. Роль биологического разнообразия в устойчивом развитии биосферы. Экология как научная основа рационального использования природы и выхода из глобальных экологических кризисов. Роль биологического и экологического образования, роль экологической культуры человека в решении проблемы устойчивого развития природы и общества. Л/р №6«Оценка качества окружающей среды». 10. Заключение Биологическое разнообразие и его значение в жизни нашей планеты. Сохранение биоразнообразия. Значение биологических и экологических знаний для практической деятельности. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 5 класс. № п/п 1. 2. 3. 4. название тем количество часов всего из них л/р Введение в биологию Строение и многообразие живых организмов Организм и среда Итого 7 14 2 2 13 6 35 4 6 класс. № п/п 1. 2. 3. название тем Итого количество часов всего из них л/р 8 1 15 3 11 0 35 4 Итого количество часов всего из них л/р 5 2 4 1 2 5 1 4 1 7 1 6 1 4 4 9 2 10 1 6 2 70 8 Растение - живой организм. Строение покрытосеменных растений Жизнь покрытосеменных растений 7 класс. № п/п 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10 11. 12. 13. 14 название тем Общие сведения о мире животных Строение тела животных Подцарство Простейшие Подцарство Многоклеточные.Тип Кишечнополостные Тип Плоские черви. Круглые черви. Кольчатые черви Тип Моллюски Тип Членистоногие Тип Хордовые: Бесчерепные,Надкласс Рыбы Класс Земноводные, или Амфибии Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии Класс Птицы Класс Млекопитающие, или Звери. Развитие животного мира на Земле Резерв. 8 класс № п/п 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. название тем Организм человека. Общий обзор Опорно-двигательная система. Кровь. Кровообращение Дыхательная система. Пищеварительная система Обмен веществ и энергии. Мочевыделительная система. Кожа. Эндокринная система. Нервная система Органы чувств и анализаторы. количество часов всего из них л/р 5 2 9 2 7 1 6 2 5 2 4 2 3 2 6 6 12. 13. 14 Поведение и психика. Индивидуальное развитие организмов. Резерв. Итого 9 3 3 70 9 9 класс. № п/п 1. 2. 3. 4. 5. 6. название тем Общие закономерности жизни. Закономерности жизни на клеточном уровне Закономерности жизни на организменном уровне Закономерности происхождения и развития жизни на Земле. Закономерности взаимоотношений организмов и среды. Резерв. Итого количество часов всего из них л/р 5 10 2 17 2 20 1 15 1 3 70 6