Рабочая программа по Биологии 5-9 фгос

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа соответствует положениям Федерального государственного
образовательного стандарта основного общего образования, в том числе требованиям к
результатам освоения основной образовательной программы, фундаментальному ядру
содержания общего образования. Рабочая программа составлена на основе
примерной
программы авторского коллектива под руководством И.Н.Пономаревой, В. С. Кучменко,
О.А. Корниловой «Биология. 5-11 класс» М., «Вентана-Граф», 2015г к учебникам И.Н.
Пономаревой, О.А. Корниловой, И.В.Николаева. Биология. 5 класс. М., «Вентана-Граф»,
2014 г; И.Н. Пономаревой, О.А. Корниловой, В.С. Кучменко «Биология. 6 класс» М.,
«Вентана-Граф», 2016г; В. М. Корнилова, В. Г. Бабенко, В. С. Кучменко. Биология. 7
класс «Вентана-Граф», 2017г, А. Г. Драгомилов, Р. Д. Маш . Биология. 8 класс «ВентанаГраф», 2018.
Цели:
 социализация обучаемых — вхождение в мир культуры и социальных отношений,
обеспечивающая включение учащихся в ту или иную группу или общность —
носителя её норм, ценностей, ориентаций, осваиваемых в процессе знакомства с
миром живой природы;
 приобщение к познавательной культуре как системе познавательных (научных)
ценностей, накопленных обществом в сфере биологической науки.
Помимо этого, биологическое образование призвано обеспечить:
 ориентацию в системе моральных норм и ценностей: признание наивысшей
ценностью жизнь и здоровье человека; формирование ценностного отношения к
живой природе; развитие познавательных мотивов, направленных на получение
знаний о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с
овладением методами изучения природы, формированием интеллектуальных и
практических умений;
 овладение
ключевыми
компетентностями:
учебно-познавательной,
информационной, ценностно-смысловой, коммуникативной;
 формирование у обучающихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе
познавательной деятельности, и эстетической культуры как способности
эмоционально-ценностного отношения к объектам живой природы.
Задачи:
 формирование системы биологических знаний как компонента целостности
научной карты мира;
 овладение научным подходом к решению различных задач;овладение умениями
формулировать гипотезы, конструировать, проводить эксперименты, оценивать
полученные результаты;
 овладение умением сопоставлять экспериментальные и теоретические знания с
объективными реалиями жизни;
 воспитание ответственного и бережного отношения к окружающей среде,
осознание значимости концепции устойчивого развития;
 формирование умений безопасного и эффективного использования лабораторного
оборудования, проведения точных измерений и адекватной оценки полученных
результатов, представления научно обоснованных аргументов своих действий
путём применения межпредметного анализа учебных задач.
Место курса биологии в учебном плане школы
Программа разработана в соответствии с базисным учебным планом для ступени
основного общего образования. Биология в основной школе изучается с 5 по 9 класс.
Общее число учебных часов за пять лет обучения составляет 280, из них 35 ( 1 ч в
неделю)в 5 классе, 35 (1 ч в неделю) в 6 классе, по 70 (2 ч в неделю) в 7-9 классах.

Используемые УМК
Учебники Федерального перечня:
1. Пономарёва И.Н., Николаев И.В., Корнилова О.А. Биология. 5 класс. – Москва,
«Вентана-Граф», 2014.
2. Пономарёва И.Н., Корнилова О.А., Кучменко В.С. Биология. 6 класс. - Москва,
«Вентана-Граф», 2015.
3. Константинов В.М., Бабенко В.Г., Кучменко В.С. Биология. 7 класс. - Москва,
«Вентана-Граф», 2016.
4. Драгомилов А.Г., Маш Р.Д. Биология. 8 класс. - Москва, «Вентана-Граф», 2017.
5. Пономарёва И.Н., Корнилова О.А., Чернова Н. М. Биология. 9 класс. - Москва,
«Вентана-Граф», 2012.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА
Личностные результаты
 формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности
обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к
обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей
индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и
профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;
 знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ
здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;
 сформировать познавательные интересы и мотивы, направленных на изучение
живой природы; интеллектуальных умений (доказывать строить рассуждения,
анализировать, делать выводы); эстетического отношения к живым объектам;
 формирование личностных представлений о ценности природы, осознание
значимости и общности глобальных проблем человечества
 развитие сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе
личностного выбора; формирование нравственных чувств и нравственного
поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным по ступкам;
 формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно
полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
 формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни;
усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в
чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил
поведения на транспорте и на дорогах; формирование экологической культуры на
основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости
ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
 осознание значения семьи в жизни человека и общества; принятие ценности
семейной жизни; уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
Метапредметные результаты
1)Познавательные УУД
 умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и
формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности,
развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
 овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая
умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать
определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты,
делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать,
защищать свои идеи;



умение работать с разными источниками биологической информации: находить
биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника научнопопулярной литературе, биологических словарях и справочниках) , анализировать
и оценивать информацию;
 умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения
учебных и познавательных задач;
 умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять
контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять
способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать
свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
 владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
 способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и
поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
 умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы
для решения учебных и познавательных задач;
 умение осознанно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации
своей позиции: сравнивать разные точки зрения, аргументировать и отстаивать
свою точку зрения;
2) Регулятивные УУД
 умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с
учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе: находить общее
решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта
интересов, формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
 формирование и развитие компетентности в области использования,
информационно-коммуникационных технологий.
3)Коммуникативные УУД
 формирование и развитие навыков и умений слушать и вступать в диалог,
участвовать в коллективном обсуждении проблем; строить продуктивное
взаимодействие со сверстниками и взрослыми.
Предметные результаты
 усвоение системы научных знаний о живой природе и закономерностях её
развития, для формирования современных представлений о естественнонаучной
картине мира;
 формирование
первоначальных
систематизированных
представлений
о
биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных
биологических теориях, об организации жизни, о взаимосвязи живого и неживого
в биосфере, о наследственности и изменчивости; овладение понятийным аппаратом
биологии;
 приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения
несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов и
человека, проведения экологического мониторинга в окружающей среде;
 формирование основ экологической грамотности: способности оценивать
последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье
человека; умение выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и
поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
осознание необходимости действий по сохранению биоразнообразия и природных
местообитаний, видов растений и животных;



объяснение роли биологии в практической деятельности людей, места и роли
человека в природе, родства общности происхождения и эволюции растений и
животных;
 овладение методами биологической науки; наблюдение и описание биологических
объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их
результатов;
 формирование представлений о значении биологических наук в решении
локальных и глобальных экологических проблем, необходимости рационального
природопользования, защиты здоровья людей в условиях быстрого изменения
экологического качества окружающей среды;
 освоение приёмов оказания первой помощи, рациональной организации труда и
отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных,
ухода за ними.
Содержание курса биологии структурировано в виде трех разделов: «Живые
организмы»(5-7 классы), «Человек и его здоровье»(8 класс), «Общие биологические
закономерности»(9 класс). В результате изучения биологии на базовом уровне в 5-7
классах
учащийся научится:
 выделять существенные признаки биологических объектов (клеток и организмов
растений, животных, грибов, бактерий) и процессов, характерных для живых
организмов;
 аргументировать, приводить доказательства родства различных таксонов растений,
животных, грибов и бактерий;
 аргументировать, приводить доказательства различий растений, животных, грибов
и бактерий;
 осуществлять классификацию биологических объектов (растений, животных,
бактерий, грибов) на основе определения их принадлежности к определенной
систематической группе;
 раскрывать роль биологии в практической деятельности людей; роль различных
организмов в жизни человека;
 объяснять общность происхождения и эволюции систематических групп растений
и животных на примерах сопоставления биологических объектов;
 выявлять примеры и раскрывать сущность приспособленности организмов к среде
обитания;
 различать по внешнему виду, схемам и описаниям реальные биологические
объекты или их изображения, выявлять отличительные признаки биологических
объектов;
 сравнивать биологические объекты (растения, животные, бактерии, грибы),
процессы жизнедеятельности; делать выводы и умозаключения на основе
сравнения;
 устанавливать взаимосвязи между особенностями строения и функциями клеток и
тканей, органов и систем органов;
 использовать методы биологической науки: наблюдать и описывать
биологические объекты и процессы; ставить биологические эксперименты и
объяснять их результаты;
 знать и аргументировать основные правила поведения в природе;
 анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе;
 описывать и использовать приемы выращивания и размножения культурных
растений и домашних животных, ухода за ними;
 знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии.

В результате изучения биологии на базовом уровне в 8 классе
учащийся научится:
 выделять существенные признаки биологических объектов (животных клеток и
тканей, органов и систем органов человека) и процессов жизнедеятельности,
характерных для организма человека;
 аргументировать, приводить доказательства взаимосвязи человека и окружающей
среды, родства человека с животными;
 аргументировать, приводить доказательства отличий человека от животных;
 аргументировать, приводить доказательства необходимости соблюдения мер
профилактики заболеваний, травматизма, стрессов, вредных привычек, нарушения
осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
 объяснять эволюцию вида Человек разумный на примерах сопоставления
биологических объектов и других материальных артефактов;
 выявлять примеры и пояснять проявление наследственных заболеваний у человека,
сущность процессов наследственности и изменчивости, присущей человеку;
 различать по внешнему виду, схемам и описаниям реальные биологические
объекты (клетки, ткани, органы, системы органов) или их изображения, выявлять
отличительные признаки биологических объектов;
 сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы, системы органов),
процессы жизнедеятельности (питание, дыхание, обмен веществ, выделение и др.);
делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
 устанавливать взаимосвязи между особенностями строения и функциями клеток и
тканей, органов и систем органов;
 использовать методы биологической науки: наблюдать и описывать биологические
объекты и процессы; проводить исследования с организмом человека и объяснять
их результаты;
 знать и аргументировать основные принципы здорового образа жизни,
рациональной организации труда и отдыха;
 анализировать и оценивать влияние факторов риска на здоровье человека;
 описывать и использовать приемы оказания первой помощи;
 знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии.
В результате изучения биологии на базовом уровне в 9 классе
выпускник научится:
 выделять существенные признаки биологических объектов (вида, экосистемы,
биосферы) и процессов, характерных для сообществ живых организмов;
 аргументировать, приводить доказательства необходимости защиты окружающей
среды;
 аргументировать, приводить доказательства зависимости здоровья человека от
состояния окружающей среды;
 осуществлять классификацию биологических объектов на основе определения их
принадлежности к определенной систематической группе;
 раскрывать роль биологии в практической деятельности людей; роль
биологических объектов в природе и в жизни человека; значение биологического
разнообразия для сохранения биосферы;
 объяснять общность происхождения и эволюции организмов на основе
сопоставления особенностей их строения и функционирования;
 объяснять механизмы наследственности и изменчивости, возникновения
приспособленности, процесс видообразования;
 различать по внешнему виду, схемам и описаниям реальные биологические
объекты или их изображения, выявляя отличительные признаки биологических
объектов;









сравнивать биологические объекты, процессы; делать выводы и умозаключения на
основе сравнения;
устанавливать взаимосвязи между особенностями строения и функциями органов и
систем органов;
использовать методы биологической науки: наблюдать и описывать биологические
объекты и процессы; ставить биологические эксперименты и объяснять их
результаты;
знать и аргументировать основные правила поведения в природе; анализировать и
оценивать последствия деятельности человека в природе;
описывать и использовать приемы выращивания и размножения культурных
растений и домашних животных, ухода за ними в агроценозах;
находить в учебной, научнопопулярной литературе, интернетресурсах
информацию о живой природе, оформлять ее в виде письменных сообщений,
докладов, рефератов;
знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
5 класс
1. Введение в биологию
Понятие о жизни. Сходство и различие живого и неживого. Свойства живых тел природы.
Роль живого в природе. Живая и неживая природа — единое целое. Биология — система
наук о живой природе. Объекты, процессы и явления живой природы. Основные разделы
и задачи биологии. Язык биологии: термины, понятия, символы. Источники
биологических знаний: наблюдение, опыт и теория. Источники биологической
информации: энциклопедии, словари, справочники, определители, карты, фото- и
видеоизображения, компьютерные базы данных, Интернет и др. Кабинет биологии.
Лабораторное оборудование кабинета биологии. Правила поведения и работы в кабинете
биологии. Биология и другие естественные науки. Биология и ненаучное познание
(религиозное, мифологическое, художественное). Значение биологических знаний для
современного человека. Научный метод изучения живой природы. Наблюдение в
биологии. Живые и фиксированные объекты. Биологический рисунок.
Лабораторные и практические работы:
1. . «Измерение объектов».

2.Строение и многообразие живых организмов
Использование увеличительных приборов для наблюдения. Лупа. Световой и цифровой
микроскопы. Описание в биологии. Научное и художественное описание живых объектов.
Использование таблиц, диаграмм для описания объектов, процессов и явлений живой
природы. Классификация объектов, процессов и явлений живой природы как прием
научного познания. Принцип родства и его использование в биологических
исследованиях. Измерение в биологии. Выбор единиц измерения. Длина, площадь, объем,
масса, время. Измерение размеров биологических объектов. Эксперимент в биологии.
Природный и лабораторный эксперименты. Этапы биологического эксперимента.
Объяснение результатов эксперимента. Понятие об организме. Основные части
организма: клетки, ткани, органы, системы органов. Взаимосвязь частей организма.
Организм — единое целое. Разнообразие организмов. Особенности строения организмов

растений, животных, грибов и человека. Бактерии. Понятие о клетке как наименьшей
единице живой природы. Доядерные и ядерные организмы. Процессы жизнедеятельности
организмов: питание, дыхание, транспорт веществ, выделение, раздражимость, регуляция,
размножение, рост, развитие. Классификация организмов. Основные царства живой
природы.
Лабораторные и практические работы:
Устройство увеличительных приборов.
«Рассматривание готовых микропрепаратов клеток растений ,животных и грибов»

3. Организм и среда обитания.
Понятие о среде обитания. Водная, наземно-воздушная, почвенная, внутриорганизменная
среды обитания и их характеристика. Условия жизни организмов: свет, тепло, воздух,
вода, минеральный состав почвы, пища. Значение условий жизни для организмов.
Приспособленность организмов к среде обитания. Сезонные изменения в жизни
организмов. Понятие о природном сообществе. Состав и структура сообщества.
Взаимосвязи организмов в природном сообществе. Приспособление организмов к
совместному существованию в природном сообществе. Разнообразие сообществ:
природные и искусственные. Сообщества, созданные и поддерживаемые человеком.
Значение природных и искусственных сообществ. Природные зоны Земли. Флора и фауна
природных зон. Ландшафты природные и культурные. Человек — часть природы.
Хозяйственная деятельность человека в природе: растениеводство, животноводство,
охота, рыболовство, лесозаготовки, градостроение и др. Охрана живой природы. Особо
охраняемые природные территории. Роль учащихся в охране природы своей страны и
края. Жизнь и ее многообразие — общечеловеческая ценность. Планета Земля — наш
дом.
Лабораторные и практические работы:
Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе

6 класс.
Тема 1. Растение – живой организм. (8 часов)
Правила работы в кабинете биологии, правила работы с биологическими приборами и
инструментами. Растения. Общая характеристика растительного царства. Многообразие
растений, одноклеточные и многоклеточные растения, низшие и высшие растения. Места
обитания растений. Строение клетки растений. Химический состав клетки, макро- и
микроэлементы. Жизнедеятельность клетки, ее деление и рост. Типы тканей растений и их
функции. Органы растений.
Демонстрация:
Микропрепараты различных растительных тканей.
Движение цитоплазмы в клетках листа элодеи.
Лабораторные и практические работы:
Приготовление препарата кожицы чешуи лука, рассматривание его под микроскопом.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
— о многообразии живой природы;
— основные методы исследования в биологии: наблюдение, эксперимент, измерение;
— признаки живого: клеточное строение, питание, дыхание, обмен веществ,
раздражимость, рост, развитие, размножение;
— правила работы с микроскопом;
— правила техники безопасности при проведении наблюдений и лабораторных опытов в
кабинете биологии.

Учащиеся должны уметь:
— определять понятия «биология», «ботаника», «клетка», «орган», «ткань»;
— пользоваться простыми биологическими приборами, инструментами и оборудованием;
— характеризовать низшие и высшие растения;
— определять органоиды клетки;
— соблюдать правила техники безопасности при проведении наблюдений и лабораторных
опытов.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
— составлять план текста;
— владеть таким видом изложения текста, как повествование;
— под руководством учителя проводить непосредственное наблюдение;
— под руководством учителя оформлять отчет, включающий описание наблюдения, его
результаты, выводы;
— получать биологическую информацию из различных источников;
— определять отношения объекта с другими объектами;
— определять существенные признаки объекта.
Тема 2. Строение покрытосеменных растений. (15 часов)
Строение семян однодольных и двудольных растений. Виды корней и типы корневых
систем. Зоны (участки) корня. Видоизменения корней. Побег. Почки и их строение. Рост и
развитие побега. Внешнее строение листа. Клеточное строение листа. Видоизменения
листьев. Строение стебля. Многообразие стеблей. Видоизменения побегов. Цветок и его
строение. Соцветия. Плоды и их классификация. Распространение плодов и семян.
Демонстрация
Внешнее и внутреннее строения корня. Строение почек (вегетативной и генеративной) и
расположение их на стебле. Строение листа. Макро- и микростроение стебля. Различные
виды соцветий. Сухие и сочные плоды.
Лабораторные и практические работы
Строение семян двудольных и однодольных растений. Виды корней. Стержневая и
мочковатая корневые системы.
Корневой чехлик и корневые волоски. Строение почек. Расположение почек на стебле.
Внутреннее строение ветки дерева.
Видоизменённые побеги (корневище, клубень, луковица). Строение цветка. Различные
виды соцветий. Многообразие сухих и сочных плодов.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
• внешнее и внутреннее строение органов цветковых растений;
• видоизменения органов цветковых растений и их роль в жизни растений.
Учащиеся должны уметь:
• различать и описывать органы цветковых растений;
• объяснять связь особенностей строения органов растений со средой обитания;
• изучать органы растений в ходе лабораторных работ.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
• анализировать и сравнивать изучаемые объекты;
• осуществлять описание изучаемого объекта;
• определять отношения объекта с другими объектами;
• определять существенные признаки объекта;
• классифицировать объекты;
• проводить лабораторную работу в соответствии с инструкцией.
Тема 3. Жизнь покрытосеменных растений. (11 часов)

Основные процессы жизнедеятельности (питание, дыхание, обмен веществ, рост,
развитие, размножение). Минеральное и воздушное питание растений. Фотосинтез. Дыхание растений. Испарение воды. Листопад. Передвижение воды и питательных веществ в
растении. Прорастание семян. Способы размножения растений. Размножение споровых
растений. Размножение голосеменных растений. Половое и бесполое (вегетативное)
размножение покрытосеменных растений.
Демонстрация
Опыты, доказывающие значение воды, воздуха и тепла для прорастания семян; питание
проростков запасными веществами семени; получение вытяжки хлорофилла; поглощение
растениями углекислого газа и выделение кислорода на свету; образование крахмала;
дыхание растений; испарение воды листьями; передвижение органических веществ по
лубу.
Экскурсии
Зимние явления в жизни растений.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
• основные процессы жизнедеятельности растений;
• особенности минерального и воздушного питания растений;
• виды размножения растений и их значение.
Учащиеся должны уметь:
• характеризовать основные процессы жизнедеятельности растений;
• объяснять значение основных процессов жизнедеятельности растений;
• устанавливать взаимосвязь между процессами дыхания и фотосинтеза;
• показывать значение процессов фотосинтеза в жизни растений и в природе;
• объяснять роль различных видов размножения у растений;
• определять всхожесть семян растений.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
• анализировать результаты наблюдений и делать выводы;
• под руководством учителя оформлять отчет, включающий описание эксперимента, его
результатов, выводов.
7 класс.
1. Общие сведения о мире животных.
Зоология – наука о животных. Животные и окружающая среда. Взаимосвязи животных в
природе. Классификация животных и основные систематические группы. Влияние
человека на животных. Краткая история развития зоологии.
2. Строение тела животных.
Клетка. Ткани. Органы и системы.
3. Подцарство Простейшие, или Одноклеточные животные.
Обща характеристика подцарства Простейшие. Тип Саркожгутиконосцы. Тип Инфузории.
Многообразие простейших и их значение в природе. Шиханы-памятники природы, как
результат деятельности морских простейших. Паразитические простейшие.
Лабораторные работы
№ 1 «Строение и передвижение инфузории-туфельки»
4. Подцарство Многоклеточные животные. Тип Кишечнополостные.
Общая характеристика многоклеточных животных. Тип Кишечнополостные.
Разнообразие кишечнополостных.
5. Типы: Плоские черви, Круглые черви и Кольчатые черви.
Тип Плоские черви. Класс Ресничные черви. Разнообразие плоских червей: сосальщики и
цепни. Тип Круглые черви. Тип Кольчатые черви. Класс Многощетинковые. Класс
Малощетинковые.

Лабораторные работы
№2. «Внешнее строение дождевого червя»
6. Тип Моллюски.
Общая характеристика типа Моллюски. Класс Брюхоногие Моллюски. Класс
Двустворчатые Моллюски. Класс Головоногие Моллюски.
Лабораторные работы
№3 «Внешнее строение раковин моллюсков»
7. Тип Членистоногие.
Общая характеристика членистоногих. Класс Ракообразные. Класс Паукообразные.
Класс Насекомые. Типы развития насекомых. Общественные насекомые. Полезные
насекомые. Охрана насекомых. Насекомые – вредители культурных растений и
переносчики заболеваний человека. Многообразие насекомых региона. Красная книга
Башкортостана. Редкие и исчезающие виды насекомых РБ. Башкирская пчела
«Бурзяночка». Бортничество. Развитие пчеловодства в РБ.
Лабораторные работы
№ 4 «Внешнее строение насекомого»
8. Тип Хордовые. Подтип Бесчерепные. Подтип черепные. Надкласс Рыбы.
Общие признаки хордовых животных. Подтип Бесчерепные – примитивные формы.
Подтип Черепные. Надкласс Рыбы, общая характеристика, внешнее и внутреннее
строение(на примере костистой). Особенности размножения рыб. Основные
систематические группы рыб. Промысловые рыбы. Их использование и охрана. Виды рыб
местного водоема. Редкие виды рыб водоемов РБ.
Лабораторные работы
№ 5 «Внешнее строение и особенности передвижения рыбы»
9. Класс Земноводные, или Амфибии.
Места обитания и строение тела Земноводных. Общая характеристика. Строение и
деятельность внутренних органов. Годовой цикл жизни и происхождение земноводных.
Многообразие и значение земноводных. Виды редких земноводных РБ.
10. Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии.
Общая характеристика. Внешнее строение и скелет пресмыкающихся. Внутреннее
строение и жизнедеятельность пресмыкающихся. Многообразие пресмыкающихся.
Значение пресмыкающихся, их происхождение. Древние пресмыкающиеся. Виды редких
рептилий РБ.
11. Класс Птицы.
Среда обитания и внешнее строение птиц. Опорно-двигательная система птиц.
Внутреннее строение птицы. Размножение и развитие птиц. Годовой жизненный цикл и
сезонные явления в жизни птиц. Многообразие птиц. Значение и охрана птиц.
Происхождение птиц. Многообразие птиц региона. Редкие и исчезающие виды птиц РБ.
Птицеводство в регионе.
Лабораторные работы
№ 6 «Внешнее строение птицы. Строение перьев»
№ 7 «Строение скелета птицы»
12. Класс Млекопитающие, или Звери.
Общая характеристика. Внешнее строение. Внутренне строение млекопитающих.
Размножение и развитие млекопитающих. Годовой жизненный цикл. Происхождение и
многообразие млекопитающих. Высшие звери: Насекомоядные и Рукокрылые, Грызуны и
Зайцеобразные, Хищные. Ластоногие и Китообразные, Парнокопытные и
Непарнокопытные, Хоботные. Отряд Приматы. Экологические группы млекопитающих.
Значение млекопитающих для человека. Многообразие зверей региона. Редкие и
исчезающие виды млекопитающих РБ. Звероводство в регионе.
Лабораторные работы
№ 8 « Строение скелета млекопитающих».

13. Развитие животного мира на Земле.
Доказательства эволюции животного мира. Учение Ч. Дарвина. Развитие животного мира
на Земле. Современный мир живых организмов. Биосфера.
Экскурсия «Жизнь природного сообщества»
8 класс.
Введение. Биологическая и социальная природа человека, науки об организме человека.
1. Организм человека. Общий обзор. Науки об организме человека.
Место человека в живой природе; клеточное строение, процессы жизнедеятельности, рост
и развитие, возбудимость; роль ферментов; ткани, органы, системы органов, организм;
регуляция. Историческое прошлое людей по останкам (Шульган-Таш).
Лабораторные работы.
№1. Действие фермента каталазы на пероксид водорода
№2 Клетки и ткани под микроскопом.
2.Опорно-двигательная система.
Скелет: строение, состав и соединение; первая помощь при растяжении связок, вывихах
суставов и переломах костей; мышцы человека, работа мышц; нарушение осанки и
плоскостопие. Развитие опорно-двигательной системы.
Лабораторные работы.
№3 Строение костной ткани.
№4 Состав костей.
3. Кровь. Кровообращение.
Внутренняя среда, значение крови и ее состав, иммунитет, переливание крови; строение и
работа сердца; круги кровообращения; движение крови, лимфы; прививки, сыворотки;
аллергические реакции; регуляция, предупреждение заболеваний сердца и сосудов;
кровяное давление и пульс; первая помощь при кровотечениях.
Лабораторные работы.
№5. Сравнение крови человека с кровью лягушки.
4.Дыхательная система.
Значение, органы дыхания, строение легких, газообмен, дыхательные движения,
регуляция дыхания, гигиена и первая помощь при поражении органов дыхания.
Лабораторные работы.
№6 Состав вдыхаемого и выдыхаемого воздуха.
№7 Дыхательные системы.
5. Пищеварительная система.
Значение и состав пищи; органы пищеварения, зубы, регуляция, всасывание, гигиена
питания, профилактика заболеваний органов пищеварения. Традиционные национальные
продукты башкир, рацион питания.
Лабораторные работы.
№8 Действие ферментов слюны на крахмал.
№9. Действие ферментов желудочного сока на белки.
6. Обмен веществ и энергии.
Обменные процессы, нормы питания, витамины. Рациональное питание. Нормы и режим
питания.
7. Мочевыделительная система.
Строение и работа почек, предупреждение заболеваний почек, питьевой режим.
8. Кожа.
Значение, строение, роль кожи в теплорегуляции, оказание первой помощи при тепловом
и солнечном ударах. Уход за кожей, волосами, ногтями. Закаливание.
9. Эндокринная система.
Железы. Роль гормонов в обмене веществ
10. Нервная система.

Значение и строение нервной системы, строение и функции головного и спинного мозга,
значение.
11. Органы чувств и анализаторы.
Значение, органы осязания, обоняния, вкуса, зрения, слуха, анализаторы, гигиена.
12. Поведение и психика.
Закономерности работы головного мозга. Врожденные и приобретенные формы
поведения. Биологические ритмы. Сон, его значение. Воля и эмоции, внимание. Режим
дня.
13. Индивидуальное развитие организма.
Половая система; наследственные и врожденные заболевания; внутриутробное и развитие
после рождения; факторы, влияющие на здоровье; вред наркогенных веществ; личность и
ее особенности, культура отношений. Роль обучения и воспитания в развитии поведения и
психики. Традиции и культура РБ.
9 класс
1. Общие закономерности жизни.
Биология — наука о живом мире.
Разнообразие и общие свойства живых организмов. Признаки живого: клеточное
строение, обмен веществ и превращение энергии, раздражимость, гомеостаз, рост,
развитие, воспроизведение, движение, адаптация.
Многообразие форм жизни, их роль в природе. Уровни организации живой природы.
2.Закономерности жизни на клеточном уровне.
Краткий экскурс в историю изучения клетки. Цитология — наука, изучающая клетку.
Клетка как основная структурная и функциональная единица организмов. Клетка как
биосистема.
Разнообразие клеток живой природы. Эукариоты и прокариоты. Особенности строения
клеток животных и растений. Вирусы — неклеточная форма жизни.
Химический состав клетки: неорганические и органические вещества в ней. Их
разнообразие и свойства. Вода и ее роль в клетках. Углеводы, жиры и липиды. Белки,
аминокислоты. Структура и функции белков в клетке. Ферменты и их роль. Нуклеиновые
кислоты, их структура и функции. Механизм самоудвоения ДНК.
Строение клетки. Строение и функции ядра. Строение хромосом. Цитоплазма и основные
органоиды, их функции в клетке.
Обмен веществ и превращение энергии — основа жизнедеятельности клетки. Участие
ферментов.
Биосинтез белка в клетке. Биосинтез углеводов в клетке (фотосинтез). Роль пигмента
хлорофилла. Космическая роль зеленых растений.
Обеспечение клетки энергией в процессе дыхания. Воздействие внешней среды на
процессы в клетке.
Л/р №1. Многообразие клеток эукариот; сравнение растительной и животной клеток.
Размножение и индивидуальное развитие организмов.
Типы размножения организмов: половое и бесполое. Вегетативное размножение.
Деление клетки эукариот. Подготовка клетки к делению (интерфаза). Митоз и его фазы.
Деление клетки прокариот. Клеточный цикл.
Особенности половых клеток. Сущность мейоза. Оплодотворение. Сущность зиготы.
Биологическая роль полового и бесполого способов размножения.
Онтогенез и его этапы. Эмбриональное и постэмбриональное развитие организмов.
Влияние факторов среды на онтогенез. Вредное действие алкоголя, курения и наркотиков
на онтогенез человека.
Л/р №2. Рассмотрение микропрепаратов делящихся клеток.
3 Закономерности жизни на организменном уровне.
Краткий экскурс в историю генетики. Основные понятия генетики: наследственность, ген,
генотип, фенотип, изменчивость. Закономерности изменчивости организмов.

Закономерности наследования признаков. Генетические эксперименты Г. Менделя. Закон
единообразия гибридов первого поколения. Закон расщепления. Доминантные и
рецессивные признаки. Гомозиготы и гетерозиготы.
Хромосомная теория наследственности. Взаимодействие генов и их множественное
действие. Определение пола. Наследование признаков, сцепленных с полом.
Наследственные болезни человека. Значение генетики в медицине и здравоохранении.
Закономерности изменчивости. Виды изменчивости: наследственная и ненаследственная.
Генотипическая (комбинативная и мутационная) изменчивость. Модификационная
изменчивость. Онтогенетическая изменчивость. Причины изменчивости. Опасность
загрязнения природной среды мутагенами. Использование мутаций для выведения новых
форм растений.
Понятие о генофонде. Понятие о генетическом биоразнообразии в природе и хозяйстве.
Основы селекции растений, животных и микроорганизмов
Генетические основы селекции организмов. Задачи и методы селекции. Учение Н.И.
Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений.
Достижения селекции растений. Особенности методов селекции животных. Достижения
селекции животных.
Основные направления селекции микроорганизмов. Клеточная инженерия и ее роль в
микробиологической промышленности. Понятие о биотехнологии.
Л/р №3 «Выявление генотипических и фенотипических проявлений у растений».
Л/р №4 «Изучение изменчивости у организмов»
4. Закономерности происхождения и развития жизни на Земле.
Представления о возникновении жизни на Земле в истории естествознания. Гипотеза
возникновения жизни А.И. Опарина и ее развитие в дальнейших исследованиях.
Современные гипотезы возникновения жизни на Земле.
Появление первичных живых организмов. Зарождение обмена веществ. Возникновение
матричной основы передачи наследственности. Предполагаемая гетеротрофность
первичных организмов. Раннее возникновение фотосинтеза и биологического круговорота
веществ. Автотрофы, гетеротрофы. Эволюция от анаэробного к аэробному способу
дыхания, от прокариот — к эукариотам. Влияние живых организмов на состав атмосферы,
осадочных пород; участие в формировании первичных почв. Возникновение биосферы.
Этапы развития жизни на Земле. Основные приспособительные черты наземных растений.
Эволюция наземных растений. Освоение суши животными. Основные черты
приспособленности животных к наземному образу жизни.
Появление человека. Влияние человеческой деятельности на природу Земли.
Экскурсия. История живой природы местного региона (посещение местного музея
краеведения с палеонтологическими коллекциями).Учение об эволюции
Идея развития органического мира в биологии. Основные положения теории Ч. Дарвина
об эволюции органического мира. Искусственный отбор и его роль в создании новых
форм. Изменчивость организмов в природных условиях. Движущие силы эволюции:
наследственность, изменчивость, борьба за существование, естественный и
искусственный отбор. Приспособленность как результат естественного отбора.
Относительный характер приспособленности. Многообразие видов — результат
эволюции.
Современные представления об эволюции органического мира, основанные на
популяционном принципе. Вид, его критерии. Популяционная структура вида. Популяция
как форма существования вида и единица эволюции. Элементарный материал и факторы
эволюции.
Процессы образования новых видов в природе — видообразование. Понятие о
микроэволюции и макроэволюции. Биологический прогресс и биологический регресс.
Основные направления эволюции: ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация. Основные
закономерности эволюции.

Влияние деятельности человека на микроэволюционные процессы в популяциях.
Проблема вымирания и сохранения редких видов. Ценность биологического разнообразия
в устойчивом развитии природы. Происхождение человека (антропогенез)
Место человека в системе органического мира. Человек как вид, его сходство с
животными и отличие от них.
Доказательства эволюционного происхождения человека от животных. Морфологические
и физиологические отличительные особенности человека. Речь как средство общения у
человека. Биосоциальная сущность человека. Взаимосвязь социальных и природных
факторов в эволюции человека. Социальная и природная среда, адаптация к ней человека.
Человеческие расы, их родство и происхождение. Человек как единый биологический вид.
Движущие силы и этапы эволюции человека: древнейшие, древние и современные люди,
становление Человека разумного. Человек как житель биосферы и его влияние на природу
Земли.
Л/р №5 «Приспособленность организмов к среде обитания»;
5. Закономерности взаимоотношений организма и среды.
Экология — наука о взаимосвязях организмов с окружающей средой. Среда — источник
веществ, энергии и информации. Среды жизни на Земле: водная, наземно-воздушная,
почвенная, организмы как среда обитания.
Экологические факторы среды: абиотические, биотические и антропогенные. Основные
закономерности действия факторов среды на организмы.
Приспособленность организмов к действию отдельных факторов среды (на примере
температуры или влажности): экологические группы и жизненные формы организмов;
суточные и сезонные ритмы жизнедеятельности организмов. Биотические связи в
природе. Экологическое биоразнообразие на Земле и его значение.
Основные понятия экологии популяций. Основные характеристики популяции:
рождаемость, выживаемость, численность; плотность, возрастная и половая структура;
функционирование в природе.
Динамика численности популяций в природных сообществах. Биотические связи в
регуляции численности.
Понятие о биоценозе, биогеоценозе и экосистеме. Биогеоценоз как биосистема и как
экосистема, его компоненты: биогенные элементы, продуценты, консументы, редуценты.
Круговорот веществ и поток энергии как основа устойчивости. Роль разнообразия видов в
устойчивости биогеоценоза.
Развитие и смена биогеоценозов. Устойчивые и неустойчивые биогеоценозы. Понятие о
сукцессии как процессе развития сообществ от неустойчивых к устойчивым (на примере
восстановления леса на месте гари или пашни). Разнообразие наземных и водных
экосистем. Естественные и искусственные биогеоценозы. Изменения в экосистемах под
влиянием деятельности человека.
Биосфера как глобальная экосистема. Учение В.И. Вернадского о роли живого вещества в
преобразовании верхних слоев Земли. Биологический круговорот веществ и поток энергии
в биосфере. Роль биологического разнообразия в устойчивом развитии биосферы.
Экология как научная основа рационального использования природы и выхода из
глобальных экологических кризисов. Роль биологического и экологического образования,
роль экологической культуры человека в решении проблемы устойчивого развития
природы и общества.
Л/р №6«Оценка качества окружающей среды».
10. Заключение
Биологическое разнообразие и его значение в жизни нашей планеты. Сохранение
биоразнообразия. Значение биологических и экологических знаний для практической
деятельности.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
5 класс.

№
п/п
1.
2.
3.
4.

название тем

количество часов
всего
из них л/р

Введение в биологию
Строение и многообразие живых
организмов
Организм и среда
Итого

7
14

2
2

13
6
35

4

6 класс.
№
п/п
1.
2.
3.

название тем

Итого

количество часов
всего
из них л/р
8
1
15
3
11
0
35
4

Итого

количество часов
всего
из них л/р
5
2
4
1
2
5
1
4
1
7
1
6
1
4
4
9
2
10
1
6
2
70
8

Растение - живой организм.
Строение покрытосеменных растений
Жизнь покрытосеменных растений
7 класс.

№
п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10
11.
12.
13.
14

название тем
Общие сведения о мире животных
Строение тела животных
Подцарство Простейшие
Подцарство Многоклеточные.Тип Кишечнополостные
Тип Плоские черви. Круглые черви. Кольчатые черви
Тип Моллюски
Тип Членистоногие
Тип Хордовые: Бесчерепные,Надкласс Рыбы
Класс Земноводные, или Амфибии
Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии
Класс Птицы
Класс Млекопитающие, или Звери.
Развитие животного мира на Земле
Резерв.

8 класс
№
п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.

название тем
Организм человека. Общий обзор
Опорно-двигательная система.
Кровь. Кровообращение
Дыхательная система.
Пищеварительная система
Обмен веществ и энергии.
Мочевыделительная система.
Кожа.
Эндокринная система.
Нервная система
Органы чувств и анализаторы.

количество часов
всего
из них л/р
5
2
9
2
7
1
6
2
5
2
4
2
3
2
6
6

12.
13.
14

Поведение и психика.
Индивидуальное развитие организмов.
Резерв.
Итого

9
3
3
70

9

9 класс.
№
п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.

название тем
Общие закономерности жизни.
Закономерности жизни на клеточном уровне
Закономерности жизни на организменном уровне
Закономерности происхождения и развития жизни на Земле.
Закономерности взаимоотношений организмов и среды.
Резерв.
Итого

количество часов
всего
из них л/р
5
10
2
17
2
20
1
15
1
3
70
6


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».