Рабочая программа по Химии 10-11 классы

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа соответствует положениям Федерального государственного
образовательного стандарта среднего общего образования, в том числе требованиям к
результатам освоения средней образовательной программы, фундаментальному ядру
содержания общего образования. Рабочая программа по химии (базового уровня) для 1011 х классов составлена на основе программы М.Н. Афанасьевой, составлена для
учебника «Химии» - 10-11 класс, авторов: Г.Е. Рудзитиса и Ф.Г. Фельдмана.
Содержание программы направлено на освоение учащимися знаний, умений и
навыков на базовом уровне, что соответствует Образовательной программе школы. Она
включает все темы, предусмотренные федеральным компонентом государственного
образовательного стандарта среднего общего образования по химии и авторской
программой учебного курса.
Изучение химии на уровне среднего общего образования направлено на
достижение следующих целей:
 освоение знаний о химической составляющей естественно - научной картины мира,
важнейших химических понятиях, законах и теориях;
 овладение умениями применять полученные знания для объяснения разнообразных
химических явлений и свойств веществ, оценки роли химии в развитии
современных технологий и получении новых материалов;
 развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе
самостоятельного приобретения химических знаний с использованием различных
источников информации, в том числе компьютерных;
 воспитание убеждённости в позитивной роли химии в жизни современного
общества, необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью и
окружающей среде;
 применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ
и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических
задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью
человека и окружающей среде.
Изучение химии на уровне среднего общего образования направлено на решение
следующих задач:
 завершение общеобразовательной подготовки в соответствии с Законом «Об
образовании в РФ»;
 реализация
предпрофессионального общего образования, позволяющего
обеспечить преемственность общего и профессионального образования.
Важнейшей задачей обучения на этапе получения среднего общего образования является
подготовка обучающихся к осознанному выбору дальнейшего жизненного пути.
Обучающиеся должны самостоятельно использовать приобретённый в школе опыт
деятельности в реальной жизни, за рамками учебного процесса.
Место курса химии в учебном плане
Программа разработана в соответствии с базисным учебным планом для ступени
среднего общего образования. Химия в средней школе изучается в 10 -11 классах. Общее
число учебных часов за 2 года обучения — 140 часов, из них по 70 ч (2 ч в неделю) в 10 и 11
классах. 1 час добавлен за счет части, формируемой участниками образовательных
отношений.
Программа реализована в учебниках химии, выпущенных Издательским центром
« Просвещение»: Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г. Химия. Базовый уровень. 10 класс. - М.:
Просвещение, 2020; Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г. Химия. Базовый уровень. 11 класс. М.: Просвещение, 2020.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА
2

Личностные
 в ценностно-ориентационной сфере – воспитание чувства гордостиза российскую
химическую науку, гуманизма, целеустремленности;
 в трудовой сфере – готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной
траектории;
 в познавательной сфере – умение управлять своей познавательной деятельностью.
Метапредметные
 использование умений и навыков различных видов познавательной деятельности,
применение основных методов познания (системно-информационный анализ,
моделирование) для изучения различных сторон окружающей действительности;
 использование основных интеллектуальных операций: формулирование гипотез,
анализ и синтез, сравнение, обобщение, систематизация, выявление причинноследственных связей, поиск аналогов;
 умение генерировать идеи и определять средства, необходимые для их реализации;
 умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства реализации
цели и применять их на практике;
 использование различных источников информации, понимание зависимости
содержания и формы представления информации от целей коммуникации и
адресата.
В области познавательных результатов образовательное учреждение общего образования
предоставляет ученику возможность на ступени среднего (полного) общего образования
научиться:
 давать определения научным понятиям;
 описывать демонстрационные и самостоятельно проводимые эксперименты,
используя для этого естественный (русский) язык и язык химии;
 описывать и различать изученные классы неорганических и органических
соединений, химические реакции;
 классифицировать изученные объекты и явления;
 наблюдать демонстрируемые и самостоятельно проводимые опыты, химические
реакции, протекающие в природе и в быту;
 делать выводы и умозаключения из наблюдений, изученных химических
закономерностей, прогнозировать свойства неизученных веществ по аналогии со
свойствами изученных;
 структурировать изученный материал;
 интерпретировать химическую информацию, полученную из других источников;
 описывать строение атомов элементов I-IV периодов с использованием
электронных конфигураций атомов;
 моделировать строение простейших молекул неорганических и органических
веществ, кристаллов;
Предметные
 раскрывать на примерах роль химии в формировании современной научной
картины мира и в практической деятельности человека;
 демонстрировать на примерах взаимосвязь между химией и другими
естественными науками;
 раскрывать на примерах положения теории химического строения А.М. Бутлерова;
 понимать физический смысл Периодического закона Д.И. Менделеева и на его
основе объяснять зависимость свойств химических элементов и образованных ими
веществ от электронного строения атомов;

3

 объяснять причины многообразия веществ на основе общих представлений об их
составе и строении;
 применять правила систематической международной номенклатуры как средства
различения и идентификации веществ по их составу и строению;
 составлять молекулярные и структурные формулы органических веществ как
носителей информации о строении вещества, его свойствах и принадлежности к
определенному классу соединений;
 характеризовать органические вещества по составу, строению и свойствам,
устанавливать причинно-следственные связи между данными характеристиками
вещества;
 приводить примеры химических реакций, раскрывающих характерные свойства
типичных представителей классов органических веществ с целью их
идентификации и объяснения области применения;
 прогнозировать возможность протекания химических реакций на основе знаний о
типах химической связи в молекулах реагентов и их реакционной способности;
 использовать знания о составе, строении и химических свойствах веществ для
безопасного применения в практической деятельности;
 приводить примеры практического использования продуктов переработки нефти и
природного газа, высокомолекулярных соединений (полиэтилена, синтетического
каучука, ацетатного волокна);
 проводить опыты по распознаванию органических веществ: глицерина, уксусной
кислоты, непредельных жиров, глюкозы, крахмала, белков – в составе пищевых
продуктов и косметических средств;
 владеть правилами и приемами безопасной работы с химическими веществами и
лабораторным оборудованием;
 устанавливать зависимость скорости химической реакции и смещения химического
равновесия от различных факторов с целью определения оптимальных условий
протекания химических процессов;
 приводить примеры гидролиза солей в повседневной жизни человека;
 приводить примеры окислительно-восстановительных реакций в природе,
производственных процессах и жизнедеятельности организмов;
 приводить примеры химических реакций, раскрывающих общие химические
свойства простых веществ – металлов и неметаллов;
 проводить расчеты на нахождение молекулярной формулы углеводорода по
продуктам сгорания и по его относительной плотности и массовым долям
элементов, входящих в его состав;
 владеть правилами безопасного обращения с едкими, горючими и токсичными
веществами, средствами бытовой химии;
 осуществлять поиск химической информации по названиям, идентификаторам,
структурным формулам веществ;
 критически оценивать и интерпретировать химическую информацию,
содержащуюся в сообщениях средств массовой информации, ресурсах Интернета,
научно-популярных статьях с точки зрения естественно-научной корректности в
целях выявления ошибочных суждений и формирования собственной позиции;
 представлять пути решения глобальных проблем, стоящих перед человечеством:
экологических, энергетических, сырьевых, и роль химии в решении этих проблем.
Выпускник получит возможность научиться:
 иллюстрировать на примерах становление и эволюцию органической химии как
науки на различных исторических этапах ее развития;

4

 использовать методы научного познания при выполнении проектов и учебноисследовательских задач по изучению свойств, способов получения и
распознавания органических веществ;
 объяснять природу и способы образования химической связи: ковалентной
(полярной, неполярной), ионной, металлической, водородной – с целью
определения химической активности веществ;
 устанавливать генетическую связь между классами органических веществ для
обоснования принципиальной возможности получения органических соединений
заданного состава и строения;
 устанавливать взаимосвязи между фактами и теорией, причиной и следствием при
анализе проблемных ситуаций и обосновании принимаемых решений на основе
химических знаний.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
10 класс.
1.Теория химического строения органических соединений.
Природа химических связей. Органические вещества. Появление и развитие органической
химии как науки. Химическое строение как порядок соединения атомов в молекуле
согласно их валентности. Основные положения теории химического строения
органических соединений А.М. Бутлерова. Углеродный скелет органической молекулы.
Кратность химической связи. Зависимость свойств веществ от химического строения
молекул. Изомерия и изомеры. Понятие о функциональной группе. Принципы
классификации органических соединений. Систематическая международная номенклатура
и принципы образования названий органических соединений. Место и значение
органической химии в системе естественных наук.
ПР№1.Определение углерода и водорода в составе органического вещества.
2.Углеводороды
Предельные углеводороды (алканы). Строение молекулы метана. Гомологический ряд
алканов. Гомологи. Международная номенклатура органических веществ. Изомерия
углеродного скелета. Закономерности изменения физических свойств. Химические
свойства (на примере метана и этана): реакции замещения (галогенирование),
дегидрирования как способы получения важнейших соединений в органическом синтезе.
Горение метана как один из основных источников тепла в промышленности и быту,
изомеризации алканов. Цепные реакции. Свободные радикалы. Галогенопроизводные
алканов. Нахождение в природе и применение алканов. Кратные связи. Непредельные
углеводороды. Алкены. Строение молекулы этилена. sp–гибридизация. Гомологический
ряд алкенов. Номенклатура. Изомерия углеродного скелета и положения кратной связи в
молекуле. Химические свойства (на примере этилена): реакции присоединения
(галогенирование, гидрирование, гидратация, гидрогалогенирование) как способ
получения функциональных производных углеводородов, горения.
Правило
Марковникова. Высокомолекулярные соединения. Качественные реакции на двойную
связь. Полимеризация этилена как основное направление его использования. Полиэтилен
как крупнотоннажный продукт химического производства. Применение этилена.
Алкадиены и каучуки. Понятие об алкадиенах как углеводородах с двумя двойными
связями. Полимеризация дивинила (бутадиена-1,3) как способ получения синтетического
каучука. Изопрен (2-метилбутадиен-1,3).
Натуральный и синтетический каучуки.
Вулканизация каучука. Резина. Применение каучука и резины. Сопряжённые двойные
связи. Получение и химические свойства алкадиенов. Реакции присоединения
(галогенирования) и полимеризации алкадиенов. Алкины. Ацетилен (этин) и его
гомологи. Строение молекулы ацетилена. Гомологический ряд алкинов. Номенклатура.
Изомерия углеродного скелета и положения кратной связи в молекуле. Межклассовая
изомерия. sp-Гибридизация. Химические свойства (на примере ацетилена): реакции
5

присоединения (галогенирование, гидрирование, гидратация, гидрогалогенирование) как
способ получения полимеров и других полезных продуктов. Горение ацетилена как
источник высокотемпературного пламени для сварки и резки металлов. Применение
ацетилена. Понятие о циклоалканах. Арены (ароматические углеводороды). Бензол как
представитель ароматических углеводородов. Строение молекулы бензола. Химические
свойства: реакции замещения (галогенирование) как способ получения химических
средств защиты растений, присоединения (гидрирование) как доказательство
непредельного характера бензола. Реакция горения. Толуол. Изомерия заместителей.
Применение бензола. Пестициды. Генетическая связь аренов с другими углеводородами.
Природные источники углеводородов. Природный газ. Нефть. Попутные нефтяные газы.
Каменный уголь. Переработка нефти. Перегонка нефти. Ректификационная колонна.
Бензин. Лигроин. Керосин. Крекинг нефтепродуктов. Термический и каталитический
крекинги. Пиролиз. Решение расчетных задач на вывод формулы органического вещества.
ПР№2 Получение и свойства этилена
3.Кислородсодержащие органические соединения.
Кислородсодержащие органические соединения. Одноатомные предельные спирты.
Классификация, номенклатура, изомерия спиртов. Метанол и этанол как представители
предельных одноатомных спиртов. Первичный, вторичный и третичный атомы углерода.
Водородная связь. Химические свойства (на примере метанола и этанола): взаимодействие
с натрием как способ установления наличия гидроксогруппы, реакция с
галогеноводородами как способ получения растворителей, дегидратация как способ
получения этилена. Реакция горения: спирты как топливо. Спиртовое брожение.
Ферменты. Водородные связи. Применение метанола и этанола. Физиологическое
действие метанола и этанола на организм человека. Алкоголизм. Многоатомные спирты.
Этиленгликоль и глицерин как представители предельных многоатомных спиртов.
Качественная реакция на многоатомные спирты и ее применение для распознавания
глицерина в составе косметических средств. Практическое применение этиленгликоля и
глицерина. Фенол. Ароматические спирты. Строение молекулы фенола. Взаимное влияние
атомов в молекуле фенола. Химические свойства: взаимодействие с натрием, гидроксидом
натрия, бромом. Качественная реакция на фенол. Применение фенола. Карбонильные
соединения. Карбонильная группа. Альдегидная группа. Альдегиды. Кетоны. Изомерия и
номенклатура. Получение и химические свойства альдегидов. Реакции окисления и
присоединения альдегидов. Метаналь (формальдегид) и этаналь (ацетальдегид) как
представители предельных альдегидов. Качественные реакции на карбонильную группу
(реакция «серебряного зеркала», взаимодействие с гидроксидом меди (II)) и их
применение для обнаружения предельных альдегидов в промышленных сточных водах.
Токсичность альдегидов. Применение формальдегида и ацетальдегида. Карбоновые
кислоты. Карбоксильная группа (карбоксогруппа). Изомерия и номенклатура карбоновых
кислот. Одноосновные предельные карбоновые кислоты. Получение одноосновных
предельных карбоновых кислот Уксусная кислота как представитель предельных
одноосновных карбоновых кислот. Химические свойства (на примере уксусной кислоты):
реакции с металлами, основными оксидами, основаниями и солями как подтверждение
сходства с неорганическими кислотами. Реакция этерификации как способ получения
сложных эфиров. Применение уксусной кислоты. Муравьиная кислота. Ацетаты.
Представление о высших карбоновых кислотах. Сложные эфиры и жиры. Номенклатура.
Получение, химические свойства сложных эфиров. Реакция этерификации. Сложные
эфиры как продукты взаимодействия карбоновых кислот со спиртами. Применение
сложных эфиров в пищевой и парфюмерной промышленности. Жиры как сложные эфиры
глицерина и высших карбоновых кислот. Растительные и животные жиры, их состав.
Распознавание растительных жиров на основании их непредельного характера.
Применение жиров. Гидролиз или омыление жиров как способ промышленного
получения солей высших карбоновых кислот. Мылá как соли высших карбоновых кислот.
6

Моющие свойства мыла. Синтетические моющие средства. Углеводы. Классификация
углеводов. Моносахариды. Олигосахариды. Дисахариды. Нахождение углеводов в
природе. Глюкоза как альдегидоспирт. Брожение глюкозы. Фруктоза. Сахароза. Гидролиз
сахарозы. Крахмал и целлюлоза как биологические полимеры. Химические свойства
крахмала и целлюлозы (гидролиз, качественная реакция с йодом на крахмал и ее
применение для обнаружения крахмала в продуктах питания). Применение и
биологическая роль углеводов. Понятие об искусственных волокнах на примере
ацетатного волокна. Ацетилцеллюлоза Классификация волокон. Идентификация
органических соединений. Генетическая связь между классами органических соединений.
Типы химических реакций в органической химии.
ЛО№1 «Реакция окисления этанола оксидом меди(11)».
ЛО№2 « Изучение химических свойств глицерина»
ЛО№3 «Взаимодействие крахмала с I2»
ПР№3 Изучение свойств уксусной кислоты.
4.Азотсодержащие органические соединения.
Аминокислоты и белки. Состав и номенклатура. Амины. Аминогруппа. Анилин.
Получение и химические свойства анилина. Аминокислоты как амфотерные органические
соединения. Изомерия и номенклатура. Биполярный ион. Пептидная связь. Биологическое
значение α-аминокислот. Области применения аминокислот. Химические свойства
аминокислот. Пептиды. Полипептиды. Глицин. Белки как природные биополимеры.
Состав и строение белков. Химические свойства белков: гидролиз, денатурация.
Обнаружение белков при помощи качественных (цветных) реакций. Превращения белков
пищи в организме. Биологические функции белков. Азотсодержащие гетероциклические
соединения. Пиридин. Пиррол. Пиримидин. Пурин. Азотистые основания.Нуклеиновые
кислоты. Нуклеотиды. Комплементарные азотистые основания. Химия и здоровье
человека. Фармакологическая химия.
ПР№4 Приготовление растворов белков и выполнение опытов с ними.
5.Химия полимеров
Полимеры. Степень полимеризации. Мономер. Структурное звено. Термопластичные
полимеры.
Стереорегулярные
полимеры.
Полиэтилен.
Полипропилен.
Политетрафторэтилен. Термореактивные полимеры. Фенолоформальдегидные смолы.
Пластмассы. Фенопласты. Аминопласты. Пенопласты. Природный каучук. Резина.
Эбонит. Синтетические каучуки. Синтетические волокна. Капрон. Лавсан.
11 класс
1. Важнейшие химические понятия и законы
Атом. Химический элемент. Изотопы. Простые и сложные вещества. Закон сохранения
массы веществ, закон сохранения и превращения энергии при химических реакциях, закон
постоянства состава. Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Атомные
орбитали, s-, p-, d-, f-электроны. Особенности размещения электронов по орбиталям в
атомах малых и больших периодов. Энергетические уровни, подуровни. Связь
периодического закона и периодической системы химических элементов с теорией
строения атомов. Короткий и длинный варианты таблицы химических элементов.
Положение в периодической системе химических элементов водорода, лантаноидов,
актиноидов и искусственно полученных элементов. Валентность и валентные
возможности атомов. Периодическое изменение валентности и размеров атомов.
Расчетные задачи. Вычисление массы, объема или количества вещества по известной
массе, объему или количеству вещества одного из вступивших в реакцию или
получившихся в результате реакции веществ.
2. Строение вещества
Химическая связь. Виды и механизмы образования химической связи. Ионная связь.
Катионы и анионы. Ковалентная неполярная связь. Ковалентная полярная связь.
Электроотрицательность. Степень окисления. Металлическая связь. Водородная связь.
7

Пространственное строение молекул неорганических и органических веществ. Типы
кристаллических решеток и свойства веществ. Причины многообразия веществ: изомерия,
гомология, аллотропия, изотопия.
Демонстрации. Модели ионных, атомных, молекулярных и металлических
кристаллических решеток. Эффект Тиндаля. Модели молекул изомеров, гомологов.
Расчетные задачи. Вычисление массы (количества вещества, объема) продукта реакции,
если для его получения дан раствор с определенной массовой долей исходного вещества.
3. Химические реакции
Классификация химических реакций в неорганической и органической химии.
Скорость реакции, ее зависимость от различных факторов. Закон действующих масс.
Энергия активации. Катализ и катализаторы. Обратимость реакций. Химическое
равновесие. Смещение равновесия под действием различных факторов. Принцип Ле
Шателье. Производство серной кислоты контактным способом.
Демонстрации. Зависимость скорости реакции от концентрации и температуры.
Разложение пероксида водорода в присутствии катализатора.
ЛО№1 Определение среды раствора с помощью универсального индикатора.
ЛО№2 Проведение реакций ионного обмена для характеристики свойств электролитов.
Расчетные задачи. Вычисление массы (количества вещества, объема) продукта реакции,
если известна масса исходного вещества, содержащего определенную долю примесей.
4.Растворы
Дисперсные системы. Истинные растворы. Способы выражения концентрации растворов:
массовая доля растворенного вещества, молярная концентрация. Коллоидные растворы.
Золи, гели.
Электролитическая диссоциация. Сильные и слабые электролиты. Кислотно-основные
взаимодействия в растворах. Среда водных растворов: кислая, нейтральная, щелочная.
Ионное произведение воды. Водородный показатель (pH) раствора.
Гидролиз органических и неорганических соединений.
ПР№1. Приготовление раствора с заданной молярной концентрацией
5.Электрохимические реакции
Химические источники тока. Ряд стандартных электродных потенциалов. Электролиз
растворов и расплавов. Понятие о коррозии металлов. Способы защиты от коррозии.
6. Металлы
Положение металлов в периодической системе химических элементов. Общие свойства
металлов. Электрохимический ряд напряжений металлов. Общие способы получения
металлов. Обзор металлов главных подгрупп (А-групп) периодической системы
химических элементов. Обзор металлов главных подгрупп (Б-групп) периодической
системы химических элементов (медь, цинк, титан, хром, железо, никель, платина).
Сплавы металлов. Оксиды и гидроксиды металлов.
Демонстрации. Ознакомление с образцами металлов и их соединений. Взаимодействие
щелочных и щелочноземельных металлов с водой. Взаимодействие меди с кислородом и
серой. Электролиз раствора хлорида меди (II). Опыты по коррозии металлов и защите от
нее.
ЛО№3. Взаимодействие цинка и железа с растворами кислот и щелочей. Знакомство с
образцами металлов и их рудами (работа с коллекциями).
Расчетные задачи. Расчеты по химическим уравнениям, связанные с массовой долей
выхода продукта реакции от теоретически возможного
ПР№2 Решение экспериментальных задач по теме «Металлы».
7. Неметаллы
Обзор свойств неметаллов. Окислительно-восстановительные свойства типичных
неметаллов. Оксиды неметаллов и кислородосодержащие кислоты. Водородные
соединения неметаллов. Генетическая связь неорганических и органических веществ.
8

Демонстрации.
Образцы
неметаллов.
Образцы
оксидов
неметаллов
и
кислородсодержащих кислот. Горение серы, фосфора, железа, магния в кислороде.
ЛО№4 Знакомство с образцами неметаллов и их природными соединениями (работа с
коллекциями).
ЛО№5 Распознавание хлоридов, сульфатов, карбонатов.
ПР№3. Решение экспериментальных задач по теме «Неметаллы».
8. Химия и жизнь.
Химия в промышленности. Принципы химического производства. Химикотехнологические принципы промышленного получения металлов. Производство чугуна.
Производство стали. Химия в быту. Химическая промышленность и окружающая среда.
Практикум
ПР№4Решение экспериментальных задач по неорганической химии.
ПР№5 Решение экспериментальных задач по органической химии.
ПР№6 Решение практических расчетных задач; получение, собирание и распознавание
газов.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
10 класс
№
п/п

Название тем
всего

1

Теория химического строения органических
соединений. Природа химических связей

7

2
3

Предельные углеводороды- алканы.
Непредельные углеводороды (алкены, алкпадиены,
алкины).
Арены ( ароматические углпеводороды)
Природные источники и перерваботка углеводородов.
Спирты и фенолы.
Альдегиды, кетоны и карбоновые кислоты.
Сложные эфиры. Жиры.
Углеводы.
Азотсодержащие органические соединения.
Химия полимеров.
Резерв
Итого.

5
7

4
5
6
7
8
9
10
11

2
4
6
8
4
6
8
9
4
70

Количество часов
из них
л/р
п/р
1

к/р

1
1
1
1
1

1

1

1

3

1

1

1
1

5

4

11 класс
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9

Название тем
всего
Важнейшие химические понятия и законы.
Строение вещества
Химические реакции
Растворы
Электрохимические реакции
Металлы
Неметаллы
Химия и жизнь
Практикум. Обобщение
Резерв.
Итого.

8
7
7
7
5
12
10
5
4
3
68

9

Количество часов
из них
л/р
п/р

2

к/р

1
1

1
2

5

1
1

1
1
1

3

1

6

5

10


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».