ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа внеурочной деятельности «Математическая грамотность»
разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта
основного общего образования с учётом и современных мировых требований,
предъявляемых к математическому образованию, и традиций российского образования,
которые обеспечивают овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу для
непрерывного образования и саморазвития, а также целостность общекультурного,
личностного и познавательного развития обучающихся. В рабочей программе учтены
идеи и положения Концепции развития математического образования в Российской
Федерации.
Программа внеурочной деятельности «Математическая грамотность» ориентирована на
учащихся 9 класса. Занятия рассчитаны на 1 час в неделю в течение 1 полугодия, всего
17 учебных часов.
Курс «Математической грамотности» является одним из модулей программы «Развитие
функциональной грамотности». Программа нацелена на развитие способности человека
формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах.
«Математическая грамотность – это способность индивидуума проводить математические
рассуждения и формулировать, применять, интерпретировать математику для решения
проблем в разнообразных контекстах реального мира. Она включает использование
математических понятий, процедур, фактов и инструментов, чтобы описать, объяснить и
предсказать явления. Она помогает людям понять роль математики в мире, высказывать
хорошо обоснованные суждения и принимать решения, которые необходимы
конструктивному, активному и размышляющему гражданину.
В настоящее время существует объективная необходимость практической ориентации
школьного курса математики. Выбор продиктован противоречием между требованиями к
развитию личности школьников и уровнем подготовки математической грамотности
учащихся.
Математическая грамотность включает в себя навыки поиска и интерпретации
математической информации, решения математических задач в различных жизненных
ситуациях. Информация может быть представлена в виде рисунков, цифр, математических
символов, формул, диаграмм, карт, таблиц, текста, а также может быть показана с
помощью технических способов визуализации материала.
Цели:
углубление знаний учащихся о различных методах решения задач и базовых
математических понятий, используемых при обосновании того или иного метода решения;
формирование у школьников компетенций, направленных на выработку навыков
самостоятельной и групповой исследовательской деятельности.
Задачи:
формирование умений и навыков комплексного осмысления знаний;
классификация способов решения нестандартных задач, углубление теоретических
основ школьной математики;
интеллектуальное развитие учащихся, формирование качеств мышления,
характерных для математической деятельности и необходимых человеку для
олноценной жизни в обществе;
воспитание личности в процессе освоения математики и математической
деятельности, развитие у учащихся самостоятельности и способности к
самоорганизации.
Социальной адаптации наших выпускников во многом способствует качественная базовая
математическая подготовка. Без нее невозможна постановка образования современного
человека. В школе математика служит опорным предметом для изучения смежных
дисциплин. После школьной жизни реальной необходимостью в наши дни становится
2
непрерывное образование, что требует полноценной общеобразовательной подготовки, в
том числе и математической.
Все больше специальностей, требующих высокого уровня образования, связано с
непосредственным применением математики. Таким образом, расширяется круг
школьников, для которых математика становится профессионально значимым предметом.
В отдельных случаях преподавание математики может рассматриваться как связующая
дисциплина общеобразовательных и профессиональных знаний. Особенно это верно при
формировании с помощью математики профессионального мышления. Такое
профессиональное мышление можно условно обозначить как социально-экономическое
мышление в зависимости профессиональной направленности студентов. Само
формирование мышления может происходить как непосредственно через прикладной
характер курса математики.
Практико-ориентированная деятельность — это деятельность, направленная на
осуществление связи школьного курса с практикой, что предполагает формирование у
учащихся умений, необходимых для решения средствами математики практических задач.
Для реализации целей по формированию математической грамотности необходимо
включать в учебный процесс задачи с практическим содержанием. Они активизируют
мыслительную деятельность, развивают интерес к математике. Именно поэтому при
изучении данного курса у девятиклассников повысится возможность намного полнее
удовлетворить свои интересы и запросы в математическом образовании. Курс займёт
значимое место в образовании старшеклассников, так как может научить их применять
свои умения в нестандартных ситуациях. С другой стороны, курс позволит выпускнику
основной школы приобрести необходимый и достаточный набор умений по решению
задач и лучше подготовиться к обучению в старших классах, где математика является
профилирующим предметом.
Для реализации целей и задач данной программы предполагается использовать
следующие формы занятий: лекции, практикумы по решению задач, приемы парной,
групповой деятельности для осуществления элементов самооценки, взаимооценки, умение
работать с математической литературой и выделять главное.
Формы подведения итогов реализации программы: успешная сдача экзамена за курс
основной школы.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
Личностные:
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к
саморазвитию;
- формирование умения ясно, точно и грамотно излагать свои мысли в устной речи;
- развитие логического и критического мышления, культуры речи, способности к
умственному эксперименту;
- формирование у учащихся интеллектуальной честности и объективности, способности к
преодолению мыслительных стереотипов, вытекающих из обыденного опыта;
- воспитание качеств личности, обеспечивающих социальную мобильность, способность
принимать самостоятельные решения;
- формирование качеств мышления, необходимых для адаптации в современном
информационном обществе;
- развитие интереса к математическому творчеству и математических способностей.
- объясняет гражданскую позицию в конкретных ситуациях общественной жизни на
основе математических знаний с позиции норм морали и общечеловеческих ценностей.
Метапредметные:
Регулятивные УУД:
3
- Формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для
математики;
- Формирование умений планировать свою деятельность при решении учебных
математических задач, видеть различные стратегии решения задач, осознанно выбирать
способ решения;
- Развитие умений работать с учебным математическим текстом;
- Формирование умений проводить несложные доказательные рассуждения;
- Развитие умений действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
- Развитие умений применения приёмов самоконтроля при решении учебных задач;
- Формирование умений видеть математическую задачу в несложных практических
ситуациях;
-Развитие умений интерпретировать и оценивать математические результаты в контексте
национальной или глобальной ситуации.
Предметные:
Учащиеся получат возможность:
- овладеть математическими знаниями и умениями, необходимыми для продолжения
обучения в старшей школе или иных общеобразовательных учреждениях, изучение
смежных дисциплин, применение в повседневной жизни;
- умение работать с математическим текстом (структурирование, извлечение
информации), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи,
применять математическую терминологию и символику, использовать различные языки
математики (словесный, символический, графический);
- владеть базовым понятийным аппаратом: иметь представление о числе, дроби, об
основных геометрических объектах;
- выполнять арифметические преобразования выражений, применять их для решения
учебных математических и задач и задач в смежных учебных предметах.
Учащиеся получат возможность:
-самостоятельно приобретать и применять знания в различных ситуациях для решения
различной сложности практических задач, в том числе с использованием при
необходимости справочных материалов, калькулятора и компьютера;
-пользоваться предметным указателем энциклопедий и справочников для нахождения
информации;
-уметь решать задачи с помощью перебора возможных вариантов,
-самостоятельно действовать в ситуации неопределённости при решении актуальных для
них проблем, а также самостоятельно интерпретировать результаты решения задачи с
учётом ограничений, связанных с реальными свойствами рассматриваемых процессов и
явлений;
- оценивать, интерпретировать, делать выводы и строить прогнозы относительно
различных ситуаций, проблем и явлений формируется в отрыве от предметного
содержания.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Задачи практического назначения (3ч)
Геометрические преобразования для жилищных строений.
Задачи математического содержания на товарно-денежные отношения (расчет количества
стройматериала).
Задачи о покупках.
Методы решения задач при продаже товаров в процессе их подорожания и удешевления.
Проценты (2ч)
Процентные вычисления в жизненных ситуациях.
Математические задачи на различные жизненные ситуации (3ч)
Модели жизненных ситуаций математического содержания.
4
Задачи практико-ориентированного содержания.
Задачи на движение (2ч)
Графическое решение задач на движение пешеходов и транспорта.
Табличное решение задач на движение пешеходов и транспорта.
Решение задач на движение по воде.
Моделирование при решении задач на движение.
Решение задач с помощью дробно - рациональных уравнений (4ч)
Различные приёмы при решении задач с помощью дробно - рациональных уравнений.
Графический способ решения задач с помощью дробно - рациональных уравнений.
Геометрические задачи на построение и на изучение свойств фигур: геометрические
фигуры на клетчатой бумаге, конструирование (3ч)
Геометрические задачи на построение и на изучение свойств фигур: геометрические
фигуры на клетчатой бумаге, конструирование.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п
Наименование раздела и темы
Количество часов
1
Задачи практического назначения
3
2
Проценты
2
3
Математические задачи на различные жизненные
ситуации
3
4
Задачи на движение
2
5
Решение задач с помощью дробно - рациональных
уравнений
4
6
Геометрические задачи на построение и на изучение
свойств фигур: геометрические фигуры на клетчатой
бумаге, конструирование
3
ИТОГО
17
7
5
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
урока
Кол-во
часов
Тема раздела, урока
Дата
проведения
план факт
10.01
1
3
Геометрические преобразования для жилищных
строений
Задачи математического содержания на товарноденежные отношения (расчет количества
стройматериала)
Задачи о покупках
1
24.01
4
Процентные вычисления в жизненных ситуациях
1
31.01
5
Процентные вычисления в жизненных ситуациях
1
07.02
6
Модели жизненных ситуаций математического
содержания.
Модели жизненных ситуаций математического
содержания.
Задачи практико-ориентированного содержания
1
14.02
1
21.02
1
28.02
Графическое решение задач на движение пешеходов и
транспорта
Решение задач на движение по воде
1
06.03
1
13.03
Различные приёмы при решении задач с помощью
дробно - рациональных уравнений
Различные приёмы при решении задач с помощью
дробно - рациональных уравнений
Различные приёмы при решении задач с помощью
дробно - рациональных уравнений
Различные приёмы при решении задач с помощью
дробно - рациональных уравнений
Геометрические задачи на построение и на изучение
свойств фигур: геометрические фигуры на клетчатой
бумаге, конструирование
Геометрические задачи на построение и на изучение
свойств фигур: геометрические фигуры на клетчатой
бумаге, конструирование
Геометрические задачи на построение и на изучение
свойств фигур: геометрические фигуры на клетчатой
бумаге, конструирование
1
20.03
1
03.04
1
17.04
1
24.04
1
2
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
6
1
1
1
1
17.01
08.05
15.05
22.05
Примечание