ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа внеурочной деятельности «Математическая грамотность» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования с учётом и современных мировых требований, предъявляемых к математическому образованию, и традиций российского образования, которые обеспечивают овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу для непрерывного образования и саморазвития, а также целостность общекультурного, личностного и познавательного развития обучающихся. В рабочей программе учтены идеи и положения Концепции развития математического образования в Российской Федерации. Программа внеурочной деятельности «Математическая грамотность» ориентирована на учащихся 9 класса. Занятия рассчитаны на 1 час в неделю в течение 1 полугодия, всего 17 учебных часов. Курс «Математической грамотности» является одним из модулей программы «Развитие функциональной грамотности». Программа нацелена на развитие способности человека формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах. «Математическая грамотность – это способность индивидуума проводить математические рассуждения и формулировать, применять, интерпретировать математику для решения проблем в разнообразных контекстах реального мира. Она включает использование математических понятий, процедур, фактов и инструментов, чтобы описать, объяснить и предсказать явления. Она помогает людям понять роль математики в мире, высказывать хорошо обоснованные суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему гражданину. В настоящее время существует объективная необходимость практической ориентации школьного курса математики. Выбор продиктован противоречием между требованиями к развитию личности школьников и уровнем подготовки математической грамотности учащихся. Математическая грамотность включает в себя навыки поиска и интерпретации математической информации, решения математических задач в различных жизненных ситуациях. Информация может быть представлена в виде рисунков, цифр, математических символов, формул, диаграмм, карт, таблиц, текста, а также может быть показана с помощью технических способов визуализации материала. Цели: углубление знаний учащихся о различных методах решения задач и базовых математических понятий, используемых при обосновании того или иного метода решения; формирование у школьников компетенций, направленных на выработку навыков самостоятельной и групповой исследовательской деятельности. Задачи: формирование умений и навыков комплексного осмысления знаний; классификация способов решения нестандартных задач, углубление теоретических основ школьной математики; интеллектуальное развитие учащихся, формирование качеств мышления, характерных для математической деятельности и необходимых человеку для олноценной жизни в обществе; воспитание личности в процессе освоения математики и математической деятельности, развитие у учащихся самостоятельности и способности к самоорганизации. Социальной адаптации наших выпускников во многом способствует качественная базовая математическая подготовка. Без нее невозможна постановка образования современного человека. В школе математика служит опорным предметом для изучения смежных дисциплин. После школьной жизни реальной необходимостью в наши дни становится 2 непрерывное образование, что требует полноценной общеобразовательной подготовки, в том числе и математической. Все больше специальностей, требующих высокого уровня образования, связано с непосредственным применением математики. Таким образом, расширяется круг школьников, для которых математика становится профессионально значимым предметом. В отдельных случаях преподавание математики может рассматриваться как связующая дисциплина общеобразовательных и профессиональных знаний. Особенно это верно при формировании с помощью математики профессионального мышления. Такое профессиональное мышление можно условно обозначить как социально-экономическое мышление в зависимости профессиональной направленности студентов. Само формирование мышления может происходить как непосредственно через прикладной характер курса математики. Практико-ориентированная деятельность — это деятельность, направленная на осуществление связи школьного курса с практикой, что предполагает формирование у учащихся умений, необходимых для решения средствами математики практических задач. Для реализации целей по формированию математической грамотности необходимо включать в учебный процесс задачи с практическим содержанием. Они активизируют мыслительную деятельность, развивают интерес к математике. Именно поэтому при изучении данного курса у девятиклассников повысится возможность намного полнее удовлетворить свои интересы и запросы в математическом образовании. Курс займёт значимое место в образовании старшеклассников, так как может научить их применять свои умения в нестандартных ситуациях. С другой стороны, курс позволит выпускнику основной школы приобрести необходимый и достаточный набор умений по решению задач и лучше подготовиться к обучению в старших классах, где математика является профилирующим предметом. Для реализации целей и задач данной программы предполагается использовать следующие формы занятий: лекции, практикумы по решению задач, приемы парной, групповой деятельности для осуществления элементов самооценки, взаимооценки, умение работать с математической литературой и выделять главное. Формы подведения итогов реализации программы: успешная сдача экзамена за курс основной школы. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА Личностные: - формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию; - формирование умения ясно, точно и грамотно излагать свои мысли в устной речи; - развитие логического и критического мышления, культуры речи, способности к умственному эксперименту; - формирование у учащихся интеллектуальной честности и объективности, способности к преодолению мыслительных стереотипов, вытекающих из обыденного опыта; - воспитание качеств личности, обеспечивающих социальную мобильность, способность принимать самостоятельные решения; - формирование качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе; - развитие интереса к математическому творчеству и математических способностей. - объясняет гражданскую позицию в конкретных ситуациях общественной жизни на основе математических знаний с позиции норм морали и общечеловеческих ценностей. Метапредметные: Регулятивные УУД: 3 - Формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для математики; - Формирование умений планировать свою деятельность при решении учебных математических задач, видеть различные стратегии решения задач, осознанно выбирать способ решения; - Развитие умений работать с учебным математическим текстом; - Формирование умений проводить несложные доказательные рассуждения; - Развитие умений действовать в соответствии с предложенным алгоритмом; - Развитие умений применения приёмов самоконтроля при решении учебных задач; - Формирование умений видеть математическую задачу в несложных практических ситуациях; -Развитие умений интерпретировать и оценивать математические результаты в контексте национальной или глобальной ситуации. Предметные: Учащиеся получат возможность: - овладеть математическими знаниями и умениями, необходимыми для продолжения обучения в старшей школе или иных общеобразовательных учреждениях, изучение смежных дисциплин, применение в повседневной жизни; - умение работать с математическим текстом (структурирование, извлечение информации), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи, применять математическую терминологию и символику, использовать различные языки математики (словесный, символический, графический); - владеть базовым понятийным аппаратом: иметь представление о числе, дроби, об основных геометрических объектах; - выполнять арифметические преобразования выражений, применять их для решения учебных математических и задач и задач в смежных учебных предметах. Учащиеся получат возможность: -самостоятельно приобретать и применять знания в различных ситуациях для решения различной сложности практических задач, в том числе с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора и компьютера; -пользоваться предметным указателем энциклопедий и справочников для нахождения информации; -уметь решать задачи с помощью перебора возможных вариантов, -самостоятельно действовать в ситуации неопределённости при решении актуальных для них проблем, а также самостоятельно интерпретировать результаты решения задачи с учётом ограничений, связанных с реальными свойствами рассматриваемых процессов и явлений; - оценивать, интерпретировать, делать выводы и строить прогнозы относительно различных ситуаций, проблем и явлений формируется в отрыве от предметного содержания. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА Задачи практического назначения (3ч) Геометрические преобразования для жилищных строений. Задачи математического содержания на товарно-денежные отношения (расчет количества стройматериала). Задачи о покупках. Методы решения задач при продаже товаров в процессе их подорожания и удешевления. Проценты (2ч) Процентные вычисления в жизненных ситуациях. Математические задачи на различные жизненные ситуации (3ч) Модели жизненных ситуаций математического содержания. 4 Задачи практико-ориентированного содержания. Задачи на движение (2ч) Графическое решение задач на движение пешеходов и транспорта. Табличное решение задач на движение пешеходов и транспорта. Решение задач на движение по воде. Моделирование при решении задач на движение. Решение задач с помощью дробно - рациональных уравнений (4ч) Различные приёмы при решении задач с помощью дробно - рациональных уравнений. Графический способ решения задач с помощью дробно - рациональных уравнений. Геометрические задачи на построение и на изучение свойств фигур: геометрические фигуры на клетчатой бумаге, конструирование (3ч) Геометрические задачи на построение и на изучение свойств фигур: геометрические фигуры на клетчатой бумаге, конструирование. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № п/п Наименование раздела и темы Количество часов 1 Задачи практического назначения 3 2 Проценты 2 3 Математические задачи на различные жизненные ситуации 3 4 Задачи на движение 2 5 Решение задач с помощью дробно - рациональных уравнений 4 6 Геометрические задачи на построение и на изучение свойств фигур: геометрические фигуры на клетчатой бумаге, конструирование 3 ИТОГО 17 7 5 КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № урока Кол-во часов Тема раздела, урока Дата проведения план факт 10.01 1 3 Геометрические преобразования для жилищных строений Задачи математического содержания на товарноденежные отношения (расчет количества стройматериала) Задачи о покупках 1 24.01 4 Процентные вычисления в жизненных ситуациях 1 31.01 5 Процентные вычисления в жизненных ситуациях 1 07.02 6 Модели жизненных ситуаций математического содержания. Модели жизненных ситуаций математического содержания. Задачи практико-ориентированного содержания 1 14.02 1 21.02 1 28.02 Графическое решение задач на движение пешеходов и транспорта Решение задач на движение по воде 1 06.03 1 13.03 Различные приёмы при решении задач с помощью дробно - рациональных уравнений Различные приёмы при решении задач с помощью дробно - рациональных уравнений Различные приёмы при решении задач с помощью дробно - рациональных уравнений Различные приёмы при решении задач с помощью дробно - рациональных уравнений Геометрические задачи на построение и на изучение свойств фигур: геометрические фигуры на клетчатой бумаге, конструирование Геометрические задачи на построение и на изучение свойств фигур: геометрические фигуры на клетчатой бумаге, конструирование Геометрические задачи на построение и на изучение свойств фигур: геометрические фигуры на клетчатой бумаге, конструирование 1 20.03 1 03.04 1 17.04 1 24.04 1 2 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 6 1 1 1 1 17.01 08.05 15.05 22.05 Примечание