Рабочая программа внеурочной деятельности Функциональная грамотность модуль Математическая грамотность 5класс

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа внеурочной деятельности «Математическая грамотность» разработана
на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования с учётом и современных мировых требований, предъявляемых к
математическому образованию, и традиций российского образования, которые
обеспечивают овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу для
непрерывного образования и саморазвития, а также целостность общекультурного,
личностного и познавательного развития обучающихся. В рабочей программе учтены
идеи и положения Концепции развития математического образования в Российской
Федерации.
Программа внеурочной деятельности «Математическая грамотность» ориентирована на
учащихся 5 класса. Занятия рассчитаны на 1 час в неделю в течение 1 полугодия, всего
17 учебных часов.
Курс «Математической грамотности» является одним из модулей программы «Развитие
функциональной грамотности». Программа нацелена на развитие способности человека
формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах.
«Математическая грамотность – это способность индивидуума проводить математические
рассуждения и формулировать, применять, интерпретировать математику для решения
проблем в разнообразных контекстах реального мира. Она включает использование
математических понятий, процедур, фактов и инструментов, чтобы описать, объяснить и
предсказать явления. Она помогает людям понять роль математики в мире, высказывать
хорошо обоснованные суждения и принимать решения, которые необходимы
конструктивному, активному и размышляющему гражданину.
В настоящее время существует объективная необходимость практической ориентации
школьного курса математики. Выбор продиктован противоречием между требованиями к
развитию личности школьников и уровнем подготовки математической грамотности
учащихся.
Математическая грамотность включает в себя навыки поиска и интерпретации
математической информации, решения математических задач в различных жизненных
ситуациях. Информация может быть представлена в виде рисунков, цифр, математических
символов, формул, диаграмм, карт, таблиц, текста, а также может быть показана с
помощью технических способов визуализации материала.
Существуют три составляющих математической грамотности:
1. Умение находить и отбирать информацию
Практически в любой ситуации человек должен уметь найти и отобрать необходимую
информацию, отвечающую заданным требованиям. Эти навыки тесно связаны с
пониманием информации и умением осуществлять простые арифметические действия.
2. Производить арифметические действия и применять их для решения конкретных
задач
В некоторых ситуациях человек должен быть знаком с математическими методами,
процедурами и правилами. Использование информации предполагает умение производить
различные вычисления и подсчеты, отбирать и упорядочивать информацию, использовать
измерительные приборы, а также применять формулы.
3. Интерпретировать, оценивать и анализировать данные
Интерпретация включает в себя понимание значения информации, умение делать выводы
на основе математических или статистических данных. Это также необходимо для оценки
информации и формирования своего мнения. Например, при распознавании тенденций,
изменений и различий в графиках. Навыки интерпретации могут быть связаны не только с
численной информацией (цифрами и статистическими данными), но и с более широкими
математическими и статистическими понятиями такими, как темп изменений, пропорции,
расчет дивидендов, выборка, ошибка, корреляция, возможные риски и причинные связи.
2

Навыки оценки и анализа данных могут понадобиться при решении конкретных проблем
в условиях технически насыщенной среды. Например, при обработке первичной
количественной информации, извлечении и объединении данных из многочисленных
источников после оценки их соответствия текущим задачам (в том числе сравнение
информации из различных источников).
В реальной жизни все три группы навыков могут быть задействованы одновременно.
Важной характеристикой математической грамотности являются коммуникативные
навыки. Человек должен уметь представлять и разъяснять математическую информацию,
описывать результаты своих действий, интерпретировать, обосновывать логику своего
анализа или оценки. Делать это как устно, так и письменно (от простых чисел и слов до
развернутых детальных объяснений), а также с помощью рисунков (диаграмм, карт,
графиков) и различных компьютерных средств. Вместе с тем базовый уровень является
недостаточным для реализации данного положения, что и определяет актуальность
решения прикладных задач в дополнительном учебном курсе.
Наряду
с
принципами
научности,
непрерывности,
интегрированности
и
дифференцированности, образование в настоящий момент акцентируется на развитии
обучающихся, упирающемся на личностно-ориентированном обучении, гармонизацию и
гуманизацию образовательного процесса. Межпредметная связь повышает научность
обучения, доступность.
Цели: формирование математической грамотности учащихся, в том числе в интеграции с
другими предметами, развитие интеллектуального уровня учащихся на основе
общечеловеческих ценностей и лучших традиций национальной культуры.
Задачи:
1. распознавать проблемы, возникающие в окружающей действительности, которые
могут быть решены средствами математики;
2. формулировать эти проблемы на языке математики;
3. решать эти проблемы, используя математические факты и методы;
4. анализировать использованные методы решения;
5. интерпретировать полученные результаты с учетом поставленной проблемы.
Математическая грамотность как компонент предметной функциональной грамотности
включает следующие характеристики:
1. Понимание обучающимися необходимости математических знаний для решения
учебных и жизненных задач; оценка разнообразных учебных ситуаций (контекстов),
которые требуют применения математических знаний, умений.
2. Способность устанавливать математические отношения и зависимости, работать с
математической информацией: применять умственные операции, математические методы.
3. Владение математическими фактами (принадлежность, истинность, контрпример),
использование математического языка для решения учебных задач, построения
математических суждений.
Составляющая математической функциональной грамотности — понимание учеником
необходимости математических знаний для решения учебных и жизненных задач; оценка
разнообразных учебных ситуаций (контекстов), которые требуют применения
математических знаний, умений.
Реализацию этой составляющей в программе обеспечивает комплекс из шести групп
математических заданий:
1. Учебные задачи показывающие перспективу их практического использования в
повседневной жизни.
2. Упражнения, связанные с решением при помощи арифметических знаний проблем,
возникающих в повседневной жизни.
3. Упражнения на решение проблем и ситуаций, связанных с ориентацией на
плоскости и в пространстве на основе знаний о геометрических фигурах, их
измерении.
3

4. Упражнения на решение разнообразных задач, связанных с бытовыми жизненными
ситуациями (покупка, измерение, взвешивание и др.)
5. Задачи и упражнения на оценку правильности решения на основе житейских
представлений
6. Задания на распознавание, выявление, формулирование проблем, которые
возникают в окружающей действительности и могут быть решены средствами
математики.
Вторая составляющая математической функциональной грамотности — способность
устанавливать
математические
отношения
и
зависимости,
работать
с
математической информацией: применять умственные операции, математические методы.
1. Упражнения на понимание и интерпретацию различных отношений между
математическими понятиями — работа с математическими объектами.
2. Упражнения на сравнение, соотнесение, преобразование и обобщение информации о
математических объектах — числах, величинах, геометрических фигурах.
3. Упражнения на выполнение вычислений, расчетов, прикидок, оценки величин, на
овладение математическими методами для решения учебных задач.
Третья составляющая математической функциональной грамотности младших
школьников — овладение математическим языком, применение его для решения учебных
задач, построение математических суждений, работа с математическими фактами.
Реализацию этой составляющей могут обеспечить следующие группы математических
заданий.
1. Задания на понимание и применение математической символики и терминологии.
2. Задания, направленные на построение математических суждений
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
Метапредметные и предметные:
 уметь работать на уровне узнавания и понимания, на уровне понимания и
применения;
 уметь находить и извлекать математическую информацию в различном контексте;
 уметь применять математические знания для решения разного рода проблем
 распознавать проблемы, которые возникают в окружающей действительности и
могут быть решены средствами математики;
 формулировать эти проблемы на языке математики;
 решать проблемы, используя математические факты и методы;
 анализировать использованные методы решения;
 интерпретировать полученные результаты с учетом поставленной проблемы;
 формулировать и записывать результаты решения.
Личностные:
Уметь:
 объяснять гражданскую позицию в конкретных ситуациях общественной жизни на
основе математических знаний с позиции норм морали и общечеловеческих
ценностей
 строить монологическую письменную речь, участвовать в дискуссиях;
 создавать команду и работать в команде при осуществлении мини-проектов;
 формировать портфель достижений школьника, принимая участие в олимпиадах,
викторинах

4

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
1. Числа (2ч).
Как люди научились считать. Из науки о числах. Из истории развития арифметики.
Почему нашу запись называют десятичной. Составление числовых выражений. Действия
над натуральными числами. Как свойства действий помогают вычислять. Приёмы
рациональных вычислений. Логические и традиционные головоломки. Числовые ребусы.
2. Четность (2ч).
Свойства четных и нечетных чисел. Использование свойств четности в решении
олимпиадных задач. Изображение фигур, не отрывая карандаша от бумаги и четность.
Использование четности при прохождении лабиринтов.
3. Олимпиадные задачи (3ч).
Решение олимпиадных задач различных конкурсов
4. Геометрия в пространстве (2ч).
Задачи со спичками.
Куб. Параллелепипед.
Развертки фигур. Узлы на веревке.
5. Переливание. Взвешивание (2ч).
Задачи на переливание. Задачи на взвешивание. Оплата без сдачи и размена монет.
6. Логические задачи (2ч).
Верные и неверные утверждения. Логические задачи. Задачи- шутки.
Математические фокусы. Математические игры.
7. Элементы комбинаторики (1ч).
Формулы комбинаторики.
Решение комбинаторных задач.
8. Геометрия на клетчатой бумаге (2ч).
Рисование фигур на клетчатой бумаге Разрезание фигур на равные части.
Игры с пентамино.
9. Повторение (1ч).
Защита мини-проектов
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
урока
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16

Кол-во
часов

Тема раздела, урока
Числа (2ч)
Числа
Четность (2ч)
Четность
Олимпиадные задачи (3ч)
Олимпиадные задачи
Олимпиадные задачи
Геометрия в пространстве (2ч)
Геометрия в пространстве
Переливание. Взвешивание (2ч)
Переливание. Взвешивание
Логические задачи (2ч)
Логические задачи
Элементы комбинаторики (1ч)
Геометрия на клетчатой бумаге (2ч)
Геометрия на клетчатой бумаге

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

5

Дата
проведения
план факт
01.09
08.09
15.09
22.09
29.09
06.10
13.10
20.10
27.10
10.11
17.11
24.11
01.12
08.12
15.12
22.12

Примечание

№
урока
17

Кол-во
часов

Тема раздела, урока
Повторение. Защита мини-проектов. Итоговое занятие

1

Дата
проведения
план факт
29.12

Примечание

Используемая литература:
1. И.Ф.Шарыгин, А.В. Шевкин «Задачи на смекалку».
2. Н.К. Антонович «Как научиться решать занимательные задачи».
3. Е.В. Смыкалова «Математика (дополнительные главы) 5 класс».
4. Н.П. Кострикина «Задачи повышенной трудности в курсе математики 5-6
классов».
5. Ю.М. Колягина «Поисковые задачи по математике (5-6 классы)».
6. Г.И. Григорьева «Подготовка школьников к олимпиадам по математике: 5-6
классы».
Используемые ресурсы:
1. https://fg .resh.edu.ru/
2. https://etudes.ru/
3. http://free-math.ru/
4. http://www.zaba.ru/
5. https://mathus.ru/math/
6. https://skysmart.ru/
7. https://uchi.ru/

6


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».