Рабочая программа по изобразительному искусству 7-8 класс

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по изобразительному искусству составлена в соответствии с
положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного
общего образования, на основе примерной программы основного (общего) образования по
изобразительному искусству, рабочих программ по программе Т. Я. Шпикаловой, Л. В.
Ершовой, В. И. Колякиной, Л. В. Неретиной, Г. А. Поровской. Изобразительное
искусство. 5-8 классы.
Цель — развитие визуально-пространственного мышления учащихся как формы
эмоционально-ценностного, эстетического освоения мира, дающего возможность
самовыражения и ориентации в художественном, нравственном пространстве культуры.
Задачи:
 формирование опыта смыслового и эмоционально-ценностного восприятия
визуального образа реальности и произведений искусства;
 обеспечение условий понимания эмоционального и аксиологического смысла
визуально-пространственной формы;
 освоение художественной культуры как формы материального выражения духовных
ценностей, выраженных в пространственных формах;
 развитие творческого опыта, предопределяющего способности к самостоятельным
действиям в ситуации неопределённости;
 формирование активного отношения к традициям культуры как смысловой,
эстетической и личностно значимой ценности;
 воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в её
изобразительном искусстве, архитектуре, в национальных образах предметноматериальной и пространственной среды;
 развитие способности ориентироваться в мире современной художественной
культуры;
 овладение средствами художественного изображения;
 овладение основами практической творческой работы различными художественными
материалами и инструментами.
Учебный материал представлен в программе блоками, отражающими деятельностный
характер и коммуникативно-нравственную сущность художественного образования:
«Роль искусства и художественной деятельности в жизни человека и общества»,
«Духовно-нравственные проблемы жизни и искусства», «Язык пластических искусств и
художественный образ», «Виды и жанры пластических искусств».
Специфика подобного деления на блоки состоит в том, что первый блок раскрывает
содержание учебного материала, второй — намечает эмоционально-ценностную
направленность тематики заданий, третий — даёт инструментарий для его практической
реализации, четвёртый — содержит виды и жанры художественной деятельности, в
которых школьник может получить художественно-творческой опыт. Все блоки об одном
и том же, но раскрывают разные стороны искусства: типологическую, ценностноориентационную, языковую и деятельностную. Они в разной мере присутствуют
практически на каждом уроке. Поэтому распределение часов в программе условно, оно
лишь расставляет акценты, но не абсолютизирует необходимость уложить данную тему в
заявленные часы, так как на практике в каждой теме пересекаются все стороны искусства.
В комплексе все блоки направлены на решение задач общего художественного
образования и воспитания.
Место учебного курса в учебном плане
В соответствии с учебным планом школы на изучение предмета
«Изобразительное искусство» в 5—8 классах отводится 105 час, из расчета 1 час в неделю
2

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА
Личностные результаты:
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и
уважения к Отечеству, чувство гордости за свою Родину, прошлое и настоящее
многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание
истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов
России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных
ценностей
многонационального
российского
общества;
воспитание
чувства
ответственности и долга перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности
обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и
познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории
образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений,
с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования
уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному
уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное,
культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к
другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской
позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и
народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в
нём взаимопонимания;
5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни
в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в
школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с
учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных
проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и
нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным
поступкам;
7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве
со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе
образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других
видов деятельности;
8) формирование основ экологической культуры, соответствующей современному
уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной
рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
9) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности
семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
10) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия
народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты:
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и
формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать
мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и
познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять
контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы
3

действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в
соответствии с изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные
возможности её решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и
осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации,
устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение,
умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и
схемы для решения учебных и познавательных задач;
8) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с
учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и
разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать,
аргументировать и отстаивать своё мнение;
9) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и
регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической
контекстной речью;
10) формирование и развитие компетентности в области использования
информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ—компетенции);
11) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в
познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной
ориентации.
Предметные результаты:
1) осознание значения искусства и творчества в личной и культурной
самоидентификации личности;
2) развитие эстетического вкуса, художественного мышления обучающихся,
способности воспринимать эстетику природных объектов, сопереживать им, чувственноэмоционально оценивать гармоничность взаимоотношений человека с природой и
выражать своё отношение художественными средствами;
3) развитие
индивидуальных
творческих
способностей
обучающихся,
формирование устойчивого интереса к творческой деятельности;
4) формирование интереса и уважительного отношения к культурному наследию
и ценностям народов России, сокровищам мировой цивилизации, их сохранению и
приумножению.
5) формирование основ художественной культуры обучающихся как части их
общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации
общения; развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего
мира; развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти,
ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения;
6) развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоциональноценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и
нравственном пространстве культуры;
7) освоение художественной культуры во всём многообразии её видов, жанров и
стилей как материального выражения духовных ценностей, воплощённых в
пространственных формах (фольклорное художественное творчество разных народов,
классические произведения отечественного и зарубежного искусства, искусство
современности);

4

8) воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в
архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметноматериальной и пространственной среды, в понимании красоты человека;
9) приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и
жанрах визуально-пространственных искусств: изобразительных (живо-пись, графика,
скульптура), декоративно-прикладных, в архитектуре и дизайне; приобретение опыта
работы над визуальным образом в синтетических искусствах (театр и кино);
10) приобретение опыта работы различными художественными материалами и в
разных техниках в различных видах визуально-пространственных искусств, в
специфических формах художественной деятельности, в том числе базирующихся на ИКТ
(цифровая фотография, видеозапись, компьютерная графика, мультипликация и
анимация);
11) развитие потребности в общении с произведениями изобразительного
искусства, освоение практических умений и навыков восприятия, интерпретации и оценки
произведений искусства; формирование активного отношения к традициям
художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности.
5 КЛАСС
В процессе освоения программы «Изобразительного искусства» обучающийся
научится:
 Воспринимать мир, человека, явления с эстетических позиций;
 Понимать основы изобразительной грамоты,
 уметь использовать специфику образного языка и средств художественной
выразительности, особенности различных художественных материалов и техник во
время практической творческой работы;
 Уметь ориентироваться и находить самостоятельно необходимую информацию по
искусству в словарях, справочниках, книгах по искусству, в электронных
информационных ресурсах;
 Понимать разницу между элитарным и массовым искусством, оценку эстетических
позиций достоинств и недостатков произведений искусства;
 Применять различные художественные материалы, техники и средства художественной
выразительности в собственной художественно- творческой деятельности.

Обучающийся получит возможность:
 Обрести самостоятельный творческий опыт, способность к самостоятельным
действиям в различных учебных и жизненных ситуациях;
 Эстетически подходить к любому виду деятельности;
 Развить художественно- образное мышление как неотъемлемую часть целостного
мышления человека;
 Развить фантазию, воображение, визуальную память
6 КЛАСС
В процессе освоения программы «Изобразительного искусства» обучающийся
научится:
 Воспринимать художественную культуру во всем многообразии ее видов, жанров и
стилей как материального выражения духовных ценностей, воплощенных в
пространственных формах (фольклорное художественное творчество разных народов,
классические произведения отечественного и зарубежного искусства, искусство
современности);

5

 Создавать
художественный образ в разных видах и жанрах визуальнопространственных искусств: изобразительных (живопись, графика, скульптура),
декоративно-прикладных, в архитектуре и дизайне;
 Работать различными художественными материалами в разных техниках в различных
видах
визуально-пространственных
искусств,
в
специфических
формах
художественной деятельности, в том числе базирующихся на ИКТ;
Обучающийся получит возможность:
 Развить визуально-пространственное мышление как форму эмоциональноценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и
нравственном пространстве культуры;
 Формировать основы художественной культуры, как особого способа познания
жизни;
 Использовать средства информационных и коммуникативных технологий (ИКТ) для
решения художественных и познавательных задач;
 Формировать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, определять
наиболее эффективные способы достижения результата;
 Развить потребности в общении с произведениями изобразительного искусства,
освоении практических умений и навыков восприятия, интерпретации и оценки
произведений искусства.
7 КЛАСС
В процессе освоения программы «Изобразительного искусства» обучающийся
научится:
 Приобретёт практические навыки и умения в изобразительной деятельности;
 Разовьёт эстетический вкус как способность чувствовать и воспринимать
пластические искусства во всем многообразии их видов и жанров, освоит
мультикультурную картину современного мира;
 Понимать ценность художественной культуры разных народов мира и места в ней
Отечественного искусства:
 Применять различные выразительные средства, художественные материалы и
техники в своей творческой деятельности;
 Реализовывать творческий потенциал в собственной художественно- творческой
деятельности, осуществлять самоопределение и самореализацию личности на
эстетическом уровне;
 Развивать художественные мышление, вкус, воображение и фантазию, формировать
единство эмоционального и интеллектуального восприятия пластических искусств.

Обучающийся получит возможность:
 Развить умение видеть и воспринимать проявления художественной культуры в
окружающей жизни;
 Сформироватьжелание общаться с искусством, участвовать в обсуждении
содержания и выразительных средств произведений искусства;
 Сформировать мотивацию умений самостоятельно организовывать художественнотворческую и предметно- продуктивную деятельность, способность выбрать
средства для реализации художественного замысла;
 Сформирование способности оценивать результаты художественно-творческой
деятельности, собственной и одноклассников.
8 КЛАСС
В процессе освоения программы «Изобразительного искусства» обучающийся
научится:
6

 Создавать
художественный
образ в разных видах и жанрах визуальнопространственных искусств: изобразительных (живопись, графика, скульптура),
декоративно-прикладных, в архитектуре и дизайне; работать над визуальным
образом в синтетических искусствах;
 Работать различными художественными материалами и в разных техниках в
различных видах визуально-пространственных искусств, в специфических формах
художественной деятельности;
 Соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль
своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы
действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои
действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
Обучающийся получит возможность:
 Самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для
себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и
интересы своей познавательной деятельности;
 Самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные,
осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и
познавательных задач;
 Владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
 Уметь организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с
учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе.
 Использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для
выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планировать свою деятельность;
владеть устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
 Сформировать компетентности в области использования информационнокоммуникационных технологий;
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
Роль искусства и художественной деятельности в жизни человека и общества
Роль искусства и художественной деятельности человека в развитии
культуры. Истоки и смысл искусства. Искусство и мировоззрение. Народное
традиционное искусство. Роль изобразительной символики и традиционных образов в
развитии культуры. Исторические эпохи и художественные стили. Целостность
визуального образа культуры.
Роль художественной деятельности человека в освоении мира. Выражение в
произведениях искусства представлений о мире, явлениях жизни и природы. Отражение в
искусстве изменчивости эстетического образа человека в разные исторические эпохи.
Храмовая живопись и зодчество. Художественно-эстетическое значение исторических
памятников. Роль визуально-пространственных искусств в формировании образа Родины.
Художественный диалог культур. Пространственно-визуальное искус-ство
разных исторических эпох и народов. Особенности средств выразительности в
художественных культурах народов Запада и Востока. Основные художественные стили и
направления в искусстве. Великие мастера русского и европейского искусства.
Крупнейшие художественные музеи мира.
Роль искусства в создании материальной среды жизни человека. Роль
искусства в организации предметно-пространственной среды жизни человека.
Искусство в современном мире. Изобразительное искусство, архитектура, дизайн
в современном мире. Изобразительная природа визуальных искусств, их роль в
современном мире. Роль музея в современной культуре.
Духовно-нравственные проблемы жизни и искусства
7

Выражение в образах искусства нравственного поиска человечества, нравственного
выбора отдельного человека.
Традиционный и современный уклад семейной жизни, отражённый в искусстве.
Образы мира, защиты Отечества в жизни и в искусстве.
Народные праздники, обряды в искусстве и в современной жизни.
Взаимоотношения между народами, между людьми разных поколений в жизни и в
искусстве.
Язык пластических искусств и художественный образ
Специфика художественного изображения. Художественный образ — основа и
цель любого искусства. Условность художественного изображения. Реальность и фантазия
в искусстве.
Средства художественной выразительности
Художественные материалы и художественные техники. Материалы
живописи, графики, скульптуры. Художественные техники.
Композиция. Композиция — главное средство выразительности художественного
произведения. Раскрытие в композиции сущности произведения.
Пропорции. Линейная и воздушная перспектива. Контраст в композиции.
Цвет. Цветовые отношения. Колорит картины. Напряжённость и насыщенность
цвета. Свет и цвет. Характер мазка.
Линия, штрих, пятно. Линия, штрих, пятно и художественный образ. Передача
графическими средствами эмоционального состояния природы, человека, животного.
Объём и форма. Передача на плоскости и в пространстве многообразных форм
предметного мира. Трансформация и стилизация форм. Взаимоотношение формы и
характера.
Ритм. Роль ритма в построении композиции в живописи и рисунке, архитектуре,
декоративно-прикладном искусстве.
Виды и жанры пластических искусств
Изобразительные виды искусства. Живопись, графика, скульптура. Особенности
художественного образа в разных видах искусства. Портрет, пейзаж, натюрморт; бытовой,
исторический, анималистический жанры. Сюжет и содержание в произведении искусства.
Изображение предметного мира. Рисунок с натуры, по представлению. Исторические,
мифологические и библейские темы в изобразительном искусстве. Опыт художественного
творчества.
Конструктивные виды искусства. Архитектура и дизайн. Роль искусства в
организации
предметно-пространственной
среды
жизни
человека.
Единство
художественного и функционального в архитектуре и дизайне.
Архитектурный образ. Архитектура — летопись времён.
Виды дизайна. Промышленный дизайн. Индустрия моды. Архитектурный и
ландшафтный дизайн. Проектная культура. Проектирование пространственной и
предметной среды. Графический дизайн. Арт-дизайн. Компьютерная графика и анимация.
Декоративно-прикладные виды искусства. Народное искусство. Истоки
декоративно-прикладного искусства. Семантика образа в народном искусстве. Орнамент и
его происхождение. Виды орнамента. Стилизация и знаковый характер декоративного
образа. Материалы декоративно-прикладного искусства. Украшение в жизни людей, его
функции в жизни общества.
Изображение в синтетических и экранных видах искусства и художественная
фотография. Визуально-пространственные виды искусства и их значение в жизни людей.
Роль и значение изобразительного искусства в синтетических видах творчества.
Художник в театре. Изобразительная природа экранных искусств. Телевизионное
изображение, его особенности и возможности. Создание художественного образа в
искусстве фотографии.
8

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
5 класс
№

Тема раздела, тема урока

Кол-во
часов

ОБРАЗ РОДНОЙ ЗЕМЛИ В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ(9 ч)
Тема 1. Тема плодородия земли в изобразительном искусстве (5 ч)
1-2
Дары осени в натюрморте. Колорит и образный строй натюрморта
2
3-4
Осенние плоды в твоём натюрморте
2
5
Чудо-дерево. Образ-символ «древо жизни» в разных видах искусства.
1
Тема 2. Поэтический образ родной природы в изобразительном искусстве (4 ч)
6-7
Красота осеннего пейзажа в живописи и графике
2
8-9
Осенних дней очарованье в книжной графике
2
ЖИВАЯ СТАРИНА. ПРИРОДНЫЕ И ТРУДОВЫЕ ЦИКЛЫ В НАРОДНОЙ
КУЛЬТУРЕ И СОВРЕМЕННОЙ ЖИЗНИ И ИХ ОБРАЗЫ В ИСКУССТВЕ (8 ч)
Тема 3. Народные праздники и обряды в жизни и искусстве Традиции и современность (2 ч)
Человек и земля-кормилица. Праздник урожая как завершение трудового и
1
10
природного цикла
Ярмарка как периодически устраиваемый торг и обмен культурно-промышленными
1
11
товарами и форма общения между людьми
Тема 4. Образ времени года в искусстве (2 ч)
12-13 Зимняя пора в живописи и графике
2
Тема 5. Традиции и современность. Взаимоотношения людей в жизни и искусстве.
Роль декоративно-прикладных искусств в повседневной жизни человека и общества (2 ч)
14-15
Делу — время, потехе — час. Искусство вокруг нас. Рукодельницы и мастера
2
16-17 Герои сказок и былин в творчестве мастеров искусства
2
МУДРОСТЬ НАРОДНОЙ ЖИЗНИ В ИСКУССТВЕ (8 ч)
Тема 7. Русское народное деревянное зодчество. Польза и красота (4 ч)
18
Памятники древнерусской архитектуры в музеях под открытым небом
1
19-20
Изба — творение русских мастеров древо-делов.
2
21
Изба — модель мироздания
1
22
Лад народной жизни и образы его в искусстве. Традиции и современность
1
Тема 8. Образ народной жизни в опере-сказке «Снегурочка». Синтез искусств (3 ч)
23
Художник и театр. Декорации к опере-сказке «Снегурочка»
1
Художник и театр. Образы персонажей. Народные традиции в сценическом костюме
2
24-25
к опере-сказке «Снегурочка»
Тема 9. Календарный праздник широкой Масленицы как часть народной
художественной культуры и современной жизни (3 ч)
26
Гулянье на широкую Масленицу и образы его в искусстве
1
27-28
Традиции оформления праздничной среды.
2
ОБРАЗ ЕДИНЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА С ПРИРОДОЙ В ИСКУССТВЕ (5 ч)
Тема 10. Изображение в искусстве животного как объекта поклонения, изучения и
опоэтизированного художественного образа (2 ч)
29
Животные — братья наши меньшие
1
30
Животное и его повадки в творчестве скульпторов-анималистов
1
Тема 11. Тема защиты и охраны природы и памятников культуры (1 ч)
31
Экологическая тема в плакате
1
Тема 12. Народный календарный праздник Троицыной недели в жизни и искусстве (2 ч)
32-33 Троицына неделя и образы его в искусстве
2
34
Обрядовые куклы Троицыной недели. Традиции и современность
1
35
Резерв
1

6 класс
№

1
2-3
4

Тема урока
Раздел 1 Образ цветущей природы – вечная тема в искусстве. (6 ч)
Тема 1. Цветы в живописи, декоративно-прикладном и народном искусстве(6 ч)
Осенний букет в натюрморте живописцев
Цветы на лаковых подносах мастеров из Жостова и Нижнего Тагила
Осенние цветы в росписи твоего подноса

9

Кол-во
часов

1
1
1

Цветочные мотивы в искусстве народов России, стран Запада и Востока
2
Раздел 2. Из прошлого в настоящее. Художественный диалог культур(10 ч)
Тема 2. Символика древних орнаментов (7 ч)
7
Растительный орнамент в искусстве Древнего Египта
1
8
Зооморфные мотивы в искусстве Древнего Египта
1
9
Изысканный декор сосудов Древней Греции
1
10-11
Древние орнаменты в творчестве художников разного времени
2
12-13
Орнаментальные мотивы в художественном текстиле Индии и русская набойка
2
Тема 3. Традиции Новолетия в культуре народов мира (3 ч)
14
Традиции встречи Нового года в современной культуре
2
15-16
«Новый год шагает по планете…»
1
Раздел 3. Исторические реалии в искусстве разных народов(8 ч)
Тема 4. Образ ратного подвига и тема защиты родной земли в искусстве (4ч)
17
Каменные стражи Русской земли(XII—XVII вв.)
1
18
Рыцарский замок в Средневековой Европе
1
19
Военное облачение русского воина и доспехи рыцаря
1
20
Батальная композиция. У истоков исторического жанра.
1
Тема 5. Прославление женщины в искусстве народов мира (2 ч)
21
Тема прекрасной девы и женщины-матери в искусстве
1
22
Личность женщины в портретно-исторической композицииXIX — начала XX в.
1
Тема 6. Народный костюм в зеркале истории (2ч)
23-24
Русский народный костюм как культурное достояние нашего Отечества
1
Тема 7. Международный фольклорный фестиваль в пространстве современной культуры. Синтез
искусств (2 ч)
25-26
«Возьмёмся за руки друзья…» Разноликий хоровод. Вековые традиции разных
2
народов
Раздел 4. Образ времени года в искусстве. Весна – утро года (7 ч)
Тема 8. Первые приметы пробуждения природы и их образы в искусстве(4 ч)
27-28
Весенний гомон птичьих стай в жизни и искусстве
2
29-30
«Живая зыбь»
2
Тема 9. Светлое Христово Воскресенье, Пасха (2ч.)
31-32
«Как мир хорош в своей красе нежданной…»
2
Тема10. Весеннее многообразие природных форм в жизни и искусстве (1 ч.)
33-34
Земля пробуждается
2
35
Резерв
1
5-6

7 класс
№

Тема урока

Кол-во
часов

Раздел: Человек и среда в жизни и в изобразительном искусстве (3ч)
Тема: Объекты архитектуры в пейзаже ( 1 час)
1
Природа мест, где я живу. Красота городского и сельского пейзажа
1
Тема: Предметная среда человека в натюрморте (1 час)
2
О чем поведал натюрморт. Атрибуты искусства в твоем натюрморте.
1
Тема: Интерьер как отображение предметно - пространственной среды человека (1час)
3
Интерьер в архитектуре и изобразительном искусстве. Интерьер твоего дома
1
Раздел: Мир русской дворянской усадьбы как достояние художественной культуры и образ жизни
человека в искусстве (8 часов)
Тема: Русская дворянская усадьба как архитектурный ансамбль (3 часа)
Архитектурный облик дворцовой усадьбы XVII –второй половины XVIII в.
4
1
Особенности паркостроения
5
Подмосковные дворянские усадьбы и их парки конца XVIII – середины XIX в.
1
Роль искусства в организации предметно-пространственной среды человека и его
6
1
духовной жизни
Тема: Одежда и быт русского дворянина в жизни и изобразительном искусстве (3 часа)
7
Светский костюм русского дворянства XVIII - XIX столетий
1
Русская скульптура XVIII –начала XIXвека в пространстве города, дворянской
8
1
усадьбы и парка.
9
Быт и традиции русского дворянства

10

Раздел: Народный мастер – носитель национальной культуры (5 часов)
10
«Без вышивки в доме не обойтись…»
1
11
Народная роспись по дереву в разных регионах России
1
12
Глиняная игрушка-свистулька разных регионов России
1
13
Русские ювелирные украшения России XVII – XX веков. Традиции и современность
1
14
Весенняя ярмарка.
1
Раздел: Человек в различных сферах деятельности в жизни и искусстве. Техника и искусство (4 часа)
Тема: Наука и творческая деятельность человека в жизни и в искусстве. Космическая техника и
искусство (1 час)
14
Галактическая птица. В «конструкторском бюро» новых космических кораблей
1
Тема: Военная героика и искусство (1 час)
15
Образ защитника Отечества в портретной живописи XVIII – XX веков
1
Тема: Спорт и искусство (2 часа)
16
Образ спортсмена в изобразительном искусстве
1
17
Образ спортсмена в изобразительном искусстве

8 класс
Кол-во
часов
Раздел: АРХИТЕКТУРА И СКУЛЬПТУРА РОССИИ — ЛЕТОПИСЬ НАШЕГО ОТЕЧЕСТВА И
РОДНОГО КРАЯ (3 ч)
Тема 1. События истории и культуры нашего Отечества, запечатлённые в деревянном и каменном
зодчестве России (2 ч)
1
Архитектура городов России в зеркале истории.
1
2
Любимые места твоего города (посёлка)
1
Тема 2. Памятники архитектуры и скульптуры России в пространстве культуры (1 ч)
Памятники скульптуры и мемориальные архитектурные сооружения в честь великих
3
1
побед России
МОНУМЕНТАЛЬНО-ДЕКОРАТИВНАЯ ЖИВОПИСЬ В ПРОСТРАНСТВЕ КУЛЬТУРЫ
Тема3. Идеи и формы монументально-декоративного искусства ( 2ч)
4
Монументально-декоративная живопись в архитектурной среде. Фреска. Сграффито
1
5
Монументально-декоративная живопись в архитектурной среде. Мозаика. Витраж.
1
ДИЗАЙН В РОССИИ. ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПРЕДМЕТНОЙ СРЕДЫ: ОТ
ФУНКЦИИ К ФОРМЕ И ОТ ФОРМЫ К ФУНКЦИИ (6 ч)
Тема 4. Дизайн в промышленном производстве. Дизайн среды (1 ч)
6
Транспортные средства. Проекты художников-дизайнеров, конструкторов в России
1
Тема 5. Дизайн среды: интерьер и предметный мир человека (1ч)
7
Художественные и функциональные качества интерьера и его проектирование
1
Тема 6. Мода и дизайн одежды: исторический опыт и современные стили (4 ч)
8
Российская мода: исторический опыт XVIII—XX вв.
1
9
Мода и дизайн одежды: молодёжный стиль 60-г. XX в.
1
10
Фольклорное направление в моде второй половины XX в.
1
11
Спортивный стиль одежды.
1
ИСКУССТВО КОНЦА XIX — НАЧАЛА XX в. ПОИСК НОВЫХ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ФОРМ
ИЗОБРАЖЕНИЯ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ. УТВЕРЖДЕНИЕ ПРИНЦИПОВ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКОГО РЕАЛИЗМА В ИСКУССТВЕ 30-х гг. XX в. И ДАЛЬНЕЙШЕЕ ЕГО
РАЗВИТИЕ
Тема 6. От импрессионизма к авангардной живописи XX в. (4 ч)
12-13 Художественные поиски свободы в искусстве конца XIX — начала XX в.
2
14
Русский авангард. Агитационный фарфор.
1
15
Художественная афиша: от модерна к авангарду
1
№

Тема урока

Тема 7. Отражение современности в советском искусстве. Музейное строительство в
первые годы советской власти (2 ч)
16
17

Советское искусство. Соцреализм
Музей в современной культуре. Наш школьный музей

11

1
1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».