РП_Шахматы 4 кл

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Шахматы» для 4 класса
разработана на основе требований к результатам освоения основной образовательной
программы начального общего образования с учетом включенной в ее структуру
программы "Шахматы в школе», авторы Е.А.Прудникова, Е.И.Волкова
«Просвещение»".
В состав УМК входит учебник для четырёхлетней начальной школы "Шахматы в
школе", который соответствует ФГОС НОО, включён в Федеральный перечень учебников,
входит в список учебников и учебных пособий, используемых при реализации основных
общеобразовательных программ .
По учебному плану на изучение курса внеурочной деятельности «Шахматы» в 4 классе
отводится 1 час в неделю. По календарному учебному графику продолжительность
учебного года для учащихся 4-х классов составляет 34 недели. На изучение курса
внеурочной деятельности «Шахматы» отведено 34 часа.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Теоретические основы и правила шахматной игры
История шахмат
История появления шахмат на Руси. Роль шахматной игры в современном обществе.
Базовые понятия шахматной игры
Правила техники безопасности во время занятий шахматами, понятие о травмах и
способах их предупреждения. Правила поведения шахматистов, шахматный этикет.
Шахматные соревнования и правила их проведения.
Структура и содержание тренировочных занятий по шахматам. Основные термины и
понятия в шахматной игре: белое и чёрное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ,
центр, шахматные фигуры (ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король); ход и взятие каждой
фигурой, нападение, защита, начальное положение, ход, взятие, удар, взятие на проходе,
длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья, ценность шахматных фигур,
сравнительная сила фигур, стадии шахматной партии, основные тактические приёмы;
шахматная партия, запись шахматной партии, основы дебюта, атака на рокировавшегося и
нерокировавшегося короля в начале партии, атака при равносторонних и разносторонних
рокировках, основы анализа шахматной партии, основы пешечных, ладейных и
легкофигурных эндшпилей.
Практико-соревновательная деятельность Данный вид деятельности включает в себя
конкурсы решения позиций, спарринги, соревнования, шахматные праздники
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
• личностные результаты — готовность и способность обучающихся к саморазвитию,
сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки
выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции,
социальные компетентности, личностные качества;
• метапредметные результаты — освоенные обучающимися универсальные учебные
действия
(познавательные,
регулятивные
и
коммуникативные);
• предметные результаты — освоенный обучающимися в ходе изучения предмета опыт
специфической деятельности по получению нового знания, его преобразованию и
применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в
основе современной научной картины мира.
Личностные результаты освоения программы:
- формирование основ российской гражданской идентичности;
- ориентацию на моральные нормы и их выполнение, способность к моральной
децентрации;

- наличие чувства прекрасного;
- формирование основ шахматной культуры;
- понимание важности бережного отношения к собственному здоровью;
- наличие мотивации к творческому труду, работе на результат;
- готовность и способность к саморазвитию и самообучению;
- уважительное отношение к иному мнению;
- приобретение основных навыков сотрудничества со взрослыми людьми и сверстниками;
- воспитание этических чувств доброжелательности, толерантности и эмоциональнонравственной отзывчивости, понимания чувств и обстоятельств других людей и
сопереживания им;
- умение управлять своими эмоциями;
- дисциплинированность, внимательность, трудолюбие и упорство в достижении
поставленных целей;
- формирование навыков творческого подхода при решении различных задач, стремление
к работе на результат;
- оказание бескорыстной помощи окружающим.
Метапредметные результаты освоения программы:
Познавательные УУД:
- умение с помощью педагога и самостоятельно выделять и формулировать
познавательную цель деятельности в области шахматной игры;
- владение способом структурирования шахматных знаний- способность выбрать
наиболее эффективный способ решения учебной задачи в конкретных условиях;
- умение находить необходимую информацию;
- способность совместно с учителем ставить и формулировать задачу, самостоятельно
создавать алгоритмы деятельности при решении проблемы творческого или поискового
характера;
- умение моделировать, а также владение широким спектром логических действий и
операций, включая общие приёмы решения задач;
- способность строить логические цепи рассуждений, анализировать и просчитывать
результат своих действий, воспроизводить по памяти
информацию, устанавливать причинно-следственные связи, предвидеть реакцию
соперника, сопоставлять факты, концентрировать внимание,
находить нестандартные решения.
Коммуникативные УУД:
- умение находить компромиссы и общие решения, разрешать конфликты на основе
согласования различных позиций;
- способность формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение, вести
дискуссию, обсуждать содержание и результаты совместной деятельности;
- умение донести свою точку зрения до других и отстаивать собственную позицию, а
также уважать и учитывать позицию партнёра (собеседника);
- возможность организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем
и сверстниками, адекватно передавать информацию и отображать предметное содержание
и условия деятельности в речи.
Регулятивные УУД:
- умение планировать, контролировать и объективно оценивать свои умственные,
физические, учебные и практические действия в соответствии с поставленной задачей и
условиями её реализации;
- способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию
(в том числе во внутреннем плане), контролировать и оценивать свои действия, вносить
соответствующие коррективы в их выполнение.
Предметные результаты освоения программы:
Предметные результаты освоения программы характеризуют умения и опыт
обучающихся, приобретаемые и закрепляемые в процессе освоения

учебного предмета «Шахматы в школе».
В результате освоения обязательного минимума знаний при обучении по данной
программе обучающиеся начальной школы (1-4 классы)
должны:
- приобрести знания из истории развития шахмат, представления о роли шахмат и их
значении в жизни человека;
- владеть терминологией шахматной игры, понимать функциональный смысл и
направленность действий при закреплении изученного шахматного материала;
- приобрести навык организации отдыха и досуга с использованием шахматной игры.
Планируемые результаты изучения предмета «Шахматы в школе»
К концу четвёртого учебного года (четвёртого класса) учащиеся должны:
- владеть основными шахматными понятиями;
- владеть основными элементами шахматной тактики и техники расчёта вариантов в
практической игре;
- находить и решать различные шахматные комбинации, в том числе мат в два-три хода;
- знать и применять основные принципы развития фигур в дебюте; открытые дебюты и их
теоретические варианты;
- уметь атаковать короля при разносторонних и равносторонних рокировках;
- разыгрывать элементарные пешечные, ладейные и легкофигурные эндшпили, знать
теоретические позиции;
- уметь реализовывать материальное преимущество;
- принимать участие в шахматных соревнованиях.
Личностными
результатами
программы
внеурочной
деятельности
по
общеинтеллектуальному направлению “Шахматы” является формирование следующих
умений:



Определять и высказывать простые и общие для всех людей правила поведения
при сотрудничестве (этические нормы);
В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на
общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других
участников группы и педагога, как поступить.

Метапредметными
результатами
программы
внеурочной
деятельности
по
общеинтеллектуальному направлению “Шахматы” – является формирование следующих
универсальных учебных действий (УУД):
1. Регулятивные УУД:







Определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя,
а далее самостоятельно.
Проговаривать последовательность действий.
Учить высказывать своё предположение (версию) на основе данного задания,
учить работать по предложенному учителем плану, а в дальнейшем уметь
самостоятельно планировать свою деятельность.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога
на этапе изучения нового материала.
Учиться
совместно
с
учителем
и
другими
воспитанниками давать эмоциональную оценку деятельности на занятии.

Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных
достижений (учебных успехов).
2. Познавательные УУД:





Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя разные
источники информации, свой жизненный опыт и информацию, полученную на
занятии.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате
совместной работы всей команды.

Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания.
3. Коммуникативные УУД:







Умение
донести
свою
позицию
до
других:
оформлять
свою
мысль. Слушать и понимать речь других.
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в игре и следовать им.
Рост личностного, интеллектуального и социального развития ребёнка, развитие
коммуникативных способностей, инициативности, толерантности,
самостоятельности.
Приобретение теоретических знаний и практических навыков шахматной игре.
Освоение новых видов деятельности (дидактические игры и задания, игровые
упражнения, соревнования).

Результаты образовательной деятельности:
 Рост личностного, интеллектуального и социального развития ребёнка, развитие
коммуникативных
способностей,
инициативности,
толерантности,
самостоятельности.
 Приобретение теоретических знаний и практических навыков в шахматной игре.
 Освоение новых видов деятельности (дидактические игры и задания, игровые
упражнения, соревнования).
Конечным результатом обучения считается умение сыграть по правилам шахматную
партию от начала до конца. Это предполагает определенную прочность знаний и умение
применять их на практике.
Формы контроля
Применяемые методы педагогического контроля и наблюдения, позволяют
контролировать и корректировать работу программы на всём её протяжении и
реализации. Это дает возможность отслеживать динамику роста знаний, умений и
навыков, позволяет строить для каждого ребенка его индивидуальный путь развития. На
основе полученной информации педагог вносит соответствующие коррективы в учебный
процесс. Контроль эффективности осуществляется при выполнении диагностических
заданий и упражнений, с помощью тестов, фронтальных и индивидуальных опросов,
наблюдений. Контрольные испытания проводятся в торжественной соревновательной
обстановке.
Формы занятий:
Отбор форм и видов обусловлен возрастом детей и особенностями занятий внеурочной
деятельности. Применяются следующие группы форм организации обучения:
По количеству детей, участвующих в занятии - коллективная, групповая, индивидуальная,
работа в парах.
По дидактической цели:
•
Формирование и совершенствование знаний, умений и навыков (изучение нового
материала, практическая работа).
•
Обобщение и систематизация знаний (самостоятельная работа, творческая работа,
дискуссия).
•
Создание ситуаций творческого поиска.
•
Стимулирование (поощрение).

По особенностям коммуникативного взаимодействия педагога и детей: практикум, видео
экскурсия, мастерская, конкурс, выставка.
Виды деятельности: игровая, познавательная.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
1
2
3
4
5

Наименование тем
Раздел 1. Теоретические основы и правила шахматной игры
Сведения из истории шахмат
Базовые понятия шахматной игры
Раздел 2. Практико-соревновательная деятельность
Конкурсы решения позиций
Соревнования
Шахматные праздники

Кол.час
1
22

ИТОГО:

2
8
1
34
ВСЕГО: 34 ч

КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
ур
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18-21

Тема урока

История появления шахмат на Руси.
Зарождение шахматной культуры в России
Основные принципы игры в дебюте
Перевес в развитии фигур
Атака на короля
Перевес в пространстве
Оценка позиции
План игры
Выбор хода
Открытые дебюты
Полуоткрытые дебюты
Закрытые дебюты
Гамбиты
Тактический приём «мельница»
Тактический приём «перекрытие»
Тактический приём «рентген»
Конкурс решения позиций:
как бы вы сыграли?
Анализ шахматной партии:
выбери ход
Шахматный турнир

Кол.
часов
1

05.09

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

12.09
19.09
26.09
03.10
10.10
17.10
24.10
07.11
14.11
21.11
28.11
05.12
12.12
19.12

1

26.12

1

09.01

4
22-25

26

Простейшие ладейные эндшпили:
ладья с пешкой и королём против
ладьи и короля

30
31
32-33

Простейшие легкофигурные окончания:
мат двумя слонами одинокому королю
Простейшие легкофигурные окончания:
мат конём и слоном одинокому королю
Конкурс решения позиций:
как бы вы сыграли?
Роль шахмат в жизни человека.
Как стать сильным шахматистом
Шахматный турнир
Шахматный турнир (проектная деятельность)
Шахматный турнир

34

Шахматный праздник

27
28
29

дата
План факт

4

16.01
23.01
30.01
06.02
13.02
20.02
27.02
05.03

1

12.03

1

19.03

1

02.04

1

09.04

1
1

16.04
23.04
07.05
14.05
21.05

2
1

Примечание


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».