ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Шахматы» для 4 класса разработана на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования с учетом включенной в ее структуру программы "Шахматы в школе», авторы Е.А.Прудникова, Е.И.Волкова «Просвещение»". В состав УМК входит учебник для четырёхлетней начальной школы "Шахматы в школе", который соответствует ФГОС НОО, включён в Федеральный перечень учебников, входит в список учебников и учебных пособий, используемых при реализации основных общеобразовательных программ . По учебному плану на изучение курса внеурочной деятельности «Шахматы» в 4 классе отводится 1 час в неделю. По календарному учебному графику продолжительность учебного года для учащихся 4-х классов составляет 34 недели. На изучение курса внеурочной деятельности «Шахматы» отведено 34 часа. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА Теоретические основы и правила шахматной игры История шахмат История появления шахмат на Руси. Роль шахматной игры в современном обществе. Базовые понятия шахматной игры Правила техники безопасности во время занятий шахматами, понятие о травмах и способах их предупреждения. Правила поведения шахматистов, шахматный этикет. Шахматные соревнования и правила их проведения. Структура и содержание тренировочных занятий по шахматам. Основные термины и понятия в шахматной игре: белое и чёрное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, шахматные фигуры (ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король); ход и взятие каждой фигурой, нападение, защита, начальное положение, ход, взятие, удар, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья, ценность шахматных фигур, сравнительная сила фигур, стадии шахматной партии, основные тактические приёмы; шахматная партия, запись шахматной партии, основы дебюта, атака на рокировавшегося и нерокировавшегося короля в начале партии, атака при равносторонних и разносторонних рокировках, основы анализа шахматной партии, основы пешечных, ладейных и легкофигурных эндшпилей. Практико-соревновательная деятельность Данный вид деятельности включает в себя конкурсы решения позиций, спарринги, соревнования, шахматные праздники ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА • личностные результаты — готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; • метапредметные результаты — освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные); • предметные результаты — освоенный обучающимися в ходе изучения предмета опыт специфической деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира. Личностные результаты освоения программы: - формирование основ российской гражданской идентичности; - ориентацию на моральные нормы и их выполнение, способность к моральной децентрации; - наличие чувства прекрасного; - формирование основ шахматной культуры; - понимание важности бережного отношения к собственному здоровью; - наличие мотивации к творческому труду, работе на результат; - готовность и способность к саморазвитию и самообучению; - уважительное отношение к иному мнению; - приобретение основных навыков сотрудничества со взрослыми людьми и сверстниками; - воспитание этических чувств доброжелательности, толерантности и эмоциональнонравственной отзывчивости, понимания чувств и обстоятельств других людей и сопереживания им; - умение управлять своими эмоциями; - дисциплинированность, внимательность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей; - формирование навыков творческого подхода при решении различных задач, стремление к работе на результат; - оказание бескорыстной помощи окружающим. Метапредметные результаты освоения программы: Познавательные УУД: - умение с помощью педагога и самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель деятельности в области шахматной игры; - владение способом структурирования шахматных знаний- способность выбрать наиболее эффективный способ решения учебной задачи в конкретных условиях; - умение находить необходимую информацию; - способность совместно с учителем ставить и формулировать задачу, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблемы творческого или поискового характера; - умение моделировать, а также владение широким спектром логических действий и операций, включая общие приёмы решения задач; - способность строить логические цепи рассуждений, анализировать и просчитывать результат своих действий, воспроизводить по памяти информацию, устанавливать причинно-следственные связи, предвидеть реакцию соперника, сопоставлять факты, концентрировать внимание, находить нестандартные решения. Коммуникативные УУД: - умение находить компромиссы и общие решения, разрешать конфликты на основе согласования различных позиций; - способность формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение, вести дискуссию, обсуждать содержание и результаты совместной деятельности; - умение донести свою точку зрения до других и отстаивать собственную позицию, а также уважать и учитывать позицию партнёра (собеседника); - возможность организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно передавать информацию и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи. Регулятивные УУД: - умение планировать, контролировать и объективно оценивать свои умственные, физические, учебные и практические действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; - способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию (в том числе во внутреннем плане), контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение. Предметные результаты освоения программы: Предметные результаты освоения программы характеризуют умения и опыт обучающихся, приобретаемые и закрепляемые в процессе освоения учебного предмета «Шахматы в школе». В результате освоения обязательного минимума знаний при обучении по данной программе обучающиеся начальной школы (1-4 классы) должны: - приобрести знания из истории развития шахмат, представления о роли шахмат и их значении в жизни человека; - владеть терминологией шахматной игры, понимать функциональный смысл и направленность действий при закреплении изученного шахматного материала; - приобрести навык организации отдыха и досуга с использованием шахматной игры. Планируемые результаты изучения предмета «Шахматы в школе» К концу четвёртого учебного года (четвёртого класса) учащиеся должны: - владеть основными шахматными понятиями; - владеть основными элементами шахматной тактики и техники расчёта вариантов в практической игре; - находить и решать различные шахматные комбинации, в том числе мат в два-три хода; - знать и применять основные принципы развития фигур в дебюте; открытые дебюты и их теоретические варианты; - уметь атаковать короля при разносторонних и равносторонних рокировках; - разыгрывать элементарные пешечные, ладейные и легкофигурные эндшпили, знать теоретические позиции; - уметь реализовывать материальное преимущество; - принимать участие в шахматных соревнованиях. Личностными результатами программы внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению “Шахматы” является формирование следующих умений: Определять и высказывать простые и общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы); В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить. Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению “Шахматы” – является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД): 1. Регулятивные УУД: Определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя, а далее самостоятельно. Проговаривать последовательность действий. Учить высказывать своё предположение (версию) на основе данного задания, учить работать по предложенному учителем плану, а в дальнейшем уметь самостоятельно планировать свою деятельность. Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала. Учиться совместно с учителем и другими воспитанниками давать эмоциональную оценку деятельности на занятии. Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов). 2. Познавательные УУД: Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя разные источники информации, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей команды. Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания. 3. Коммуникативные УУД: Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль. Слушать и понимать речь других. Совместно договариваться о правилах общения и поведения в игре и следовать им. Рост личностного, интеллектуального и социального развития ребёнка, развитие коммуникативных способностей, инициативности, толерантности, самостоятельности. Приобретение теоретических знаний и практических навыков шахматной игре. Освоение новых видов деятельности (дидактические игры и задания, игровые упражнения, соревнования). Результаты образовательной деятельности: Рост личностного, интеллектуального и социального развития ребёнка, развитие коммуникативных способностей, инициативности, толерантности, самостоятельности. Приобретение теоретических знаний и практических навыков в шахматной игре. Освоение новых видов деятельности (дидактические игры и задания, игровые упражнения, соревнования). Конечным результатом обучения считается умение сыграть по правилам шахматную партию от начала до конца. Это предполагает определенную прочность знаний и умение применять их на практике. Формы контроля Применяемые методы педагогического контроля и наблюдения, позволяют контролировать и корректировать работу программы на всём её протяжении и реализации. Это дает возможность отслеживать динамику роста знаний, умений и навыков, позволяет строить для каждого ребенка его индивидуальный путь развития. На основе полученной информации педагог вносит соответствующие коррективы в учебный процесс. Контроль эффективности осуществляется при выполнении диагностических заданий и упражнений, с помощью тестов, фронтальных и индивидуальных опросов, наблюдений. Контрольные испытания проводятся в торжественной соревновательной обстановке. Формы занятий: Отбор форм и видов обусловлен возрастом детей и особенностями занятий внеурочной деятельности. Применяются следующие группы форм организации обучения: По количеству детей, участвующих в занятии - коллективная, групповая, индивидуальная, работа в парах. По дидактической цели: • Формирование и совершенствование знаний, умений и навыков (изучение нового материала, практическая работа). • Обобщение и систематизация знаний (самостоятельная работа, творческая работа, дискуссия). • Создание ситуаций творческого поиска. • Стимулирование (поощрение). По особенностям коммуникативного взаимодействия педагога и детей: практикум, видео экскурсия, мастерская, конкурс, выставка. Виды деятельности: игровая, познавательная. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № 1 2 3 4 5 Наименование тем Раздел 1. Теоретические основы и правила шахматной игры Сведения из истории шахмат Базовые понятия шахматной игры Раздел 2. Практико-соревновательная деятельность Конкурсы решения позиций Соревнования Шахматные праздники Кол.час 1 22 ИТОГО: 2 8 1 34 ВСЕГО: 34 ч КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № ур 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18-21 Тема урока История появления шахмат на Руси. Зарождение шахматной культуры в России Основные принципы игры в дебюте Перевес в развитии фигур Атака на короля Перевес в пространстве Оценка позиции План игры Выбор хода Открытые дебюты Полуоткрытые дебюты Закрытые дебюты Гамбиты Тактический приём «мельница» Тактический приём «перекрытие» Тактический приём «рентген» Конкурс решения позиций: как бы вы сыграли? Анализ шахматной партии: выбери ход Шахматный турнир Кол. часов 1 05.09 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 12.09 19.09 26.09 03.10 10.10 17.10 24.10 07.11 14.11 21.11 28.11 05.12 12.12 19.12 1 26.12 1 09.01 4 22-25 26 Простейшие ладейные эндшпили: ладья с пешкой и королём против ладьи и короля 30 31 32-33 Простейшие легкофигурные окончания: мат двумя слонами одинокому королю Простейшие легкофигурные окончания: мат конём и слоном одинокому королю Конкурс решения позиций: как бы вы сыграли? Роль шахмат в жизни человека. Как стать сильным шахматистом Шахматный турнир Шахматный турнир (проектная деятельность) Шахматный турнир 34 Шахматный праздник 27 28 29 дата План факт 4 16.01 23.01 30.01 06.02 13.02 20.02 27.02 05.03 1 12.03 1 19.03 1 02.04 1 09.04 1 1 16.04 23.04 07.05 14.05 21.05 2 1 Примечание