Рабочая прогамма внеурочной деятельности Занимательная математика 4 класс

Пояснительная записка.
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Занимательная
математика» разработана для 4 классов МОБУ СОШ с.Мирный в соответствии с
Федеральным государственным образовательным стандартом и опирается на
верифицированный контент интерактивной онлайн-платформы «Учи.ру».
Цель программы: расширение знаний по предмету математика, развитие
интереса учащихся к предмету, развитие их математических способностей,
привитие школьникам интереса к самостоятельным занятиям математикой,
воспитание и развитие их инициативы и творчества.
Задачи: содействовать развитию познавательных психических процессов
учащихся:

восприятия,

представления,

памяти,

внимания,

мышления,

воображения; формировать математические способности учащихся, а именно:
умение обобщать математический материал, логически рассуждать,
обоснованно делать выводы, доказывать;
• расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной
математики;

учить,

правильно

применять

математическую

терминологию; развивать логическое мышление;
• формировать умение нестандартно мыслить;
• формировать

умение

выполнять

задания

с

разнообразным

геометрическим материалом;
• совершенствовать умение решать задачи повышенной сложности;
• развивать надпредметные умения и навыки;
• отбирать такое содержание развивающих заданий, которые будет
направлено на развитие личности, на взаимодействие с другими
детьми;
• стимулировать учащихся к высказыванию собственных идей по
поводу решаемых проблем;

• развивать потребность обучающихся к самообучению, воспитанию;
отрабатывать математические знания с помощью интерактивных
тренажѐров, тестов.
Реализация задачи воспитания любознательного, активно познающего
мир

младшего

школьника,

обучение

решению

математических

задач

творческого и поискового характера будут проходить более успешно, если
урочная деятельность дополнится внеурочной работой. В этом может помочь
учебный курс «Занимательная математика» расширяющий математический
кругозор

и

эрудицию

учащихся,

способствующий

формированию

познавательных универсальных учебных действий.
Курс предназначен для развития математических способностей учащихся,
формирования

элементов

логической

и

алгоритмической

грамотности,

коммуникативных умений младших школьников с применением коллективных
форм организации занятий и использованием современных средств обучения.
Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности
сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями
рассуждений,

овладение

деятельности

позволят

элементарными
обучающимся

навыками

реализовать

исследовательской
свои

возможности,

приобрести уверенность в своих силах.
Содержание
воспитание

курса

интереса

наблюдательности,

«Занимательная
к

математика»

познавательной

геометрической

зоркости,

направлено

деятельности,
умения

на

развитие

анализировать,

догадываться, рассуждать, доказывать, решать учебную задачу творчески.
Содержание может быть использовано для показа учащимся возможностей
применения тех знаний и умений, которыми они овладевают на уроках
математики.
Программа курса внеурочной деятельности «Занимательная математика»
предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется

не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью
математической ситуации, что способствует появлению у учащихся желания
отказаться от образца, проявить самостоятельность, а также формированию
умений

работать

в

условиях

поиска

и

развитию

сообразительности,

любознательности.
В процессе выполнения заданий дети учатся видеть сходство и различия,
замечать изменения, выявлять причины и характер изменений и на основе этого
формулировать выводы. Совместное с учителем движение от вопроса к ответу
— это возможность научить ученика рассуждать, сомневаться, задумываться,
стараться самому находить выход-ответ.
Курс внеурочной деятельности «Занимательная математика» учитывает
возрастные особенности младших школьников и поэтому предусматривает
организацию

подвижной

деятельности

учащихся,

которая

не

мешает

умственной работе. С этой целью в курс включены подвижные математические
игры, последовательная смена одним учеником «центров» деятельности в
течение одного занятия; что приводит к передвижению учеников по классу в
ходе выполнения математических заданий на листах бумаги, расположенных на
стенах классной комнаты, и др. Во время занятий важно поддерживать прямое
общение между детьми (возможность подходить друг к другу, переговариваться,
обмениваться мыслями).
При

реализации

рабочих

программ

внеурочной

деятельности

используются формы, носящие исследовательский, творческий характер
(развивающие занятия, практики, мастер-классы, соревнования, «погружения»,
учебно-исследовательские проекты, познавательные и деловые игры, экскурсии,
олимпиады, марафоны, конференции и т.п.).
Программа курса внеурочной деятельности «Занимательная математика»
предназначена для реализации в 4 классе на 34 часа (1 час в неделю).
Содержание курса отвечает требованию к организации внеурочной
деятельности, соответствует курсу «Математика» и не требует от учащихся

дополнительных математических знаний. Тематика задач и заданий отражает
реальные познавательные интересы детей, в программе содержатся полезная и
любопытная информация, занимательные математические факты, способные
дать простор воображению.
Ценностными ориентирами содержания курса являются:
•

формирование

умения

рассуждать

как

компонента

логической

грамотности;
•

освоение эвристических приѐмов рассуждений;

•

формирование

интеллектуальных

умений,

связанных

с

выбором

стратегии решения, анализом ситуации, сопоставлением данных;
•

развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся;

•

формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить
простейшие закономерности, использовать догадки, строить и проверять
простейшие гипотезы;

•

формирование пространственных представлений и пространственного
воображения;

•

привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного
общения на занятиях.
Планируемые результаты
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения

программы курса внеурочной деятельности «Занимательная математика».
Личностными результатами изучения данного курса являются:
•

развитие

любознательности,

сообразительности

при

выполнении

разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
•

развитие внимательности, настойчивости, целеустремлѐнности, умения
преодолевать трудности — качеств весьма важных в практической
деятельности любого человека;

•

воспитание чувства справедливости, ответственности;

•

развитие

самостоятельности

суждений,

независимости

и

нестандартности мышления.
Метапредметные результаты представлены в содержании программы в разделе
«Универсальные учебные действия». Предметные результаты отражены в
содержании программы.
Планируемые воспитательные результаты реализации курса внеурочной
деятельности:
1.

Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных

знаний,

понимания

социальной

реальности

и

повседневной

жизни):

приобретение школьниками знаний об этике и эстетике повседневной жизни
человека; о принятых в обществе нормах отношения к природе, к памятникам
истории и культуры, к людям других поколений и других социальных групп; о
российских традициях о русских народных играх; о правилах конструктивной
групповой работы; об основах разработки социальных проектов и организации
коллективной творческой деятельности; о способах самостоятельного поиска,
нахождения и обработки информации; о логике и правилах проведения
научного

исследования;

о

способах

ориентирования

на

местности

и

элементарных правилах выживания в природе.
2.

Результаты второго уровня (формирование позитивных отношений

школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в
целом): развитие ценностных отношений школьника к родному Отечеству,
родной природе и культуре, к труду, к знаниям, к миру, к другим людям, к
людям

иной

этнической

или

культурной

принадлежности,

к

своему

школьником

опыта

собственному здоровью и внутреннему миру.
3.

Результаты

третьего

уровня

(приобретение

самостоятельного ценностно окрашенного социального действия): школьник
может приобрести опыт исследовательской деятельности; опыт публичного
выступления

по

проблемным

вопросам;

опыт

природосберегающей

и

природоохранной деятельности; опыт охраны памятников истории и культуры;
опыт интервьюирования и проведения опросов общественного мнения; опыт
общения с представителями других социальных групп, других поколений; опыт
волонтерской деятельности; опыт заботы о малышах и организации их досуга;
опыт самостоятельной организации праздников и поздравлений для других
людей; опыт самообслуживания, самоорганизации и организации совместной
деятельности с другими детьми; опыт управления другими людьми и взятия на
себя ответственности за других людей.
Таким образом, курс направлен на достижение воспитательных
результатов:
- Формирование

положительного

отношения

к

базовым

общественным

ценностям.
- Получение обучающимися опыта приобретения ими социального опыта.
- Самостоятельное общественное действие.
Достижение трѐх уровней воспитательных результатов обеспечивает
появление значимых эффектов духовно-нравственного развития и воспитания
обучающихся — формирование основ российской идентичности, присвоение
базовых национальных ценностей, развитие нравственного самосознания,
укрепление духовного и социально-психологического здоровья, позитивного
отношения к жизни, доверия к людям и обществу и т. д.

Содержание программы
Раздел № 1. «В мире чисел»
•

последовательность ряда многозначных чисел;

•

знаки и термины, связанные со сложением, вычитанием, делением,
умножением;

•

арифметические действия над числами;

•

переместительное, сочетательное свойство;

•

приемы устного и письменного счета;

•

группировать числа

по

заданному

или

самостоятельно

установленному признаку;
•

уметь решать примеры – ребусы;

•

классифицировать числа по одному или нескольким основаниям,
объяснять свои действия;
Раздел № 2. « Развивающие задачи».

•
•

решение нестандартных задач;
приѐмы решения задач алгебраическим способом;

•

анализировать задачу, устанавливать зависимость между величинами
и взаимосвязь между условием и вопросом задачи, выбирать и
объяснять выбор действий;

•

решать учебные задачи и задачи, связанные с повседневной жизнью;

•

оценивать правильность хода решения и реальность ответа на вопрос
задачи:

•

аргументировано доказывать правильно решение;

•

опровергать неправильное направление поиска.

Раздел № 3. «Геометрия вокруг нас»
•

названия геометрических фигур: треугольник, квадрат, круг, луч,
отрезок и т.д.

•

о линиях (прямая, кривая, замкнутая, незамкнутая кривая)

•

названия геометрических величин и их измерений – сантиметр,
дециметр.

•

математическую терминологию;

•

описывать взаимное расположение предметов в пространстве и на
плоскости;

•

распознавать, называть, изображать геометрические фигуры: точку,
отрезок, ломанную, многоугольник, треугольник, прямоугольник,
квадрат, круг, окружность.

•

использовать свойства прямоугольника и квадрата для решения задач;

•

выполнять

построение

геометрических

фигур

заданными

измерениями (отрезок, квадрат, прямоугольник) с помощью линейки;
•
•

построить отрезок заданной длины;
делать выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли.

•

оценивать

размеры

геометрических

объектов,

расстояний

приблизительно (на глаз);
Раздел № 4. «Моделирование»
•

названия

терминов

касающихся

пространственного

расположения предметов;
•

придумывать новые архитектурные формы;

•

находить новые дизайнерские решения;

•

воспроизводить и комбинировать собственные знаки и образы;

•

находить сходство и различие предметов;

•

ориентироваться в пространственных отношениях;

•

соотносить реальные объекты с моделями геометрических фигур;
Универсальные учебные действия:

•

сравнивать разные приѐмы действий, выбирать удобные способы для
выполнения конкретного задания;

•

моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения
числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной
работы;

•

применять изученные способы учебной работы и приѐмы вычислений
для работы с числовыми головоломками;

•

анализировать правила игры, действовать в соответствии с заданными
правилами;

•

включаться
проблемных

в

групповую
вопросов,

работу,

участвовать

высказывать

в

собственное

обсуждении
мнение

и

аргументировать его;
•

выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное
затруднение в пробном действии;

•

аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные
мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения;

•

сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с
заданным условием;

•

контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять
ошибки.

•

анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять
условие и вопрос, данные и искомые числа (величины);

•

искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте
задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы;
моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи, использовать
соответствующие знаково-символические средства для моделирования
ситуации;

•

конструировать последовательность шагов (алгоритм) решения задачи;

•

объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия;

•

воспроизводить способ решения задачи;

•

сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с
заданным условием;

•

анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из
них верные, выбирать наиболее эффективный способ решения задачи;

•

оценивать предъявленное готовое решение задачи (верно, неверно);

•

участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат
решения задачи;

•

конструировать несложные задачи.

•

ориентироваться в понятиях «влево», «вправо», «вверх», «вниз»;

•

ориентироваться на точку начала движения, на числа и стрелки 1→ 1↓
и др., указывающие направление движения;

•

проводить линии по заданному маршруту (алгоритму);

•

выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже;

•

анализировать расположение деталей (треугольников, уголков, спичек)
в исходной конструкции;

•

составлять фигуры из частей, определять место заданной детали в
конструкции;

•

выявлять закономерности в расположении деталей; составлять детали
в соответствии с заданным контуром конструкции;

•

сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с
заданным условием;

•

объяснять (доказывать) выбор деталей или способа действия при
заданном условии;

•

анализировать предложенные возможные варианты верного решения;

•

моделировать объѐмные фигуры из различных материалов (проволока,
пластилин и др.) и из развѐрток;

•

осуществлять развѐрнутые действия контроля и самоконтроля:
сравнивать построенную конструкцию с образцом.
Занятия курса внеурочной деятельности «Занимательная математика»

содействуют развитию у детей математического образа мышления: краткости
речи, правильному применению математической терминологии и т.д.
Формированию положительных мотивов в учебной деятельности, способствует
работа, которая содержит элементы игры, поисковой деятельности, которая
повышает активность и обеспечивает самостоятельность выполнения работ.
Занятия должны помочь учащимся:

•

овладеть способами исследовательской деятельности;

•

уметь формировать творческое мышление;

•

способствовать улучшению качества решения задач, различного
уровня сложности;

•

открывать оригинальные способы действий;

•

повышать качество обучения по предмету математика.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Дата
№ п/п
проведения

Количество
часов

Виды, формы
текущего контроля
(письменный
контроль, устный
опрос,
практическая
работа,
тестирование,
диктант и др.)

Разряды чисел. Прибавить и вычесть 1,10,100.
Числовая ось до 1000. Сравнение чисел до 1000.
Перевод единиц массы. Единицы массы: задачи.

1

Устный опрос

1

Устный опрос;
письменный
контроль
Устный опрос

Тема занятия

Виды учебной
деятельности с учетом
основных направлений
программы воспитания

Числа и величины (8ч.)
1.

07.09

2.

14.09

3.

21.09

Деление на части. Доли. Что такое дробь? Дроби:
числитель и знаменатель.

1

4.

28.09

1

5.
6.

05.10
12.10

Дроби на числовой прямой.
Дроби и деление.
Сложение и вычитание дробей.
Перевод единиц времени. Единицы времени: задачи.
Перевод единиц времени. Единицы времени: задачи.

1
1

7.

19.10

Единицы площади: квадратный метр, ар, гектар.

1

8.

26.10

Единицы площади: задачи.

1

Устный опрос;
письменный
контроль
Устный опрос
Устный опрос;
письменный
контроль
Устный опрос;
письменный
контроль
Устный опрос;

Осознание роли
своей страны в
мировом развитии,
уважительное
отношение к
семейным
ценностям,
бережное
отношение к
окружающему
миру.
Осознание своей
этнокультурной и
российской
гражданской
идентичности

https://uchi.ru
https://uchi.ru

https://uchi.ru

https://uchi.ru

https://uchi.ru
https://uchi.ru

https://uchi.ru

https://uchi.ru

письменный
контроль
Вычислительные действия с числами (13ч.)
9.

09.11

10.

16.11

11.

23.11

12.

30.11

13.

07.12

14.

14.12

15.

21.12

16.

28.12

17.

11.01

18.

18.01

Сложение и вычитание на числовой оси. Сложение
столбиком
Многозначных чисел: с переходом, трѐх чисел.
Вычитание столбиком многозначных чисел: без
перехода, с одним переходом, с несколькими
переходами.
Вычитание многозначных чисел. Вычитание из числа с
нулями.

1

Умножение столбиком двузначного, трѐхзначного и
многозначного числа на однозначное.
Умножение столбиком многозначного числа на
однозначное.
Умножение на круглое число.
Деление с остатком в уме. Деление столбиком
двузначного, трѐхзначного, многозначного числа на
однозначное.
Деление круглого числа и на круглое число. Деление
столбиком многозначного числа на однозначное.
Умножение двузначного, трѐхзначного и многозначного
числа на двузначное. Деление в столбик с остатком.
Умножение двузначного, трѐхзначного и многозначного
числа на двузначное.
Умножение трѐхзначного и многозначного числа на
трѐхзначное.
Умножение на круглое число.

1

Устный опрос;
письменный
контроль
Устный опрос

https://uchi.ru

https://uchi.ru

1

Устный опрос;
письменный
контроль
Устный опрос

1

Устный опрос

1

Устный опрос;
письменный
контроль
Устный опрос

1

1

1
1

1

Устный опрос;
письменный
контроль
Устный опрос
Устный опрос;
письменный
контроль

https://uchi.ru

Первоначальные
представления о
человеке как члене
общества, о правах и
ответственности,
уважении и
достоинстве человека,
о нравственноэтических нормах
поведения и правилах
межличностных
отношений.

https://uchi.ru
https://uchi.ru

https://uchi.ru

https://uchi.ru
https://uchi.ru

https://uchi.ru
https://uchi.ru

19.

25.01

20.

01.02

21.

08.02

22.
23.
24.

15.02
22.02
29.02

Умножение на число с 0. Умножение трѐхзначного и
многозначного числа на трѐхзначное.
Деление трѐхзначного и многозначного числа на
двузначное.
Деление круглого числа.
Деление многозначного числа. Деление в столбик с
остатком.
Работа с информацией (3ч.)

1

Устный опрос

https://uchi.ru

1

Устный опрос

https://uchi.ru

Таблицы. Столбчатые и круговые диаграммы.
Графики. Анализ таблиц и столбчатых диаграмм.
Анализ круговых диаграмм и графиков. Столбчатые
диаграммы – вычисления.

1
1
1

1

https://uchi.ru

Устный опрос

Устный опрос
Устный опрос
Устный опрос

Признание
индивидуальности
каждого человека;
проявление
сопереживания,
уважения и
доброжелательности.

https://uchi.ru
https://uchi.ru
https://uchi.ru

Геометрия (1ч.)
25.

07.03

Задачи н нахождение периметра.

1

Устный опрос

https://uchi.ru

1

Устный опрос

https://uchi.ru

1

Устный опрос

https://uchi.ru

1

Устный опрос

https://uchi.ru

1

Устный опрос; Чувство гордости за
свою Родину,
письменный
российский
народ и
контроль
историю России.
Устный опрос;
Сопричастность к
письменный
прошлому,
контроль

https://uchi.ru

Текстовые задачи (3 ч.)
26.

14.03

27.

21.03

Учимся решать задачи. Анализ условия задачи.
Порядок действий в задачах
Реши задачу по действиям. Строим схему к задаче.

28.

04.04

Реши задачу по схеме. Выбери схему.

Учимся решать олимпиадные задачи(7ч.)
29.

11.04

30.

18.04

Решаем задачи: распилы и разрезы, найди фигуры,
счѐт с двух сторон, числовой ряд, расстояния, распилы
и разрезы
Решаем задачи: ребусы с числами, рассуждай и
складывай, все вместе, числовой ряд, ребусы с
числами, найди фигуры

1

https://uchi.ru

31.

25.04

32.

02.05

33.

16.05

34

23.05

Решаем задачи: головы и ноги, найди фигуры и
продолжи, ребусы с числами, последовательности,
площадь и объѐм, найди фигуры
Решаем задачи: найди все пути, последовательности,
что было в начале, взвешивание, ребусы с цифрами
Решаем задачи: найди все пути, последовательности,
что было в начале, взвешивание, ребусы с цифрами
Решаем задачи: найди все пути, последовательности,
что было в начале, взвешивание, ребусы с цифрами

1

1

Устный опрос;
настоящему и
письменный
будущему своей
контроль
страны и родного края.
Устный опрос Уважение к своему и
другим народам
Устный опрос

1

Устный опрос

1

https://uchi.ru

https://uchi.ru
https://uchi.ru
https://uchi.ru


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».