Пояснительная записка.
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Занимательная
математика» разработана для 4 классов МОБУ СОШ с.Мирный в соответствии с
Федеральным государственным образовательным стандартом и опирается на
верифицированный контент интерактивной онлайн-платформы «Учи.ру».
Цель программы: расширение знаний по предмету математика, развитие
интереса учащихся к предмету, развитие их математических способностей,
привитие школьникам интереса к самостоятельным занятиям математикой,
воспитание и развитие их инициативы и творчества.
Задачи: содействовать развитию познавательных психических процессов
учащихся:
восприятия,
представления,
памяти,
внимания,
мышления,
воображения; формировать математические способности учащихся, а именно:
умение обобщать математический материал, логически рассуждать,
обоснованно делать выводы, доказывать;
• расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной
математики;
учить,
правильно
применять
математическую
терминологию; развивать логическое мышление;
• формировать умение нестандартно мыслить;
• формировать
умение
выполнять
задания
с
разнообразным
геометрическим материалом;
• совершенствовать умение решать задачи повышенной сложности;
• развивать надпредметные умения и навыки;
• отбирать такое содержание развивающих заданий, которые будет
направлено на развитие личности, на взаимодействие с другими
детьми;
• стимулировать учащихся к высказыванию собственных идей по
поводу решаемых проблем;
• развивать потребность обучающихся к самообучению, воспитанию;
отрабатывать математические знания с помощью интерактивных
тренажѐров, тестов.
Реализация задачи воспитания любознательного, активно познающего
мир
младшего
школьника,
обучение
решению
математических
задач
творческого и поискового характера будут проходить более успешно, если
урочная деятельность дополнится внеурочной работой. В этом может помочь
учебный курс «Занимательная математика» расширяющий математический
кругозор
и
эрудицию
учащихся,
способствующий
формированию
познавательных универсальных учебных действий.
Курс предназначен для развития математических способностей учащихся,
формирования
элементов
логической
и
алгоритмической
грамотности,
коммуникативных умений младших школьников с применением коллективных
форм организации занятий и использованием современных средств обучения.
Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности
сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями
рассуждений,
овладение
деятельности
позволят
элементарными
обучающимся
навыками
реализовать
исследовательской
свои
возможности,
приобрести уверенность в своих силах.
Содержание
воспитание
курса
интереса
наблюдательности,
«Занимательная
к
математика»
познавательной
геометрической
зоркости,
направлено
деятельности,
умения
на
развитие
анализировать,
догадываться, рассуждать, доказывать, решать учебную задачу творчески.
Содержание может быть использовано для показа учащимся возможностей
применения тех знаний и умений, которыми они овладевают на уроках
математики.
Программа курса внеурочной деятельности «Занимательная математика»
предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется
не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью
математической ситуации, что способствует появлению у учащихся желания
отказаться от образца, проявить самостоятельность, а также формированию
умений
работать
в
условиях
поиска
и
развитию
сообразительности,
любознательности.
В процессе выполнения заданий дети учатся видеть сходство и различия,
замечать изменения, выявлять причины и характер изменений и на основе этого
формулировать выводы. Совместное с учителем движение от вопроса к ответу
— это возможность научить ученика рассуждать, сомневаться, задумываться,
стараться самому находить выход-ответ.
Курс внеурочной деятельности «Занимательная математика» учитывает
возрастные особенности младших школьников и поэтому предусматривает
организацию
подвижной
деятельности
учащихся,
которая
не
мешает
умственной работе. С этой целью в курс включены подвижные математические
игры, последовательная смена одним учеником «центров» деятельности в
течение одного занятия; что приводит к передвижению учеников по классу в
ходе выполнения математических заданий на листах бумаги, расположенных на
стенах классной комнаты, и др. Во время занятий важно поддерживать прямое
общение между детьми (возможность подходить друг к другу, переговариваться,
обмениваться мыслями).
При
реализации
рабочих
программ
внеурочной
деятельности
используются формы, носящие исследовательский, творческий характер
(развивающие занятия, практики, мастер-классы, соревнования, «погружения»,
учебно-исследовательские проекты, познавательные и деловые игры, экскурсии,
олимпиады, марафоны, конференции и т.п.).
Программа курса внеурочной деятельности «Занимательная математика»
предназначена для реализации в 4 классе на 34 часа (1 час в неделю).
Содержание курса отвечает требованию к организации внеурочной
деятельности, соответствует курсу «Математика» и не требует от учащихся
дополнительных математических знаний. Тематика задач и заданий отражает
реальные познавательные интересы детей, в программе содержатся полезная и
любопытная информация, занимательные математические факты, способные
дать простор воображению.
Ценностными ориентирами содержания курса являются:
•
формирование
умения
рассуждать
как
компонента
логической
грамотности;
•
освоение эвристических приѐмов рассуждений;
•
формирование
интеллектуальных
умений,
связанных
с
выбором
стратегии решения, анализом ситуации, сопоставлением данных;
•
развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся;
•
формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить
простейшие закономерности, использовать догадки, строить и проверять
простейшие гипотезы;
•
формирование пространственных представлений и пространственного
воображения;
•
привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного
общения на занятиях.
Планируемые результаты
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения
программы курса внеурочной деятельности «Занимательная математика».
Личностными результатами изучения данного курса являются:
•
развитие
любознательности,
сообразительности
при
выполнении
разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
•
развитие внимательности, настойчивости, целеустремлѐнности, умения
преодолевать трудности — качеств весьма важных в практической
деятельности любого человека;
•
воспитание чувства справедливости, ответственности;
•
развитие
самостоятельности
суждений,
независимости
и
нестандартности мышления.
Метапредметные результаты представлены в содержании программы в разделе
«Универсальные учебные действия». Предметные результаты отражены в
содержании программы.
Планируемые воспитательные результаты реализации курса внеурочной
деятельности:
1.
Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных
знаний,
понимания
социальной
реальности
и
повседневной
жизни):
приобретение школьниками знаний об этике и эстетике повседневной жизни
человека; о принятых в обществе нормах отношения к природе, к памятникам
истории и культуры, к людям других поколений и других социальных групп; о
российских традициях о русских народных играх; о правилах конструктивной
групповой работы; об основах разработки социальных проектов и организации
коллективной творческой деятельности; о способах самостоятельного поиска,
нахождения и обработки информации; о логике и правилах проведения
научного
исследования;
о
способах
ориентирования
на
местности
и
элементарных правилах выживания в природе.
2.
Результаты второго уровня (формирование позитивных отношений
школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в
целом): развитие ценностных отношений школьника к родному Отечеству,
родной природе и культуре, к труду, к знаниям, к миру, к другим людям, к
людям
иной
этнической
или
культурной
принадлежности,
к
своему
школьником
опыта
собственному здоровью и внутреннему миру.
3.
Результаты
третьего
уровня
(приобретение
самостоятельного ценностно окрашенного социального действия): школьник
может приобрести опыт исследовательской деятельности; опыт публичного
выступления
по
проблемным
вопросам;
опыт
природосберегающей
и
природоохранной деятельности; опыт охраны памятников истории и культуры;
опыт интервьюирования и проведения опросов общественного мнения; опыт
общения с представителями других социальных групп, других поколений; опыт
волонтерской деятельности; опыт заботы о малышах и организации их досуга;
опыт самостоятельной организации праздников и поздравлений для других
людей; опыт самообслуживания, самоорганизации и организации совместной
деятельности с другими детьми; опыт управления другими людьми и взятия на
себя ответственности за других людей.
Таким образом, курс направлен на достижение воспитательных
результатов:
- Формирование
положительного
отношения
к
базовым
общественным
ценностям.
- Получение обучающимися опыта приобретения ими социального опыта.
- Самостоятельное общественное действие.
Достижение трѐх уровней воспитательных результатов обеспечивает
появление значимых эффектов духовно-нравственного развития и воспитания
обучающихся — формирование основ российской идентичности, присвоение
базовых национальных ценностей, развитие нравственного самосознания,
укрепление духовного и социально-психологического здоровья, позитивного
отношения к жизни, доверия к людям и обществу и т. д.
Содержание программы
Раздел № 1. «В мире чисел»
•
последовательность ряда многозначных чисел;
•
знаки и термины, связанные со сложением, вычитанием, делением,
умножением;
•
арифметические действия над числами;
•
переместительное, сочетательное свойство;
•
приемы устного и письменного счета;
•
группировать числа
по
заданному
или
самостоятельно
установленному признаку;
•
уметь решать примеры – ребусы;
•
классифицировать числа по одному или нескольким основаниям,
объяснять свои действия;
Раздел № 2. « Развивающие задачи».
•
•
решение нестандартных задач;
приѐмы решения задач алгебраическим способом;
•
анализировать задачу, устанавливать зависимость между величинами
и взаимосвязь между условием и вопросом задачи, выбирать и
объяснять выбор действий;
•
решать учебные задачи и задачи, связанные с повседневной жизнью;
•
оценивать правильность хода решения и реальность ответа на вопрос
задачи:
•
аргументировано доказывать правильно решение;
•
опровергать неправильное направление поиска.
Раздел № 3. «Геометрия вокруг нас»
•
названия геометрических фигур: треугольник, квадрат, круг, луч,
отрезок и т.д.
•
о линиях (прямая, кривая, замкнутая, незамкнутая кривая)
•
названия геометрических величин и их измерений – сантиметр,
дециметр.
•
математическую терминологию;
•
описывать взаимное расположение предметов в пространстве и на
плоскости;
•
распознавать, называть, изображать геометрические фигуры: точку,
отрезок, ломанную, многоугольник, треугольник, прямоугольник,
квадрат, круг, окружность.
•
использовать свойства прямоугольника и квадрата для решения задач;
•
выполнять
построение
геометрических
фигур
заданными
измерениями (отрезок, квадрат, прямоугольник) с помощью линейки;
•
•
построить отрезок заданной длины;
делать выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли.
•
оценивать
размеры
геометрических
объектов,
расстояний
приблизительно (на глаз);
Раздел № 4. «Моделирование»
•
названия
терминов
касающихся
пространственного
расположения предметов;
•
придумывать новые архитектурные формы;
•
находить новые дизайнерские решения;
•
воспроизводить и комбинировать собственные знаки и образы;
•
находить сходство и различие предметов;
•
ориентироваться в пространственных отношениях;
•
соотносить реальные объекты с моделями геометрических фигур;
Универсальные учебные действия:
•
сравнивать разные приѐмы действий, выбирать удобные способы для
выполнения конкретного задания;
•
моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения
числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной
работы;
•
применять изученные способы учебной работы и приѐмы вычислений
для работы с числовыми головоломками;
•
анализировать правила игры, действовать в соответствии с заданными
правилами;
•
включаться
проблемных
в
групповую
вопросов,
работу,
участвовать
высказывать
в
собственное
обсуждении
мнение
и
аргументировать его;
•
выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное
затруднение в пробном действии;
•
аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные
мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения;
•
сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с
заданным условием;
•
контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять
ошибки.
•
анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять
условие и вопрос, данные и искомые числа (величины);
•
искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте
задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы;
моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи, использовать
соответствующие знаково-символические средства для моделирования
ситуации;
•
конструировать последовательность шагов (алгоритм) решения задачи;
•
объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия;
•
воспроизводить способ решения задачи;
•
сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с
заданным условием;
•
анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из
них верные, выбирать наиболее эффективный способ решения задачи;
•
оценивать предъявленное готовое решение задачи (верно, неверно);
•
участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат
решения задачи;
•
конструировать несложные задачи.
•
ориентироваться в понятиях «влево», «вправо», «вверх», «вниз»;
•
ориентироваться на точку начала движения, на числа и стрелки 1→ 1↓
и др., указывающие направление движения;
•
проводить линии по заданному маршруту (алгоритму);
•
выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже;
•
анализировать расположение деталей (треугольников, уголков, спичек)
в исходной конструкции;
•
составлять фигуры из частей, определять место заданной детали в
конструкции;
•
выявлять закономерности в расположении деталей; составлять детали
в соответствии с заданным контуром конструкции;
•
сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с
заданным условием;
•
объяснять (доказывать) выбор деталей или способа действия при
заданном условии;
•
анализировать предложенные возможные варианты верного решения;
•
моделировать объѐмные фигуры из различных материалов (проволока,
пластилин и др.) и из развѐрток;
•
осуществлять развѐрнутые действия контроля и самоконтроля:
сравнивать построенную конструкцию с образцом.
Занятия курса внеурочной деятельности «Занимательная математика»
содействуют развитию у детей математического образа мышления: краткости
речи, правильному применению математической терминологии и т.д.
Формированию положительных мотивов в учебной деятельности, способствует
работа, которая содержит элементы игры, поисковой деятельности, которая
повышает активность и обеспечивает самостоятельность выполнения работ.
Занятия должны помочь учащимся:
•
овладеть способами исследовательской деятельности;
•
уметь формировать творческое мышление;
•
способствовать улучшению качества решения задач, различного
уровня сложности;
•
открывать оригинальные способы действий;
•
повышать качество обучения по предмету математика.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Дата
№ п/п
проведения
Количество
часов
Виды, формы
текущего контроля
(письменный
контроль, устный
опрос,
практическая
работа,
тестирование,
диктант и др.)
Разряды чисел. Прибавить и вычесть 1,10,100.
Числовая ось до 1000. Сравнение чисел до 1000.
Перевод единиц массы. Единицы массы: задачи.
1
Устный опрос
1
Устный опрос;
письменный
контроль
Устный опрос
Тема занятия
Виды учебной
деятельности с учетом
основных направлений
программы воспитания
Числа и величины (8ч.)
1.
07.09
2.
14.09
3.
21.09
Деление на части. Доли. Что такое дробь? Дроби:
числитель и знаменатель.
1
4.
28.09
1
5.
6.
05.10
12.10
Дроби на числовой прямой.
Дроби и деление.
Сложение и вычитание дробей.
Перевод единиц времени. Единицы времени: задачи.
Перевод единиц времени. Единицы времени: задачи.
1
1
7.
19.10
Единицы площади: квадратный метр, ар, гектар.
1
8.
26.10
Единицы площади: задачи.
1
Устный опрос;
письменный
контроль
Устный опрос
Устный опрос;
письменный
контроль
Устный опрос;
письменный
контроль
Устный опрос;
Осознание роли
своей страны в
мировом развитии,
уважительное
отношение к
семейным
ценностям,
бережное
отношение к
окружающему
миру.
Осознание своей
этнокультурной и
российской
гражданской
идентичности
https://uchi.ru
https://uchi.ru
https://uchi.ru
https://uchi.ru
https://uchi.ru
https://uchi.ru
https://uchi.ru
https://uchi.ru
письменный
контроль
Вычислительные действия с числами (13ч.)
9.
09.11
10.
16.11
11.
23.11
12.
30.11
13.
07.12
14.
14.12
15.
21.12
16.
28.12
17.
11.01
18.
18.01
Сложение и вычитание на числовой оси. Сложение
столбиком
Многозначных чисел: с переходом, трѐх чисел.
Вычитание столбиком многозначных чисел: без
перехода, с одним переходом, с несколькими
переходами.
Вычитание многозначных чисел. Вычитание из числа с
нулями.
1
Умножение столбиком двузначного, трѐхзначного и
многозначного числа на однозначное.
Умножение столбиком многозначного числа на
однозначное.
Умножение на круглое число.
Деление с остатком в уме. Деление столбиком
двузначного, трѐхзначного, многозначного числа на
однозначное.
Деление круглого числа и на круглое число. Деление
столбиком многозначного числа на однозначное.
Умножение двузначного, трѐхзначного и многозначного
числа на двузначное. Деление в столбик с остатком.
Умножение двузначного, трѐхзначного и многозначного
числа на двузначное.
Умножение трѐхзначного и многозначного числа на
трѐхзначное.
Умножение на круглое число.
1
Устный опрос;
письменный
контроль
Устный опрос
https://uchi.ru
https://uchi.ru
1
Устный опрос;
письменный
контроль
Устный опрос
1
Устный опрос
1
Устный опрос;
письменный
контроль
Устный опрос
1
1
1
1
1
Устный опрос;
письменный
контроль
Устный опрос
Устный опрос;
письменный
контроль
https://uchi.ru
Первоначальные
представления о
человеке как члене
общества, о правах и
ответственности,
уважении и
достоинстве человека,
о нравственноэтических нормах
поведения и правилах
межличностных
отношений.
https://uchi.ru
https://uchi.ru
https://uchi.ru
https://uchi.ru
https://uchi.ru
https://uchi.ru
https://uchi.ru
19.
25.01
20.
01.02
21.
08.02
22.
23.
24.
15.02
22.02
29.02
Умножение на число с 0. Умножение трѐхзначного и
многозначного числа на трѐхзначное.
Деление трѐхзначного и многозначного числа на
двузначное.
Деление круглого числа.
Деление многозначного числа. Деление в столбик с
остатком.
Работа с информацией (3ч.)
1
Устный опрос
https://uchi.ru
1
Устный опрос
https://uchi.ru
Таблицы. Столбчатые и круговые диаграммы.
Графики. Анализ таблиц и столбчатых диаграмм.
Анализ круговых диаграмм и графиков. Столбчатые
диаграммы – вычисления.
1
1
1
1
https://uchi.ru
Устный опрос
Устный опрос
Устный опрос
Устный опрос
Признание
индивидуальности
каждого человека;
проявление
сопереживания,
уважения и
доброжелательности.
https://uchi.ru
https://uchi.ru
https://uchi.ru
Геометрия (1ч.)
25.
07.03
Задачи н нахождение периметра.
1
Устный опрос
https://uchi.ru
1
Устный опрос
https://uchi.ru
1
Устный опрос
https://uchi.ru
1
Устный опрос
https://uchi.ru
1
Устный опрос; Чувство гордости за
свою Родину,
письменный
российский
народ и
контроль
историю России.
Устный опрос;
Сопричастность к
письменный
прошлому,
контроль
https://uchi.ru
Текстовые задачи (3 ч.)
26.
14.03
27.
21.03
Учимся решать задачи. Анализ условия задачи.
Порядок действий в задачах
Реши задачу по действиям. Строим схему к задаче.
28.
04.04
Реши задачу по схеме. Выбери схему.
Учимся решать олимпиадные задачи(7ч.)
29.
11.04
30.
18.04
Решаем задачи: распилы и разрезы, найди фигуры,
счѐт с двух сторон, числовой ряд, расстояния, распилы
и разрезы
Решаем задачи: ребусы с числами, рассуждай и
складывай, все вместе, числовой ряд, ребусы с
числами, найди фигуры
1
https://uchi.ru
31.
25.04
32.
02.05
33.
16.05
34
23.05
Решаем задачи: головы и ноги, найди фигуры и
продолжи, ребусы с числами, последовательности,
площадь и объѐм, найди фигуры
Решаем задачи: найди все пути, последовательности,
что было в начале, взвешивание, ребусы с цифрами
Решаем задачи: найди все пути, последовательности,
что было в начале, взвешивание, ребусы с цифрами
Решаем задачи: найди все пути, последовательности,
что было в начале, взвешивание, ребусы с цифрами
1
1
Устный опрос;
настоящему и
письменный
будущему своей
контроль
страны и родного края.
Устный опрос Уважение к своему и
другим народам
Устный опрос
1
Устный опрос
1
https://uchi.ru
https://uchi.ru
https://uchi.ru
https://uchi.ru