Пояснительная записка. Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Занимательная математика» разработана для 4 классов МОБУ СОШ с.Мирный в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом и опирается на верифицированный контент интерактивной онлайн-платформы «Учи.ру». Цель программы: расширение знаний по предмету математика, развитие интереса учащихся к предмету, развитие их математических способностей, привитие школьникам интереса к самостоятельным занятиям математикой, воспитание и развитие их инициативы и творчества. Задачи: содействовать развитию познавательных психических процессов учащихся: восприятия, представления, памяти, внимания, мышления, воображения; формировать математические способности учащихся, а именно: умение обобщать математический материал, логически рассуждать, обоснованно делать выводы, доказывать; • расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики; учить, правильно применять математическую терминологию; развивать логическое мышление; • формировать умение нестандартно мыслить; • формировать умение выполнять задания с разнообразным геометрическим материалом; • совершенствовать умение решать задачи повышенной сложности; • развивать надпредметные умения и навыки; • отбирать такое содержание развивающих заданий, которые будет направлено на развитие личности, на взаимодействие с другими детьми; • стимулировать учащихся к высказыванию собственных идей по поводу решаемых проблем; • развивать потребность обучающихся к самообучению, воспитанию; отрабатывать математические знания с помощью интерактивных тренажѐров, тестов. Реализация задачи воспитания любознательного, активно познающего мир младшего школьника, обучение решению математических задач творческого и поискового характера будут проходить более успешно, если урочная деятельность дополнится внеурочной работой. В этом может помочь учебный курс «Занимательная математика» расширяющий математический кругозор и эрудицию учащихся, способствующий формированию познавательных универсальных учебных действий. Курс предназначен для развития математических способностей учащихся, формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений младших школьников с применением коллективных форм организации занятий и использованием современных средств обучения. Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение деятельности позволят элементарными обучающимся навыками реализовать исследовательской свои возможности, приобрести уверенность в своих силах. Содержание воспитание курса интереса наблюдательности, «Занимательная к математика» познавательной геометрической зоркости, направлено деятельности, умения на развитие анализировать, догадываться, рассуждать, доказывать, решать учебную задачу творчески. Содержание может быть использовано для показа учащимся возможностей применения тех знаний и умений, которыми они овладевают на уроках математики. Программа курса внеурочной деятельности «Занимательная математика» предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации, что способствует появлению у учащихся желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, а также формированию умений работать в условиях поиска и развитию сообразительности, любознательности. В процессе выполнения заданий дети учатся видеть сходство и различия, замечать изменения, выявлять причины и характер изменений и на основе этого формулировать выводы. Совместное с учителем движение от вопроса к ответу — это возможность научить ученика рассуждать, сомневаться, задумываться, стараться самому находить выход-ответ. Курс внеурочной деятельности «Занимательная математика» учитывает возрастные особенности младших школьников и поэтому предусматривает организацию подвижной деятельности учащихся, которая не мешает умственной работе. С этой целью в курс включены подвижные математические игры, последовательная смена одним учеником «центров» деятельности в течение одного занятия; что приводит к передвижению учеников по классу в ходе выполнения математических заданий на листах бумаги, расположенных на стенах классной комнаты, и др. Во время занятий важно поддерживать прямое общение между детьми (возможность подходить друг к другу, переговариваться, обмениваться мыслями). При реализации рабочих программ внеурочной деятельности используются формы, носящие исследовательский, творческий характер (развивающие занятия, практики, мастер-классы, соревнования, «погружения», учебно-исследовательские проекты, познавательные и деловые игры, экскурсии, олимпиады, марафоны, конференции и т.п.). Программа курса внеурочной деятельности «Занимательная математика» предназначена для реализации в 4 классе на 34 часа (1 час в неделю). Содержание курса отвечает требованию к организации внеурочной деятельности, соответствует курсу «Математика» и не требует от учащихся дополнительных математических знаний. Тематика задач и заданий отражает реальные познавательные интересы детей, в программе содержатся полезная и любопытная информация, занимательные математические факты, способные дать простор воображению. Ценностными ориентирами содержания курса являются: • формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности; • освоение эвристических приѐмов рассуждений; • формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором стратегии решения, анализом ситуации, сопоставлением данных; • развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся; • формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить простейшие закономерности, использовать догадки, строить и проверять простейшие гипотезы; • формирование пространственных представлений и пространственного воображения; • привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях. Планируемые результаты Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы курса внеурочной деятельности «Занимательная математика». Личностными результатами изучения данного курса являются: • развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера; • развитие внимательности, настойчивости, целеустремлѐнности, умения преодолевать трудности — качеств весьма важных в практической деятельности любого человека; • воспитание чувства справедливости, ответственности; • развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления. Метапредметные результаты представлены в содержании программы в разделе «Универсальные учебные действия». Предметные результаты отражены в содержании программы. Планируемые воспитательные результаты реализации курса внеурочной деятельности: 1. Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни): приобретение школьниками знаний об этике и эстетике повседневной жизни человека; о принятых в обществе нормах отношения к природе, к памятникам истории и культуры, к людям других поколений и других социальных групп; о российских традициях о русских народных играх; о правилах конструктивной групповой работы; об основах разработки социальных проектов и организации коллективной творческой деятельности; о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации; о логике и правилах проведения научного исследования; о способах ориентирования на местности и элементарных правилах выживания в природе. 2. Результаты второго уровня (формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом): развитие ценностных отношений школьника к родному Отечеству, родной природе и культуре, к труду, к знаниям, к миру, к другим людям, к людям иной этнической или культурной принадлежности, к своему школьником опыта собственному здоровью и внутреннему миру. 3. Результаты третьего уровня (приобретение самостоятельного ценностно окрашенного социального действия): школьник может приобрести опыт исследовательской деятельности; опыт публичного выступления по проблемным вопросам; опыт природосберегающей и природоохранной деятельности; опыт охраны памятников истории и культуры; опыт интервьюирования и проведения опросов общественного мнения; опыт общения с представителями других социальных групп, других поколений; опыт волонтерской деятельности; опыт заботы о малышах и организации их досуга; опыт самостоятельной организации праздников и поздравлений для других людей; опыт самообслуживания, самоорганизации и организации совместной деятельности с другими детьми; опыт управления другими людьми и взятия на себя ответственности за других людей. Таким образом, курс направлен на достижение воспитательных результатов: - Формирование положительного отношения к базовым общественным ценностям. - Получение обучающимися опыта приобретения ими социального опыта. - Самостоятельное общественное действие. Достижение трѐх уровней воспитательных результатов обеспечивает появление значимых эффектов духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся — формирование основ российской идентичности, присвоение базовых национальных ценностей, развитие нравственного самосознания, укрепление духовного и социально-психологического здоровья, позитивного отношения к жизни, доверия к людям и обществу и т. д. Содержание программы Раздел № 1. «В мире чисел» • последовательность ряда многозначных чисел; • знаки и термины, связанные со сложением, вычитанием, делением, умножением; • арифметические действия над числами; • переместительное, сочетательное свойство; • приемы устного и письменного счета; • группировать числа по заданному или самостоятельно установленному признаку; • уметь решать примеры – ребусы; • классифицировать числа по одному или нескольким основаниям, объяснять свои действия; Раздел № 2. « Развивающие задачи». • • решение нестандартных задач; приѐмы решения задач алгебраическим способом; • анализировать задачу, устанавливать зависимость между величинами и взаимосвязь между условием и вопросом задачи, выбирать и объяснять выбор действий; • решать учебные задачи и задачи, связанные с повседневной жизнью; • оценивать правильность хода решения и реальность ответа на вопрос задачи: • аргументировано доказывать правильно решение; • опровергать неправильное направление поиска. Раздел № 3. «Геометрия вокруг нас» • названия геометрических фигур: треугольник, квадрат, круг, луч, отрезок и т.д. • о линиях (прямая, кривая, замкнутая, незамкнутая кривая) • названия геометрических величин и их измерений – сантиметр, дециметр. • математическую терминологию; • описывать взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости; • распознавать, называть, изображать геометрические фигуры: точку, отрезок, ломанную, многоугольник, треугольник, прямоугольник, квадрат, круг, окружность. • использовать свойства прямоугольника и квадрата для решения задач; • выполнять построение геометрических фигур заданными измерениями (отрезок, квадрат, прямоугольник) с помощью линейки; • • построить отрезок заданной длины; делать выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли. • оценивать размеры геометрических объектов, расстояний приблизительно (на глаз); Раздел № 4. «Моделирование» • названия терминов касающихся пространственного расположения предметов; • придумывать новые архитектурные формы; • находить новые дизайнерские решения; • воспроизводить и комбинировать собственные знаки и образы; • находить сходство и различие предметов; • ориентироваться в пространственных отношениях; • соотносить реальные объекты с моделями геометрических фигур; Универсальные учебные действия: • сравнивать разные приѐмы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания; • моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы; • применять изученные способы учебной работы и приѐмы вычислений для работы с числовыми головоломками; • анализировать правила игры, действовать в соответствии с заданными правилами; • включаться проблемных в групповую вопросов, работу, участвовать высказывать в собственное обсуждении мнение и аргументировать его; • выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии; • аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения; • сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием; • контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки. • анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос, данные и искомые числа (величины); • искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы; моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи, использовать соответствующие знаково-символические средства для моделирования ситуации; • конструировать последовательность шагов (алгоритм) решения задачи; • объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия; • воспроизводить способ решения задачи; • сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием; • анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные, выбирать наиболее эффективный способ решения задачи; • оценивать предъявленное готовое решение задачи (верно, неверно); • участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения задачи; • конструировать несложные задачи. • ориентироваться в понятиях «влево», «вправо», «вверх», «вниз»; • ориентироваться на точку начала движения, на числа и стрелки 1→ 1↓ и др., указывающие направление движения; • проводить линии по заданному маршруту (алгоритму); • выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже; • анализировать расположение деталей (треугольников, уголков, спичек) в исходной конструкции; • составлять фигуры из частей, определять место заданной детали в конструкции; • выявлять закономерности в расположении деталей; составлять детали в соответствии с заданным контуром конструкции; • сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием; • объяснять (доказывать) выбор деталей или способа действия при заданном условии; • анализировать предложенные возможные варианты верного решения; • моделировать объѐмные фигуры из различных материалов (проволока, пластилин и др.) и из развѐрток; • осуществлять развѐрнутые действия контроля и самоконтроля: сравнивать построенную конструкцию с образцом. Занятия курса внеурочной деятельности «Занимательная математика» содействуют развитию у детей математического образа мышления: краткости речи, правильному применению математической терминологии и т.д. Формированию положительных мотивов в учебной деятельности, способствует работа, которая содержит элементы игры, поисковой деятельности, которая повышает активность и обеспечивает самостоятельность выполнения работ. Занятия должны помочь учащимся: • овладеть способами исследовательской деятельности; • уметь формировать творческое мышление; • способствовать улучшению качества решения задач, различного уровня сложности; • открывать оригинальные способы действий; • повышать качество обучения по предмету математика. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ Дата № п/п проведения Количество часов Виды, формы текущего контроля (письменный контроль, устный опрос, практическая работа, тестирование, диктант и др.) Разряды чисел. Прибавить и вычесть 1,10,100. Числовая ось до 1000. Сравнение чисел до 1000. Перевод единиц массы. Единицы массы: задачи. 1 Устный опрос 1 Устный опрос; письменный контроль Устный опрос Тема занятия Виды учебной деятельности с учетом основных направлений программы воспитания Числа и величины (8ч.) 1. 07.09 2. 14.09 3. 21.09 Деление на части. Доли. Что такое дробь? Дроби: числитель и знаменатель. 1 4. 28.09 1 5. 6. 05.10 12.10 Дроби на числовой прямой. Дроби и деление. Сложение и вычитание дробей. Перевод единиц времени. Единицы времени: задачи. Перевод единиц времени. Единицы времени: задачи. 1 1 7. 19.10 Единицы площади: квадратный метр, ар, гектар. 1 8. 26.10 Единицы площади: задачи. 1 Устный опрос; письменный контроль Устный опрос Устный опрос; письменный контроль Устный опрос; письменный контроль Устный опрос; Осознание роли своей страны в мировом развитии, уважительное отношение к семейным ценностям, бережное отношение к окружающему миру. Осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности https://uchi.ru https://uchi.ru https://uchi.ru https://uchi.ru https://uchi.ru https://uchi.ru https://uchi.ru https://uchi.ru письменный контроль Вычислительные действия с числами (13ч.) 9. 09.11 10. 16.11 11. 23.11 12. 30.11 13. 07.12 14. 14.12 15. 21.12 16. 28.12 17. 11.01 18. 18.01 Сложение и вычитание на числовой оси. Сложение столбиком Многозначных чисел: с переходом, трѐх чисел. Вычитание столбиком многозначных чисел: без перехода, с одним переходом, с несколькими переходами. Вычитание многозначных чисел. Вычитание из числа с нулями. 1 Умножение столбиком двузначного, трѐхзначного и многозначного числа на однозначное. Умножение столбиком многозначного числа на однозначное. Умножение на круглое число. Деление с остатком в уме. Деление столбиком двузначного, трѐхзначного, многозначного числа на однозначное. Деление круглого числа и на круглое число. Деление столбиком многозначного числа на однозначное. Умножение двузначного, трѐхзначного и многозначного числа на двузначное. Деление в столбик с остатком. Умножение двузначного, трѐхзначного и многозначного числа на двузначное. Умножение трѐхзначного и многозначного числа на трѐхзначное. Умножение на круглое число. 1 Устный опрос; письменный контроль Устный опрос https://uchi.ru https://uchi.ru 1 Устный опрос; письменный контроль Устный опрос 1 Устный опрос 1 Устный опрос; письменный контроль Устный опрос 1 1 1 1 1 Устный опрос; письменный контроль Устный опрос Устный опрос; письменный контроль https://uchi.ru Первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственноэтических нормах поведения и правилах межличностных отношений. https://uchi.ru https://uchi.ru https://uchi.ru https://uchi.ru https://uchi.ru https://uchi.ru https://uchi.ru 19. 25.01 20. 01.02 21. 08.02 22. 23. 24. 15.02 22.02 29.02 Умножение на число с 0. Умножение трѐхзначного и многозначного числа на трѐхзначное. Деление трѐхзначного и многозначного числа на двузначное. Деление круглого числа. Деление многозначного числа. Деление в столбик с остатком. Работа с информацией (3ч.) 1 Устный опрос https://uchi.ru 1 Устный опрос https://uchi.ru Таблицы. Столбчатые и круговые диаграммы. Графики. Анализ таблиц и столбчатых диаграмм. Анализ круговых диаграмм и графиков. Столбчатые диаграммы – вычисления. 1 1 1 1 https://uchi.ru Устный опрос Устный опрос Устный опрос Устный опрос Признание индивидуальности каждого человека; проявление сопереживания, уважения и доброжелательности. https://uchi.ru https://uchi.ru https://uchi.ru Геометрия (1ч.) 25. 07.03 Задачи н нахождение периметра. 1 Устный опрос https://uchi.ru 1 Устный опрос https://uchi.ru 1 Устный опрос https://uchi.ru 1 Устный опрос https://uchi.ru 1 Устный опрос; Чувство гордости за свою Родину, письменный российский народ и контроль историю России. Устный опрос; Сопричастность к письменный прошлому, контроль https://uchi.ru Текстовые задачи (3 ч.) 26. 14.03 27. 21.03 Учимся решать задачи. Анализ условия задачи. Порядок действий в задачах Реши задачу по действиям. Строим схему к задаче. 28. 04.04 Реши задачу по схеме. Выбери схему. Учимся решать олимпиадные задачи(7ч.) 29. 11.04 30. 18.04 Решаем задачи: распилы и разрезы, найди фигуры, счѐт с двух сторон, числовой ряд, расстояния, распилы и разрезы Решаем задачи: ребусы с числами, рассуждай и складывай, все вместе, числовой ряд, ребусы с числами, найди фигуры 1 https://uchi.ru 31. 25.04 32. 02.05 33. 16.05 34 23.05 Решаем задачи: головы и ноги, найди фигуры и продолжи, ребусы с числами, последовательности, площадь и объѐм, найди фигуры Решаем задачи: найди все пути, последовательности, что было в начале, взвешивание, ребусы с цифрами Решаем задачи: найди все пути, последовательности, что было в начале, взвешивание, ребусы с цифрами Решаем задачи: найди все пути, последовательности, что было в начале, взвешивание, ребусы с цифрами 1 1 Устный опрос; настоящему и письменный будущему своей контроль страны и родного края. Устный опрос Уважение к своему и другим народам Устный опрос 1 Устный опрос 1 https://uchi.ru https://uchi.ru https://uchi.ru https://uchi.ru