ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями федеральных
государственных образовательных стандартов начального общего образования, с
учетом Программы развития социальной активности обучающихся начальных классов
«Орлята России» ФГБОУ Всероссийский детский центр «Орленок». Это позволяет
обеспечить единство обязательных требований ФГОС во всем пространстве школьного
образования в урочной и внеурочной деятельности.
Актуальность и назначение программы
Внедрение программы «Орлята России» в практику школ Российской Федерации
позволяет решать одну из главных задач государственной политики в сфере образования –
сохранение и развитие единого образовательного пространства России. Актуальность
продиктована общим контекстом изменений в образовательной политике, связанных с
усилением роли воспитания в образовательных организациях (поправки в ФЗ № 273 «Об
образовании в Российской Федерации»). Так, «активное участие в социально-значимой
деятельности» артикулируется как в текстах последнего ФГОС начального общего
образования, так и в Федеральной рабочей программе воспитания, в которой указывается,
что «поощрение социальной активности обучающихся» может рассматриваться в качестве
«основной традиции воспитания в образовательной организации».
Участие детей и педагогов в программе «Орлята России» способствует
восстановлению богатого опыта воспитательной работы с подрастающим поколением и
его дальнейшему развитию с учетом всех вызовов современного мира.
Цель курса: формирование у ребенка младшего школьного возраста социальноценностных знаний, отношений и опыта позитивного преобразования социального мира
на основе российских базовых национальных ценностей, накопленных предыдущими
поколениями, воспитание культуры общения, воспитание любви к своему Отечеству, его
истории, культуре, природе, развитие самостоятельности и ответственности.
Задачи курса:
воспитывать любовь и уважение к своей семье, своему народу, малой Родине,
общности граждан нашей страны, России;
воспитывать уважение к духовно-нравственной культуре своей семьи, своего
народа, семейным ценности с учетом национальной, религиозной принадлежности;
формировать лидерские качества и умение работать в команде. Развивать
творческие способности и эстетический вкус;
воспитывать ценностное отношение к здоровому образу жизни, прививать интерес
к физической культуре;
воспитывать уважение к труду, людям труда. Формировать значимость и
потребность в безвозмездной деятельности ради других людей;
содействовать воспитанию экологической культуры и ответственного отношения к
окружающему миру;
формировать ценностное отношение к знаниям через интеллектуальную,
поисковую и исследовательскую деятельность.
МЕСТО УЧЕБНОГО КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УЧЕБНОМ
ПЛАНЕ ШКОЛЫ
На изучение учебного курса «Орлята России» отводится по 0.5 часа в неделю в 3 4 классах начальной школы. Программа рассчитана на 1 год (3 - 4 класс - 18 учебных
недель в год).
Формы проведения занятий: занятие - игра, беседа, конкурс, квест, пешеходная
прогулка, экскурсия. Обучающиеся выполняют различные творческие задания и задания
исследовательского характера. Проводятся дидактические, развивающие и ролевые игры,
учебные диалоги. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в парке, в
музее. Большое значение для достижения планируемых результатов имеет организация
проектной деятельности учащихся, которая предусмотрена в разделах программы.
Форма промежуточной аттестации – ролевая игра
Взаимосвязь с программой воспитания
Программа учебного курса внеурочной деятельности разработана в соответствии с
федеральной образовательной программой начального общего образования. Это позволяет
на практике соединить обучающую и воспитательную деятельность педагога,
ориентировать ее не только на интеллектуальное, но и на нравственное, социальное
развитие ребенка.
Это проявляется:
в выделении в цели программы ценностных приоритетов;
в приоритете личностных результатов реализации программы внеурочной
деятельности, нашедших свое отражение и конкретизацию в программе
воспитания;
в интерактивных формах занятий для обучающихся, обеспечивающих их
вовлеченность в совместную с педагогом и сверстниками деятельность.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Гражданско-патриотическое воспитание:
осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности;
сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного
края;
уважение к своему и другим народам;
первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и
обязанности гражданина, качествах патриота своей страны.
Духовно-нравственное воспитание:
понимание связи человека с окружающим миром;
бережное отношение к среде обитания;
проявление заботы о природе;
неприятие действий, приносящих ей вред.
признание индивидуальности каждого человека;
проявление сопереживания, уважения и доброжелательности;
неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и
морального вреда другим людям;
выполнение нравственно-этических норм поведения и правил межличностных
отношений.
Эстетическое воспитание:
уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость
к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов;
стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности.
Физическое воспитание, культура здоровья и эмоционального благополучия:
соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа
жизни в окружающей среде (в том числе информационной);
бережное отношение к физическому и психическому здоровью.
Трудовое воспитание:
осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное
потребление и бережное отношение к результатам труда, интерес к различным
профессиям.
Экологическое воспитание:
бережное отношение к природе;
неприятие действий, приносящих ей вред.
Ценности научного познания:
первоначальные представления о научной картине мира;
познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и
самостоятельность в познании;
проявление желания обогащать свои знания, способность к поисковоисследовательской деятельности.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
РЕГУЛЯТИВНЫЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ
умение оценивать свои поступки и действия, свои возможности способствовать
проявлению самостоятельности, инициативности, организованности;
умение планировать этапы предстоящей работы, определять последовательность
действий, объективно оценивать их; проявлять готовность изменять себя;
умение принимать и сохранять поставленную задачу, осуществлять поиск средств
ее достижения, самостоятельно формулировать цель после предварительного
обсуждения, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;
формирование умения оценивать свои поступки и действия, свои возможности;
формирование умения применять свои знания в практической деятельности.
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ
способность к демонстрации своих знаний и умений из личного жизненного опыта;
способность к применению своих знаний и умений, способность выражать свои
мысли;
умение составлять совместно с учителем общие правила поведения;
умение обобщать и систематизировать, осуществлять сравнение, сопоставление,
классификацию изученных фактов (под руководством педагога);
умение ориентироваться в мире книг и искать необходимую информацию (под
руководством педагога);
умение понимать нравственные ценности общества: добро, человеколюбие,
благотворительность (под руководством педагога);
умение приобретать опыт составления комплекса упражнений для зарядки;
понимать, что информация может быть представлена в разной форме – книга, фото,
видео.
КОММУНИКАТИВНЫЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ
умение проявлять инициативность, активность, самостоятельность;
умение проявлять готовность выступить в роли организатора, инициатора,
руководителя, исполнителя;
умение сравнивать свои качества с качествами лидера, комментировать процесс
решения поставленных задач, проявлять этику общения;
участие в совместной деятельности, умение согласовывать мнения в ходе поиска
ответа;
умение высказывать свою точку зрения, договариваться с одноклассниками,
работая в группе; умение высказывать и отстаивать свое мнение;
умение рассуждать, вести повествование, строить свое высказывание в
соответствии с поставленной задачей или вопросом;
корректно и аргументированно высказывать свое мнение;
умение работать в группе, общаться со сверстниками на принципах
взаимоуважения и помощи;
признание возможности существования различных точек зрения и права каждого
иметь свою;
умение высказывать свою точку зрения и пытаться еѐ обосновывать, приводя
аргументы; умение сотрудничать и работать в группе, выражать свои мысли ясно,
корректно по отношению к окружающим;
умение ответственно относиться к своим обязанностям в процессе совместной
деятельности
ПРЕДМЕТНЫЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ
3 - 4 классы
Понимание понятия «Лидер», знание способы выявления лидеров в коллективе,
качества и характеристики человека- лидера; умение строить логические рассуждения;
формулировать утверждения, строить логические рассуждения; расширение знания о
разнообразии профессий и их роли; знакомство с понятиями «добро», «доброволец и
волонтер», «добровольчество», с качествами волонтера и теми добрыми делами, которые
волонтеры совершают со смыслами деятельности волонтера (безвозмездность и дело для
других – помощь, забота); знания о положительном влиянии зарядки на укрепление
здоровья; умение систематизировать основные составляющие здорового образа жизни;
усвоение сведений о понятиях экология и эколог; понимание необходимости соблюдения
правил экологического поведения на природе; знакомство с понятиями “хранитель”,
«хранитель исторической памяти», умение проявлять уважение к семейным ценностям и
традициям; понимание особой роли в истории России и мировой истории, чувства
гордости за достижения малой Родины.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
3 - 4 классы
Трек «Орлёнок – Лидер»
Ценности, значимые качества трека: дружба, команда Символ трека – конструктор
«Лидер» В процессе реализации данного трека дети приобретают опыт совместной
деятельности, что является необходимым в начале учебного года. Педагог может увидеть
уровень сплоченности классного коллектива в начале учебного года, сформировать
детские микрогруппы для приобретения и осуществления опыта чередования творческих
поручений.
Трек «Орлёнок – Эрудит»
Ценности, значимые качества трека: познание Символ трека – конверт- копилка.
Трек «Орленок - Эрудит» занимает первый месяц второй четверти, которая отличается
высоким содержанием различных интеллектуальных олимпиад, конкурсов, конференций
и т.п. – в этот период дети знакомятся с разными способами получения информации, что
необходимо для их успешной деятельности, в том числе познавательной. Именно в этот
период учебного года у детей отмечается наиболее высокая мотивация и интерес к учебе.
Трек «Орлёнок – Мастер»
Ценности, значимые качества трека: познание Символ трека – шкатулка Мастера. В
рамках данного трека детей знакомят с тезисом, что можно быть мастерами в разных
сферах деятельности, в разных профессиях. Сроки реализации трека «Орленок-Мастер»
поделены на два временных промежутка: во время первой части трека дети готовят
новогодний спектакль, концерт или представление, вторая часть трека определена для
знакомства с лучшими мастерами своего дела (на уровне региона или страны).
Трек «Орлёнок – Доброволец»
Ценности, значимые качества трека: милосердие, доброта, забота Символ трека –
круг Добра Тематика данного трека актуальна круглый год. Проведение трека в данный
временной период можно рассматривать, как эмоциональный пик всей Программы. Это
создаст и поддержит общее настроение добра, взаимопонимания, удовлетворенности не
только в рамках трека, но и в обычной жизнедеятельности детей. Учитель может
обращаться к имеющемуся социальному опыту детей в течение всего учебного года.
Трек «Орлёнок – Спортсмен»
Ценности, значимые качества трека: здоровый образ жизни Символ трека – чеклист Время для реализации этого трека обусловлено необходимостью усилить
двигательную активность детей, так как к середине учебного года накапливается
определенная усталость, вызванная гиподинамическим кризисом и учебной нагрузкой.
Надеемся, что дополнительные физкультурно-оздоровительные мероприятия позволят
снизить заболеваемость детей, что актуально в зимний период.
Трек «Орлёнок – Эколог»
Ценности, значимые качества трека: природа, Родина Символ трека – рюкзачок
Эколога Погодные условия в момент реализации трека «Орленок – Эколог» позволяют
проводить мероприятия за пределами здания школы с выходом на природу. Есть
возможность использования природных материалов при изготовлении поделок,
проведения акций с посадками деревьев, уборке мусора в рамках экологического
субботника.
Трек «Орлёнок – Хранитель исторической памяти»
Ценности, значимые качества трека: семья, Родина Символ трека – альбом. «Мы –
хранители» Данный трек является логическим завершением годового цикла Программы. В
рамках трека происходит ценностно-ориентированная деятельность по осмыслению
ребенком личностного отношения к семье, Родине, к своему окружению и к себе лично.
Ребенок должен открыть для себя и принять значимость сохранения традиций, истории и
культуры своего родного края, через понимания фразы «Я и мое дело важны для Родины».
ТЕМАТИЧЕСКОЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ
3 - 4 класс
№
1
2
3
4
5
6
7
8
Наименование трека
Вводный «Орлятский урок»
Орленок - лидер
Орленок – Эрудит
Орленок – Мастер
Орленок – доброволец
Орленок – спортсмен
Орленок – Эколог
Орленок – Хранитель исторической памяти
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ
Кол-во часов
1
3
2
2
2
3
2
3
18
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п
Тема урока
1
Вводный «Орлятский урок»
«Лидер – это …». «Я могу быть лидером!». «В команде рождается
лидер»
КТД «Вместе мы сможем всё!». «Встреча с тем, кто умеет
вести за собой»
«Мы дружный класс!». «КЛАССный выходной». «От идеи – к делу!»
«Кто такой эрудит?». «Я – эрудит, а это значит...». «Игра – это полезно
2
3
4
5
Дата проведения
План.
Факт.
09.01.
16.01
23.01
30.01
06.02
Приме
чание
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
и интересно». «Эрудит – это широкий кругозор»
«Твори! Выдумывай! Пробуй!». КТД «Играй, учись и узнавай».
Встреча с интересным эрудитом «Хотим всё знать».
Итоги трека «На старте новых открытий
«Мастер – это…». «Россия мастеровая». «Город Мастеров». «В гости к
мастерам»
«От идеи – к делу». КТД «Мастер своего дела». «Мастер – это звучит
гордо!». «Путь в мастерство» – подводим итоги
«От слова к делу». «Спешить на помощь безвозмездно!». КТД «Создай
хорошее настроение». «С заботой о старших»
Подготовка КТД «От идеи – к делу». КТД «Подари улыбку
миру!». «Доброволец – это доброе сердце». «Портрет добровольца»
«Движение – жизнь!». «Основы ЗОЖ». «Мы гордимся нашими
спортсменами»
«Сто затей для всех друзей». КТД «Спортивное». Спортивная игра
«Книга рекордов». «Встреча – подарок»
«Азбука здоровья»
«ЭКОЛОГ и Я». «Страна экологии». «Мой след на планете».
КТД «Знаю, умею, действую»
Экологический квест. «Ключи природы». Игра по станциям
«Путешествие в природу»
«Орлёнок– Хранитель исторической памяти». «Традиции моей
страны». Кодекс «Орлёнка – хранителя». «Знать, чтобы хранить». КТД
«История становится ближе»
КТД «Мы хранители памяти». «Расскажи мне о России». «Мы –
хранители».
Подведение итогов участия в Программе в текущем учебном году
13.02
20.02
27.02
05.03
12.03
19.03
02.04
09.04
16.04
23.04
07.05
14.05
21.05