ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования, с учетом Программы развития социальной активности обучающихся начальных классов «Орлята России» ФГБОУ Всероссийский детский центр «Орленок». Это позволяет обеспечить единство обязательных требований ФГОС во всем пространстве школьного образования в урочной и внеурочной деятельности. Актуальность и назначение программы Внедрение программы «Орлята России» в практику школ Российской Федерации позволяет решать одну из главных задач государственной политики в сфере образования – сохранение и развитие единого образовательного пространства России. Актуальность продиктована общим контекстом изменений в образовательной политике, связанных с усилением роли воспитания в образовательных организациях (поправки в ФЗ № 273 «Об образовании в Российской Федерации»). Так, «активное участие в социально-значимой деятельности» артикулируется как в текстах последнего ФГОС начального общего образования, так и в Федеральной рабочей программе воспитания, в которой указывается, что «поощрение социальной активности обучающихся» может рассматриваться в качестве «основной традиции воспитания в образовательной организации». Участие детей и педагогов в программе «Орлята России» способствует восстановлению богатого опыта воспитательной работы с подрастающим поколением и его дальнейшему развитию с учетом всех вызовов современного мира. Цель курса: формирование у ребенка младшего школьного возраста социальноценностных знаний, отношений и опыта позитивного преобразования социального мира на основе российских базовых национальных ценностей, накопленных предыдущими поколениями, воспитание культуры общения, воспитание любви к своему Отечеству, его истории, культуре, природе, развитие самостоятельности и ответственности. Задачи курса: воспитывать любовь и уважение к своей семье, своему народу, малой Родине, общности граждан нашей страны, России; воспитывать уважение к духовно-нравственной культуре своей семьи, своего народа, семейным ценности с учетом национальной, религиозной принадлежности; формировать лидерские качества и умение работать в команде. Развивать творческие способности и эстетический вкус; воспитывать ценностное отношение к здоровому образу жизни, прививать интерес к физической культуре; воспитывать уважение к труду, людям труда. Формировать значимость и потребность в безвозмездной деятельности ради других людей; содействовать воспитанию экологической культуры и ответственного отношения к окружающему миру; формировать ценностное отношение к знаниям через интеллектуальную, поисковую и исследовательскую деятельность. МЕСТО УЧЕБНОГО КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ ШКОЛЫ На изучение учебного курса «Орлята России» отводится по 0.5 часа в неделю в 3 4 классах начальной школы. Программа рассчитана на 1 год (3 - 4 класс - 18 учебных недель в год). Формы проведения занятий: занятие - игра, беседа, конкурс, квест, пешеходная прогулка, экскурсия. Обучающиеся выполняют различные творческие задания и задания исследовательского характера. Проводятся дидактические, развивающие и ролевые игры, учебные диалоги. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в парке, в музее. Большое значение для достижения планируемых результатов имеет организация проектной деятельности учащихся, которая предусмотрена в разделах программы. Форма промежуточной аттестации – ролевая игра Взаимосвязь с программой воспитания Программа учебного курса внеурочной деятельности разработана в соответствии с федеральной образовательной программой начального общего образования. Это позволяет на практике соединить обучающую и воспитательную деятельность педагога, ориентировать ее не только на интеллектуальное, но и на нравственное, социальное развитие ребенка. Это проявляется: в выделении в цели программы ценностных приоритетов; в приоритете личностных результатов реализации программы внеурочной деятельности, нашедших свое отражение и конкретизацию в программе воспитания; в интерактивных формах занятий для обучающихся, обеспечивающих их вовлеченность в совместную с педагогом и сверстниками деятельность. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Гражданско-патриотическое воспитание: осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности; сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края; уважение к своему и другим народам; первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и обязанности гражданина, качествах патриота своей страны. Духовно-нравственное воспитание: понимание связи человека с окружающим миром; бережное отношение к среде обитания; проявление заботы о природе; неприятие действий, приносящих ей вред. признание индивидуальности каждого человека; проявление сопереживания, уважения и доброжелательности; неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям; выполнение нравственно-этических норм поведения и правил межличностных отношений. Эстетическое воспитание: уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов; стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности. Физическое воспитание, культура здоровья и эмоционального благополучия: соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде (в том числе информационной); бережное отношение к физическому и психическому здоровью. Трудовое воспитание: осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, интерес к различным профессиям. Экологическое воспитание: бережное отношение к природе; неприятие действий, приносящих ей вред. Ценности научного познания: первоначальные представления о научной картине мира; познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании; проявление желания обогащать свои знания, способность к поисковоисследовательской деятельности. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕГУЛЯТИВНЫЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ умение оценивать свои поступки и действия, свои возможности способствовать проявлению самостоятельности, инициативности, организованности; умение планировать этапы предстоящей работы, определять последовательность действий, объективно оценивать их; проявлять готовность изменять себя; умение принимать и сохранять поставленную задачу, осуществлять поиск средств ее достижения, самостоятельно формулировать цель после предварительного обсуждения, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; формирование умения оценивать свои поступки и действия, свои возможности; формирование умения применять свои знания в практической деятельности. ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ способность к демонстрации своих знаний и умений из личного жизненного опыта; способность к применению своих знаний и умений, способность выражать свои мысли; умение составлять совместно с учителем общие правила поведения; умение обобщать и систематизировать, осуществлять сравнение, сопоставление, классификацию изученных фактов (под руководством педагога); умение ориентироваться в мире книг и искать необходимую информацию (под руководством педагога); умение понимать нравственные ценности общества: добро, человеколюбие, благотворительность (под руководством педагога); умение приобретать опыт составления комплекса упражнений для зарядки; понимать, что информация может быть представлена в разной форме – книга, фото, видео. КОММУНИКАТИВНЫЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ умение проявлять инициативность, активность, самостоятельность; умение проявлять готовность выступить в роли организатора, инициатора, руководителя, исполнителя; умение сравнивать свои качества с качествами лидера, комментировать процесс решения поставленных задач, проявлять этику общения; участие в совместной деятельности, умение согласовывать мнения в ходе поиска ответа; умение высказывать свою точку зрения, договариваться с одноклассниками, работая в группе; умение высказывать и отстаивать свое мнение; умение рассуждать, вести повествование, строить свое высказывание в соответствии с поставленной задачей или вопросом; корректно и аргументированно высказывать свое мнение; умение работать в группе, общаться со сверстниками на принципах взаимоуважения и помощи; признание возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; умение высказывать свою точку зрения и пытаться еѐ обосновывать, приводя аргументы; умение сотрудничать и работать в группе, выражать свои мысли ясно, корректно по отношению к окружающим; умение ответственно относиться к своим обязанностям в процессе совместной деятельности ПРЕДМЕТНЫЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ 3 - 4 классы Понимание понятия «Лидер», знание способы выявления лидеров в коллективе, качества и характеристики человека- лидера; умение строить логические рассуждения; формулировать утверждения, строить логические рассуждения; расширение знания о разнообразии профессий и их роли; знакомство с понятиями «добро», «доброволец и волонтер», «добровольчество», с качествами волонтера и теми добрыми делами, которые волонтеры совершают со смыслами деятельности волонтера (безвозмездность и дело для других – помощь, забота); знания о положительном влиянии зарядки на укрепление здоровья; умение систематизировать основные составляющие здорового образа жизни; усвоение сведений о понятиях экология и эколог; понимание необходимости соблюдения правил экологического поведения на природе; знакомство с понятиями “хранитель”, «хранитель исторической памяти», умение проявлять уважение к семейным ценностям и традициям; понимание особой роли в истории России и мировой истории, чувства гордости за достижения малой Родины. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 3 - 4 классы Трек «Орлёнок – Лидер» Ценности, значимые качества трека: дружба, команда Символ трека – конструктор «Лидер» В процессе реализации данного трека дети приобретают опыт совместной деятельности, что является необходимым в начале учебного года. Педагог может увидеть уровень сплоченности классного коллектива в начале учебного года, сформировать детские микрогруппы для приобретения и осуществления опыта чередования творческих поручений. Трек «Орлёнок – Эрудит» Ценности, значимые качества трека: познание Символ трека – конверт- копилка. Трек «Орленок - Эрудит» занимает первый месяц второй четверти, которая отличается высоким содержанием различных интеллектуальных олимпиад, конкурсов, конференций и т.п. – в этот период дети знакомятся с разными способами получения информации, что необходимо для их успешной деятельности, в том числе познавательной. Именно в этот период учебного года у детей отмечается наиболее высокая мотивация и интерес к учебе. Трек «Орлёнок – Мастер» Ценности, значимые качества трека: познание Символ трека – шкатулка Мастера. В рамках данного трека детей знакомят с тезисом, что можно быть мастерами в разных сферах деятельности, в разных профессиях. Сроки реализации трека «Орленок-Мастер» поделены на два временных промежутка: во время первой части трека дети готовят новогодний спектакль, концерт или представление, вторая часть трека определена для знакомства с лучшими мастерами своего дела (на уровне региона или страны). Трек «Орлёнок – Доброволец» Ценности, значимые качества трека: милосердие, доброта, забота Символ трека – круг Добра Тематика данного трека актуальна круглый год. Проведение трека в данный временной период можно рассматривать, как эмоциональный пик всей Программы. Это создаст и поддержит общее настроение добра, взаимопонимания, удовлетворенности не только в рамках трека, но и в обычной жизнедеятельности детей. Учитель может обращаться к имеющемуся социальному опыту детей в течение всего учебного года. Трек «Орлёнок – Спортсмен» Ценности, значимые качества трека: здоровый образ жизни Символ трека – чеклист Время для реализации этого трека обусловлено необходимостью усилить двигательную активность детей, так как к середине учебного года накапливается определенная усталость, вызванная гиподинамическим кризисом и учебной нагрузкой. Надеемся, что дополнительные физкультурно-оздоровительные мероприятия позволят снизить заболеваемость детей, что актуально в зимний период. Трек «Орлёнок – Эколог» Ценности, значимые качества трека: природа, Родина Символ трека – рюкзачок Эколога Погодные условия в момент реализации трека «Орленок – Эколог» позволяют проводить мероприятия за пределами здания школы с выходом на природу. Есть возможность использования природных материалов при изготовлении поделок, проведения акций с посадками деревьев, уборке мусора в рамках экологического субботника. Трек «Орлёнок – Хранитель исторической памяти» Ценности, значимые качества трека: семья, Родина Символ трека – альбом. «Мы – хранители» Данный трек является логическим завершением годового цикла Программы. В рамках трека происходит ценностно-ориентированная деятельность по осмыслению ребенком личностного отношения к семье, Родине, к своему окружению и к себе лично. Ребенок должен открыть для себя и принять значимость сохранения традиций, истории и культуры своего родного края, через понимания фразы «Я и мое дело важны для Родины». ТЕМАТИЧЕСКОЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ 3 - 4 класс № 1 2 3 4 5 6 7 8 Наименование трека Вводный «Орлятский урок» Орленок - лидер Орленок – Эрудит Орленок – Мастер Орленок – доброволец Орленок – спортсмен Орленок – Эколог Орленок – Хранитель исторической памяти ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ Кол-во часов 1 3 2 2 2 3 2 3 18 КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № п/п Тема урока 1 Вводный «Орлятский урок» «Лидер – это …». «Я могу быть лидером!». «В команде рождается лидер» КТД «Вместе мы сможем всё!». «Встреча с тем, кто умеет вести за собой» «Мы дружный класс!». «КЛАССный выходной». «От идеи – к делу!» «Кто такой эрудит?». «Я – эрудит, а это значит...». «Игра – это полезно 2 3 4 5 Дата проведения План. Факт. 09.01. 16.01 23.01 30.01 06.02 Приме чание 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 и интересно». «Эрудит – это широкий кругозор» «Твори! Выдумывай! Пробуй!». КТД «Играй, учись и узнавай». Встреча с интересным эрудитом «Хотим всё знать». Итоги трека «На старте новых открытий «Мастер – это…». «Россия мастеровая». «Город Мастеров». «В гости к мастерам» «От идеи – к делу». КТД «Мастер своего дела». «Мастер – это звучит гордо!». «Путь в мастерство» – подводим итоги «От слова к делу». «Спешить на помощь безвозмездно!». КТД «Создай хорошее настроение». «С заботой о старших» Подготовка КТД «От идеи – к делу». КТД «Подари улыбку миру!». «Доброволец – это доброе сердце». «Портрет добровольца» «Движение – жизнь!». «Основы ЗОЖ». «Мы гордимся нашими спортсменами» «Сто затей для всех друзей». КТД «Спортивное». Спортивная игра «Книга рекордов». «Встреча – подарок» «Азбука здоровья» «ЭКОЛОГ и Я». «Страна экологии». «Мой след на планете». КТД «Знаю, умею, действую» Экологический квест. «Ключи природы». Игра по станциям «Путешествие в природу» «Орлёнок– Хранитель исторической памяти». «Традиции моей страны». Кодекс «Орлёнка – хранителя». «Знать, чтобы хранить». КТД «История становится ближе» КТД «Мы хранители памяти». «Расскажи мне о России». «Мы – хранители». Подведение итогов участия в Программе в текущем учебном году 13.02 20.02 27.02 05.03 12.03 19.03 02.04 09.04 16.04 23.04 07.05 14.05 21.05