ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа внеурочной деятельности курса "Чудеса окружающего мира" разработана для учащихся 3 класса в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Целью является формирование устойчивого интереса к окружающему миру, его загадкам, интересным фактам, ценностного отношения младших школьников к природе, воспитания основ экологической культуры. Задачи: Обучающие: формировать систему эколого-биологических знаний об окружающем мире, овладения методами практической работы экологической направленности и методами самостоятельного поиска, систематизации, обобщения научной информации. Развивающие: развивать у детей навыки общения с живой природой, исследовательской деятельности посредством фенологических наблюдений в природе, учебноисследовательской деятельности и практической работы. Воспитательные: воспитывать у детей любовь и бережное отношение к природе и всему окружающему миру через экологические игры, викторины, экскурсии, просмотры фильмов о природе, а также мотивацию к трудолюбию, активности, самостоятельности, коллективизму. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентируется на содержательные моменты школьной действительности и принимает образ «хорошего ученика»; проявляет интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи; проявляет любознательность и интерес к изучению природы; выражает своё отношение к окружающему миру природы различными средствами (рисунок, живопись, художественное слово, жанры декоративно-прикладного искусства); ответственно относится к природе и окружающей среде; демонстрирует самостоятельность суждений, независимость и нестандартность мышления; понимает и принимает элементарные правила работы в группе: проявление доброжелательного отношения к сверстникам, стремления прислушиваться к мнению одноклассников МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕГУЛЯТИВНЫЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ Учащийся научится: определять цель деятельности на занятии с помощью учителя обнаруживает и формулирует учебную проблему, совместно с учителем, учиться планировать учебную деятельность на занятии; работать по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты); определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем; отличать верно выполненное задание от неверного. ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ Учащийся научится: ориентироваться в своей системе знаний. находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях; добывать новые знания, извлекая информацию, представленную в разных формах (таблица, схема, иллюстрация ); сравнивать и группировать предметы и их образы. КОММУНИКАТИВНЫЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ Учащийся научится: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста); слушать и понимать речь других; вступать в беседу на уроке и в жизни; договариваться о правилах общения и поведения в школе и следует им; выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика) ПРЕДМЕТНЫЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ называет условия, необходимые для жизни животных; наблюдает взаимосвязи между жизнедеятельностью животных и сменой времен года; приводит примеры домашних животных своего края; владеет навыками ухода за домашними животными. Обучающийся научится: узнавать животных и птиц в природе, на картинках, по описанию (наиболее типичных представителей животного мира России); редких и охраняемых животных, животных, занесенных в Красную книгу; ухаживать за домашними животными и птицами; ухаживать за культурными растениями (посильное участие); описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам; выделять существенные признаки предметов; сравнивать между собой предметы, явления; Обучающийся научится : узнавать животных и птиц в природе, на картинках, по описанию (наиболее типичных представителей животного мира России); редких и охраняемых животных, животных, занесенных в Красную книгу; ухаживать за домашними животными и птицами; ухаживать за культурными растениями (посильное участие); описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам; выделять существенные признаки предметов; сравнивать между собой предметы, явления; называть некоторые пословицы, поговорки, загадки о животных; Обучающийся получит возможность: выполнять правила экологически поведения в природе; выполнять правила бережного отношения к животному миру. классифицировать явления, предметы; определять последовательность событий; судить о противоположных явлениях; давать определения тем или иным понятиям; говорить о влиянии деятельности человека на условия жизни живых организмов (примеры); узнать значение тепла, света, воздуха, почвы для живых существ, связи между ними (примеры); узнать значение растений и животных в жизни человека, условия их выращивания и правила ухода; познакомиться с многообразием растений, животных, экологические связи между ними; заботиться об оздоровлении окружающей природной среды, об улучшении качества жизни; глобальные экологические проблемы, влияющие на жизнь животных; ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ К концу года обучения дети должны: наблюдать объекты окружающего мира; самостоятельно работать с учебником, со словарем, справочником, энциклопедиями; работать с учебными и научно-познавательными текстами; составлять план учебной статьи; работать с памятками, алгоритмами, схемами-опорами; готовить сообщение, рецензировать ответы и выступления учеников; рассуждать, участвовать в беседе, в дискуссии; работать в паре, группе, индивидуально; оценивать себя, товарища; формировать коммуникативные умения; развивать познавательные, интеллектуально-учебные умения. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ Вводное занятие Теория. Ознакомление обучающихся с правилами поведения в объединении, правилами безопасности при работе с инструментами, оборудованием в лаборатории, пожарной безопасности и правилами дорожного движения. Введение в программу. Определение целей и задач в работе на год. Ознакомление с планами на год, информирование о предстоящих конкурсах и акциях. Кто и что вокруг меня? Теория. Тайна происхождения жизни. Живое и неживое в природе. Природа источник красоты и гармонии. Демонстрация репродукции известных художников И.И. Шишкина, В.Д. Поленова, И.К. Айвазовского. Прослушивание музыкальных произведений Баха, Бетховена, Римского-Корсакова. Практика. Экскурсия в парк. «Слушаем музыку природы» Практическая работа «Составление букетов из осенних листьев». Тропинка в природу Готовимся наблюдать и изучать. Теория. Знакомство с оборудованием, необходимым для работы на природе: полевой дневник, компас, лупа, определители растений и животных, справочники, карта местности и др. Правила ведения полевого дневника: запись наблюдений и зарисовка наблюдаемых явлений. Практика. Лабораторная работа «Методы исследования: работа с цифровым микроскопом» Учимся наблюдать. Теория. Четыре основных качества, необходимые каждому во время проведения исследований в лесу: терпение, внимательность, точность, сотрудничество. Наблюдение — основной метод работы на природе. Значение систематичности в проведении наблюдений. Четыре основных вопроса, на которые необходимо ответить, прежде чем приступать к наблюдению: зачем? что? где? и как наблюдать? Десять заповедей друзей леса Теория. Знакомство с правилами поведения на природе на основе анализа заповедей, составленных учёным-экологом Ф. Тасси. Практика. Экскурсия в природу «Осенний лес» Явления природы и их чудеса Теория. Явления природы: снегопад, дождь, листопад, северное сияние, затмение луны и солнца. Неистовые вихри: циклоны, торнадо, смерчи, ураганы. Электричество в воздухе: молнии. Полярное сияние - одно из чудес природы. Восход и закат солнца. Лавины. Практика: Семицветная арка. Тайны неживой природы Теория. Камни, песок, воздух, вода. Пассаты-ветры дующие всегда. Красота и гармония гор. Минералы. Сказочная красота камней (яшма, изумруды, малахит). Мир пещер их красота и многоликость. Карстовые пещеры. Соль Земли. Песок и глина. Вездесущий и многоликий кварц. Обычная вода, но это интересно! Беседа о твёрдой, жидкой и газообразной воде. Вода в быту. Экономия воды. Вода источник жизни на Земле. Озёра- это голубые глаза Земли. Чистая вода Байкала. Как снег становится льдом. Во власти вечной мерзлоты. Практика. Экскурсия во «Вселенную воды» Лабораторная работа «Очистка воды от загрязнений». От динозавров до человека Теория. Как возникли и почему вымерли динозавры. Экологическая катастрофа, приведшая к исчезновению динозавров. Практика. Практическая работа. Моделирование: динозавр (лепка, рисунок). Тайны живой природы Теория. Растения, грибы, животные, рыбы, птицы. Растения разведчики недр. Зелёные кладоискатели. Многообразие растений на Земле, их предназначение. Растения в разные сезоны года. Водные растения, лекарственные и ядовитые растения. Удивительное в жизни растений. Рыбы, особенности строения. Как дышат рыбы? Электрические рыбы. Могут ли рыбы жить без воды? Как рыбы летают? Знакомство с обитателями аквариума. Птицы их красота и разнообразие. Как птицы находят путь домой? Почему сову называют мудрой? Какая из летающих птиц самая большая? А какая самая маленькая? Почему поют птицы? Исследовательская работа о влиянии света на рост и развитие комнатных растений. Организация выставки комнатных цветов «Флора нашего дома». Лабораторная работа «Птицы. Строение пера». Приглашение для беседы специалистов – орнитолога, работника лесхоза. Заочная экскурсия «Мир аквариумов». Просмотр видеофильма о касатках и дельфинах. Игры-тренинги Экскурсия в «Зоологический музей» Земля и космос Теория. Тайны вселенной. Есть ли жизнь на других планетах? Созвездия и галактики. Что такое Млечный Путь? Что такое падающие звёзды? Что такое комета? Почему астрономы полагают, что на Марсе может быть жизнь? Практика. Экскурсия в планетарий. Человек – часть природы Теория Как мы растём? Как мы усваиваем пищу? Почему мы потеем? Почему мы испытываем жажду? Почему мы устаём? Что такое кожа? Почему кожа у людей разного цвета? Что такое веснушки? Почему у нас есть родинки? Из чего состоит глаз? Как мы различаем цвета? Как работает ухо. Что такое человеческие зубы? Почему у людей такие разные волосы? Седеют ли волосы от испуга? Из чего сделаны ногти? Есть ли одинаковые отпечатки пальцев? Как мы разговариваем? Как мы запоминаем? Почему мы плачем? Почему мы смеёмся? Что вызывает икоту? Что такое боль? Что такое простуда? От чего бывает жар? Вредные привычки (никотин, алкоголь). Практическое занятие «Как правильно чистить зубы, мыть руки». ТЕМАТИЧЕСКОЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ. № раздела 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Наименование раздела, темы Кол-во часов Вводное занятие Кто и что вокруг меня? Тропинка в природу Явления природы и их чудеса Тайны неживой природы От динозавров до человека Тайны живой природы Земля и космос Человек – часть природы Итого: 1 2 2 3 2 1 2 1 1 15 КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 Тема урока Вводное занятие Вводное занятие. «Что такое экология?» Правила ТБ. Кто и что вокруг меня? Тайна происхождения жизни. Живое и неживое в природе. Природа источник красоты и гармонии. Экскурсия в парк. «Слушаем музыку природы» Практическая работа «Составление букетов из осенних листьев». Тропинка в природу Учимся наблюдать. Лабораторная работа «Методы исследования: работа с цифровым микроскопом» Десять заповедей друзей леса. Экскурсия в природу. Явления природы и их чудеса Явления природы. Электричество в воздухе: молнии. Семицветная арка. Восход и закат солнца. Лавины. Неистовые вихри: циклоны, торнадо, смерчи, ураганы. Экскурсия в природу. Тайны неживой природы Камни, песок, воздух, вода. Пассаты-ветры дующие всегда. Красота и гармония гор. Минералы. Сказочная красота камней (яшма, изумруды, малахит). Мир пещер их красота и многоликость. Карстовые пещеры. От динозавров до человека Как возникли и почему вымерли динозавры. Дата проведения План. Факт. 04.09.23 11.09.23 18.09.23 25.09.23 02.10.23 09.10.23 16.10.23 23.10.23 13.11.23 20.11.23 27.11.23 Приме чание 12 13 14 15 Экологическая катастрофа, приведшая к исчезновению динозавров Тайны живой природы Растения, грибы, животные, рыбы, птицы. Удивительное в животной среде. Тайны животных. Экскурсия в «Зоологический музей» Земля и космос Тайны вселенной. Есть ли жизнь на других планетах? Созвездия и галактики. Человек – часть природы Виртуальная экскурсия в «Государственный Дарвиновский музей» 04.12.23 11.12.23 18.12.23 25.12.23